РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Образовательная среда как фактор развития одарённых детей в условиях дополнительного образования

Образовательная среда как фактор развития одарённых детей в условиях дополнительного образования

«Образовательная среда как фактор развития одарённых детей
в условиях дополнительного образования».
…если мы знаем, как из слабости возникает сила,
из недостатков – способности, то мы держим
в своих руках ключ к проблеме детской одаренности.
Л.С. Выготский

Современный мир становится более сложным, динамичным. Поэтому одним из актуальных вопросов образования стоит развитие одарённых детей, где главной ценностью является творчески развитая личность, которая влияет на успешное развитие нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим встает вопрос развития одаренных, талантливых детей на всех этапах их обучения. Для которых определяются главные факторы развития и создаются условия, способствующие формированию и становлению творческих детей. Так как одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Одним из благоприятных условий для развития одарённых детей является дополнительное образование, где создаётся развивающая среда, цель которой, удовлетворение образовательных возможностей творческих детей, самореализация их в обществе. Поэтому одним из главных направлений моей работы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность, в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

В моей практике такой развивающей средой является школа раннего развития «Буратино» Центра развития творчества детей г. Черногрска, где я веду музыкальное занятие для детей 5-7лет, по разработанной мной образовательной программе «Веселинка». Реализация программы предусматривает научить детей основным азам музыкальной грамоты, используется методика Шулешко, научить слушать и слышать музыку, различать её, соединять с различными видами искусства, используется методика «Синтеза искусств» Куревиной. После слушания музыки мы с детьми рисуем её, они передают свои впечатления в рисунке. И конечно, учу детей вокальному искусству, использую методику А. Стрельниковой; Емельянова; Теплова. После кропотливой работы дети выступают на праздничных концертах.

Развивающая среда, где живут дети - создаёт для них позитивное отношение к различным видам искусства и к музыке в целом. Дети в нашей школе занимаются один год.

Но есть главный успех - это их горящие глаза, потребность в получении новых знаний готовность к творчеству и ощущение самостоятельности. А значит нам, педагогам есть к чему стремиться. Я поставила себе задачу: выявлять, развивать и поддерживать творческих и способных детей.

Ещё одним из важных факторов является семья, где дети развиваются в условиях любви, дружелюбия, где родители организуют для них позитивную социальную среду.

Так как я являюсь руководителем вокального ансамбля «Элегия», стараюсь набирать способных детей в ансамбль, чтобы дети могли реализовать свои способности в социальной среде. Для этого в школе раннего развития «Буратино» определила несколько этапов работы с талантливыми детьми.

Этапы выявления детей с вокальными данными:

  1. Прослушивание детей (диагностика по Теплову).
  2. Беседа с родителями.
  3. Проведение занятий для развития интереса к вокальной деятельности.
  4. Анализ успехов и достижений способных детей.
  5. Создание карты «Развитие одарённости ребёнка» (успех ребёнка, наблюдения, выводы).
  6. Развитие творческих способностей (творческие задания и упражнения с усложнением).
  7. Создание условий для развития одарённых детей (формирование банка данных и создание мониторинга их развития).
  8. Для достижения успеха проводится индивидуальное обучение.

В своей практике использую методику Е.С.Белова, исследование творческого потенциала ребёнка по следующим параметрам:

  • вид деятельности;
  • самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
  • отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);
  • инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
  • реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);
  • использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

На своих занятиях применяю различные методы и формы работы, которые помогают учитывать личные особенности детей в решении возникших проблем, которые являются важным фактором успешности ребёнка в формировании познавательных способностей и личностных качеств.

И вот прошёл год, и те дети, которые занимались в школе раннего развития «Буратино» теперь успешно занимаются в вокальном ансамбле «Элегия». Имеют успех в вокальной деятельности: на городском вокальном конкурсе «Пою, тебе мой Черногорск!» девочки заняли 1 место. Они являются активными участницами в городских концертных мероприятиях. Что очень радует.

Известный психолог Б.Г.Ананьев отметил, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития''.

Таким образом одаренность в нашем случае, рассматривается с учетом внутренних и внешних факторов, прежде всего это взаимодействие развивающейся личности с ее социальным окружением. Создание условий для развития познавательного интереса и развертывания персонального пространства личности как творческой индивидуальности, что способствует решению задач современного общества

Список литературы:

  1. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – с. 159
  2. Заболотска И.А. Опыт работы с одарёнными детьми/И.А. Заболотская// Дополнительное образование и воспитание. – 2007.- № 9.
  3. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)// Вопросы психологии – 1998г. - № 5
  4. Темчишена С.П. Организация работы с одарёнными детьми в условиях ДО /С.П.Темчишена// Дополнительное образование и воспитание. – 2010. - № 11.
Плеханова Ольга Степановна03.12.2014 14840 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar