РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках информатики с использованием модульной технологии обучения

Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках информатики с использованием модульной технологии обучения

Бондаренко Алла Анатольевна,
учитель информатики
МБОУ СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ставрополя

На современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем из-за увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомленности, умений, смысловых ориентации, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта.
О.Е. Лебедев в своей работе «Компетентностный подход в образовании» отмечает, что применительно к компетентностному подходу: смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Проводя анализ образовательных стандартов по отражению в них идей компетентностного подхода, Т.В. Иванова в своем исследовании «Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы» выявила, что информатика входит в группу предметов, в которых практически весь стандарт строится на основе компетентностного подхода, то есть это предмет, нацеленный на формирование ключевых компетенций. Компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

А.В. Хуторской отмечает, что формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных.

Развитие компетентности - процесс, который «не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению».

Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.
Таким образом, цель современной школы – обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения ученика и учителя в учебном процессе.

Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Суть модульного обучения состоит в том, что каждый ученик работает самостоятельно, имея возможность проконсультироваться у учителя, получить помощь товарища, в результате значительно глубже познается учебное содержание и, кроме того, все время можно себя контролировать.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого учащегося исключает нарушения дисциплины. Важное место при проведении модульных уроков оказывает ситуация успеха, ощущение учащимся собственного развития. При данной технологии учитель создает условия для личной заинтересованности учащегося не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения.

Минимальной единицей учебного процесса в модульно – блочной технологии является не урок, а цикл уроков или модуль. Модуль разделен на учебные элементы (УЭ). УЭ создается как проблемно-деятельностная практическая работа по решению поставленной задачи с учетом индивидуально-личностных качеств учащихся. Учащийся выполняет задание с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

В разработанной мною модульной программе по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» материал разбит на 12 модулей. В начале каждого модуля перед учащимися ставится интегрирующая дидактическая цель, степень достижения которой оценивается учащимися самостоятельно по окончании работы с модулем в разделе «Рефлексия». УЭ №1 – это входной контроль, проверка изученного материала. Здесь используются тесты, как с выбором ответа, так и те, в которых учащийся сам записывает ответ.

Каждый последующий УЭ начинается с постановки учебной задачи (УЗ), результат выполнения которой вносится в учебную карту ученика.

Каждый учащийся, работая с УЭ, выполняет различные теоретические и практические задания. Файлы с выполненными на компьютере проблемно-деятельностными практическими работами, сообщениями, проектами он сохраняет в папке личных достижений, что позволяет получать рефлексивно отображенное каждым учащимся содержание усвоенного учебного материала.

Модульный подход дает ребенку чувство успеха, и ученики стараются закрепить этот успех на последующих уроках.
Использование модульной технологии повышает эффективность преподавания. Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих учащихся появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Учитель имеет возможность на уроке уделить внимание как «слабым», так и «сильным» ученикам. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку. Роль учителя на таком уроке сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач.

Можно сделать вывод, что модульная технология является наиболее продуктивной в развитии ключевых компетенций и личностно-ориентированной, позволяющей учащимся лучше усвоить материал программы. Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если школьник овладеет приемами самообразования. Ведь одна из основных задач учителя - научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, то есть развить у учащихся информационную компетенцию и компетенцию личностного самосовершенствования.

Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и учителю.

Бондаренко Алла Анатольевна08.12.2014 18490 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar