РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Творческая деятельность учащихся на уроках ОРКСЭ

Творческая деятельность учащихся на уроках ОРКСЭ

Автор: Шишкина Ольга Игоревна

Я на своих уроках пытаюсь использовать особый вид деятельности для ребят, в результате которого они создают конечный продукт их собственного творчества. Они рисуют, вступают в дискуссии, делятся имеющейся информацией, полученной в ходе обучения, от взрослых, в дни каникул, путешествия. На каждом уроке они с нетерпением ждут новых заданий, а в творческих работах проявляют свою индивидуальность.

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов, представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. В нашей школе выбран один из модулей этого курса - «Основы мировых религиозных культур». Конечно, на первом уроке ребята настороженны, для них это новое и непривычное. Поэтому я на своих уроках пытаюсь использовать особый вид деятельности для ребят, в результате которого они создают конечный продукт их собственного творчества. Они рисуют, вступают в дискуссии, делятся имеющейся информацией, полученной в ходе обучения, от взрослых, в дни каникул, путешествия. На каждом уроке они с нетерпением ждут новых заданий, а в творческих работах проявляют свою индивидуальность.

По моему мнению, каждый урок, тем более нового предмета, должен стать для них открытием чего-то невероятного. Этот курс не исключение. Ведь столько тайн хранят религии мира. Так много хочется донести до учеников, да так, чтобы информация не только отложилась у них в памяти, но и возникло желание, поделиться этим с окружающими.
В учебнике по курсу «Основы мировых религиозных культур» собраны разнообразные сведения об основных религиях, распространённых в мире. В результате обучения, учащиеся знакомятся с историей возникновения религиозных культур, и их появление в России; особенностями и традициями религий; основами содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь и т.д.

Совсем недавно мы с учениками параллели 4-х классов познакомились с темой: «Добро и зло». Эти два слова существуют в этом мире уже очень давно, и даже маленький ребенок может объяснить их смысл простыми незатейливыми словами – хорошо и плохо.

С ребятами мы заглянули в самую глубь этих слов. Узнали, что об этом думали и думают народы различных религий, заглянули в толковые словари В. Даля и С. Ожегова, и постарались написать собственное определение добра и зла.
В ходе урока я предложила ребятам несколько пословиц и поговорок на эту тему. Например: «Добрый человек не помнит зла», «Зло забывай, а дружбу помни» и т.д. У каждого было свое видение и трактовка этих высказываний.

Учащиеся с удовольствием слушают различные притчи, рассказы, легенды. И этот урок стал не исключение. Знакомясь с понятиями добра и зла в христианстве, ребята с удовольствием прослушали притчу о блудном сыне, в которой очень ярко описывается отношение Бога к грешному человеку. Почти все пытались высказаться о прочитанном.

Зло…Эти три буквы иногда приносят огромные страдания. И большинство нас, людей, прекрасно понимают это. Но не все могут воздержаться от плохого. Ученики не замолкали ни на секунду, они рассказывали о поступках, которые приносят боль и страдание, о последствиях необдуманных и плохих слов, сказанных в адрес дорогого человека. Откуда же появилось зло? Я попыталась им помочь, подсказать и рассказала басню Л.Н. Толстого «Отчего зло?». В этом произведении ворон, голубь, олень, змея и человек рассуждают, отчего на свете бывает зло. Каждый выразил свое мнение. Кто-то говорил, что зло - от голода и от любви, другие, что зло – от злости и страха, и лишь человек сказал: «Все зло – от того, что вы все беспокоитесь об этой, земной жизни. Отсюда и страх, и одиночество, и злоба, и голод. Один только человек способен забыть о теле и думать о душе. У него одного душа бессмертна. Так Богом устроено». Не все участники урока с этим согласились. Очень редко, по их мнению, человек вспоминает о своей душе, уделяя огромное внимание своим мирским благам.

О добре написано очень много. И на эту тему можно говорить бесконечно и ни один урок. С удовольствием ребята приводили примеры добрых поступков, называли качества, которые характеризуют доброго человека. И в самом конце урока, ребятам было предложено творческое задание – сотворить «Дерево доброты». На ватмане был нарисован ствол большого дерева, но не было кроны.

Я раздала белые листочки и предложила раскрасить их и на каждом написать доброе слово. Листья могли быть любого цвета. И так как они делались от всего детского сердечка, с вдохновением, с восторгом и конечно любопытством, работа удалась.

Море эмоций и кучу впечатлений получили все участники процесса. Эти «Деревца Доброты» были выставлены в библиотеке и все приходящие с удовольствием разглядывали их. А сами четвероклассники, приводили своих друзей, чтобы похвастаться своей работой. А самое главное - ребята точно знают, что от добра мир краше!

Шишкина Ольга Игоревна09.12.2014 28850 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar