РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Опыт индивидуального социально-педагогического сопровождения девиантных подростков.

Опыт индивидуального социально-педагогического сопровождения девиантных подростков.

Авторы: Фудорова Г.Г., Дурова Т.В.

В результате политической, экономической, социальной и экологической нестабильности современного общества отмечается рост количества детей и подростков с отклоняющимся поведением.

Увеличение количества видов и форм отклоняющегося поведения подростков и их индивидуализированный характер выявляет необходимость в поиске и применении разнообразных методов социально-педагогической профилактической работы.

Все более актуальной становится социально-педагогическая профилактика девиантного поведения, максимально учитывающая индивидуально-личностные различия, ориентированная на индивидуальное взаимодействие педагога и подростка.

В настоящее время можно отметить переход российской педагогической системы к личностно-ориентированному подходу в воспитании и образовании, к гуманизации образовательного пространства, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, с учетом всех групп факторов, формирующих отклоняющее поведение. В числе таких факторов исследователи выделяют биологические, психологические, психолого-педагогические и средовые.

К биологическим факторам можно отнести те, которые передаются по наследству либо приобретаемые во время внутриутробного развития. Это нарушения умственного развития, дефекты слуха, зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы, влияние наследственности, отягощенной алкоголизмом.

Психологические факторы: акцентуации характера; неврозы; неврастения; различные пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы. К психологическим факторам некоторые исследователи относят такие
психологические характеристики, как агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка и уровень притязаний, недостаточная саморегуляция.

К психолого-педагогическим факторам относятся дефекты школьного и семейного воспитания.
К средовым факторамотносятся социально-экономическиеи социокультурные условия существования общества (экономические кризисы, расслоение общества, разрушение системы ценностей, влияние уличных сообществ, средств массовой информации и др.).

В процессе профилактики девиантного поведения подростков социальный педагог часто сталкивается с тяжелыми ситуациями, когда необходим особый, индивидуальный подход к решению проблем ребенка. Это могут быть случаи, когда принятые профилактические меры не имели положительного результата; когда дальнейшее пребывание ребенка в семье становится недопустимым, усугубляются семейные конфликты; родители не в состоянии контролировать ситуацию; подросток дезадаптирован в школьной среде и не в состоянии обучаться на общих условиях и тд.

В подобных случаях актуальную практическую значимость имеет опыт индивидуального социально-педагогического сопровождения девиантного подростка на примере русско-немецких проектов индивидуальной поддержки и сопровождения подростков из Германии. Краткая характеристика проекта заключается в том, что девиантный подросток из Германии приезжает в Россию на длительный период (от 1 года до 1,5 лет). Весь этот период осуществляется социально-педагогическая профилактика различных форм девиантного поведения подростка русским педагогом-воспитателем, который проживает вместе с подростком и осуществляет индивидуальное сопровождение, а также группой специалистов, поддерживающих проект дистанционно.Осуществление данных проектов становится возможным при сотрудничестве комитетов по делам молодежи Германии, общественной организации «Велленбрехер», группы социальных педагогов России, кафедры социальной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Стороны имеют общие практикоориентированные цели, заключающиеся в организации условий, обеспечивающих полноценные процессы социализации подростков.

Процесс индивидуального сопровождения выстраивается как организованное, планируемое и направляемое педагогом взаимодействие с подростком.

Маршрут индивидуального сопровождения состоит из определенных этапов, в полноценной реализации которых и заключается эффективность осуществляемой программы индивидуального сопровождения:

  1. Диагностика.
  2. Социально-педагогическая концепция индивидуального сопровождения.
  3. Организация определенных пространственно-бытовых условий (среды).
  4. Организация эффективного взаимодействия педагога и подростка.

Диагностика – это этап наблюдения, описания и толкования совокупных признаков, всесторонне характеризующих развитие ребенка.

В своей деятельности социальный педагог может использовать различные доступные виды диагностики, взаимодействуя при сборе данных с другими специалистами службы сопровождения: медиками и психологами.

  • Медицинская диагностика–позволяет использовать данные медицинского диагноза. При этом социальный педагог учитывает психосоциальные последствия заболеваний, которые по-разному могут влиять на формирование личности.
  • Психологическая диагностика–изучение и анализ индивидуально-психологических особенностей и отклонений ребенка, а также прогнозирование их возможного дальнейшего развития. При этом выявляются возможные факторы риска. Например, склонность к агрессии и аффективности поведения, сниженный уровень самоконтроля, отсутствие мотивации к обучению и др.
  • Социально-педагогическая диагностика –это процесс изучения ближайшего социального окружения ребенка, выявление существующих причинно-следственных связей и отношений конкретной личности с обществом и коллективом. Происходит сбор данных и анализ отношений в семье, отношений в школе, социального поведения подростка и др.

Диагностика поведения подростка и происходящих в нем изменений осуществляется во время всего процесса социально-педагогической профилактики. Методами диагностики могут быть дневники наблюдения за подростком, беседы, тестирование и др.

На основании диагностики, с учетом выявленных особенностей отклоняющегося поведения происходит планирование социально-педагогической концепции индивидуального сопровождения девиантного подростка[4, 25].

Данная концепция должна учитывать все группы факторов, формирующих девиантное поведение и целый ряд особенностей, которые могут осложнять профилактику:

  • Девиантные подростки закрепляют отрицательные стереотипы поведения. Поэтому очень важно перестроить этот отрицательный стереотип, переключить силы и способности воспитанника на полезные дела, развить положительные качества личности. Однако ломка привычного образа жизни часто вызывает отрицательные эмоции, чувство настороженности, недоверие к педагогу, настроенность на конфликт.
  • У девиантных подростков снижена социальная компетентность, они слабо представляют и анализируют особенности своего поведения и своего окружения. Поэтому важно создать условия для анализа ситуаций и своего поведения.
  • Подростки с девиантным поведением постоянно испытывают на себе негативную оценку окружающих. Все это создает негативный эмоциональный фон. Поэтому важно опираться на положительные качества ребенка, воспринимать его таким, каков он есть.

Далее формулируются примерные педагогические цели (поскольку диагностика осуществляется на всех этапах проекта, поэтому цели могут корректироваться и дополняться), например:

  • Формирование социально приемлемого поведения.
  • Формирование навыков гигиены и самообслуживания.
  • Развитие эмпатии (сопереживания).
  • Формирование системы морально-нравственных ценностей.
  • Поиск стратегий преодоления конфликтных ситуаций и агрессии.
  • Борьба с вредными привычками (курение, алкоголь, беспорядочные половые связи).

Организация определенных пространственно-бытовых условий (среды). В основе практического опыта индивидуального сопровождения девиантного подростка заложена идея максимально полного изменения окружения подростка, погружения его в иную среду. При этом изменяются условия и образ жизни подростка, но сохраняется его идентичность, развиваются природные задатки и способности.

Пространственно-бытовые условия, должны способствовать эмоциональной стабилизации подростка за счет близости к природе, нейтрализации внешних раздражителей (ограничения общения с прежним окружением, удаленности от городской суеты и шума, недоступности магазинов с алкоголем и сигаретами, невозможности сомнительных знакомств и связей).

Наиболее подходящим вариантом для этих целей становится деревенский дом («проектное место») в пригороде, соответствующий следующим требованиям:

  • относительная близость к городу, с возможностью выезда 1-2 раза в неделю для индивидуальных занятий с учителем (возможен также приезд учителя на дом);
  • бытовые условия самые простые и аскетичные;
  • наличие отдельных комнат для подростка и для воспитателя;
  • отсутствие в непосредственной близости магазинов;
  • близость к природе, естественность и экология жизнедеятельности;
  • ограничение использования телевидения и интернета;

В данных условиях подросток постигает принципы здорового образа жизни, экологического мышления: соблюдение режима, полноценный сон, соблюдение принципов здорового питания регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой.

Эффективность взаимодействия педагога и подростка заключается в умении педагога вызвать доверие к себе и актуализировать внутренний потенциал подростка, вселить уверенность в возможности преодоления проблемы.

Взаимодействие педагога и подростка проходит определенные стадии развития:

  • Выстраивание доверительных отношений. Становление доверительных отношений служит основой для построения новых моделей мышления и поведения подростка. Педагог и подросток находятся в единой пространственно-бытовой среде. Педагог инициирует постоянное интенсивное общение с подростком. При этом ребенок должен чувствовать, что взрослый всегда рядом и всегда готов помочь преодолеть трудности. Это необходимо для возникновения чувства защищенности и доверия к педагогу. Вся деятельность осуществляется совместно.

Для успешной мотивации подростка, для формирования четкого понимания происходящего, для общей стабилизации и «встраивания» в профилактический процесс необходимо совместное планирование жизнедеятельности:

  1. План дня, учитывающий режимные моменты.
  2. План недели.
  3. План месяца (с подведением итогов и фиксированием ожидаемых результатов).
  4. График ежедневных домашних обязанностей подростка.
  5. Перечень видов деятельности, учитывающий пожелания подростка.
  • Вовлечение в новые социальные отношения и разнообразную положительную деятельность, проживание новых жизненных ситуаций. В процессе наблюдения и общения педагог и подросток определяют возможные виды деятельности. Планирование происходит с учетом личной предрасположенности ребенка, его индивидуальных способностей, вкусов и педагогических целей. Наиболее эффективным для процесса социально-педагогической профилактики является сочетание различных видов положительной деятельности: трудовой, учебно-развивающей, спортивной, развлекательной и т. д. Например, это ежедневное бытовое самообслуживание, работа на свежем воздухе в саду, регулярные занятия спортом на природе, подготовка уроков, посещение музеев и культурных мероприятий, занятий рисованием, музыкой, рукоделием и т.д.

Одной из важнейших задач педагога на данном этапе является организация трудовой практики для подростка. Это может быть работа в фермерском хозяйстве по уходу за животными, помощь пожилым людям и инвалидам, волонтерская деятельность в оказании помощи бездомным и больным животным. Кроме приобретения новых навыков, подросток получает опыт новых позитивных социальных контактов, проживает новые жизненные ситуации.Трудовая практика должна осуществляться регулярно и длительно, и сопровождаться символическим вознаграждением за успешное выполнение, что создает дополнительную мотивацию для подростка.

Социальный педагог должен быть готов к непрерывной мотивации и стимулированию подростка, использовать рефлексию, анализ и обсуждение, погружать его в новые ситуации с целью актуализации положительного потенциала подростка.

  • Следующим этапом развития процесса профилактики становится формирование и закрепление новых ценностных установок. Задача педагога все больше вовлекать подростка в предпочитаемые формыдеятельности и ответственности, актуализируя при этом нравственные позиции ребенка. Важно целенаправленно включать в повседневную жизнь подростка виды деятельности, закрепляющие новые ценностные структуры и установки, позволяющие ему переживать ситуацию успеха.Показателем эффективности осуществляемой социально-педагогической профилактики должно стать дальнейшее использование подростком приобретенных форм решения проблемных ситуаций; новые способы выстраивания отношений в социуме; успешная интеграция в социум.

Следует также отметить, что для успешной реализации процесса социально-педагогической профилактики девиантного подростка необходим достаточно длительный период времени – от 6 месяцев до одного года и более, в зависимости от сложности ситуации и степени выраженности отклоняющегося поведения.

Каждый процесс сопровождения своеобразен и персонифицирован, что определено индивидуальностью субъекта профилактики. К сожалению, результаты социально-педагогической профилактики не всегда предсказуемы и зависят от множества субъективных обстоятельств. Из этого следует необходимость поиска новых, нестандартных форм социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Библиографический список:

  1. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия; 2006. 288 с.
  2. «Культурный шок» и социально-педагогическое сопровождение подростков за границей. Теория и практика: Монография / Под ред. С. А. Расчетиной, В. Э. Зюсса. СПб.: Росток; 2010. 264 с.
  3. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо; 1994. 416 с.
  4. Федорова Г. Г. Девиантное поведение детей и подростков. Методические рекомендации. Тюмень, 2009. 32 с.
Фудорова Г.Г. Дурова Т.В.15.12.2014 20280 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar