РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством методов и приемов исследовательской деятельности

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством методов  и приемов исследовательской деятельности

Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
(Л.Н. Толстой)

В контексте современного образования перед школой стоят важные задачи – развить предметные, регулятивные, метапредметные универсальные учебные действия. Стандарт создает некий «портрет выпускника основной школы»: «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике».

Образование направлено на

  • «развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности» .

Отсюда следует, что полученное обучающимися знание должно носить прикладной характер, в результате чего они смогут применять его на практике в повседневной и профессиональной жизни. Поэтому те УУД, о которых говорилось выше, составляют психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Также в рамках реализации ФГОС следует заострить внимание на развитии познавательной деятельности обучающихся.

От того, как ученик относится к познавательному процессу, насколько он заинтересован, умеет ли он получать и пополнять багаж знаний, зависит развитие его личностных качеств и его самооценка.

Познавательная активность – это, с одной стороны, учебный навык, а с другой стороны, личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

В настоящее время учебно-познавательная деятельность определяется как одна из ключевых компетенций (по А. В. Хуторскому), которыми должны овладеть учащиеся школы в условиях модернизации образования. Главное отличие учебно-познавательной деятельности от учебной состоит в том, что она направлена на решение социально-актуальной и личностно-значимой для учащегося познавательной проблемы.

Развить навыки познавательной деятельности на уроках любого учебного предмета, не только на уроках русского языка и литературы, позволяет исследовательская работа, ее формы, приемы и методы.

Рассмотрим, как формы, приемы и методы исследовательские работы, необходимые для развития когниции обучающихся, можно использовать на уроке русского языка.

Наблюдение, сравнение (сопоставление), анализ, синтез, обобщение, систематизации - все эти методы уместны на уроках русского языка и литературы.

Так в 5-ом классе при изучении темы «Буквы е, и в приставках пре-, при-» ставится проблема: почему в слове преумножить в приставке пишется буква е, а в слове присоединить – и?

На основе данной проблемы можно провести небольшое исследование с опорой на языковой материал учебника или раздаточный материал, предложенный учителем.

В ходе сравнения слов с разными приставками, их анализа (морфемного, лексического) ребята приходят к собственным выводам. После этого предлагается сравнить свои выводы с параграфом в учебнике, выявить, верны ли были их предположения и суждения и сделать обобщение по изученному вопросу.

Данная работа может иметь разные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в паре. В ходе чего развиваются не только познавательные УУД, но и регулятивные, и личностные и коммуникативные.
Приведем другой пример. На уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Виды речи» уместно провести мини-исследование над словами диалог, монолог с использованием методов сравнения, анализа (морфемного, лексического), обобщения.

Задание: Сравните однокоренные слова: диалог, монолог, филология, монография, графика и дайте определение понятиям диалог и монолог.

Сначала ребята выдвигают собственные предположения, выделяют морфемы, пытаются объяснить, сравнивая корни родственных слов, их значение. В случае затруднения пользуются этимологическими и толковыми словарями. Также сравнивают собственные выводы со словарными статьями, где даются значения слов диалог, монолог.

Диалог (от греч dis – два, logos – слово, речь) – речь двух людей, монолог (от греч. mono – один) – речь одного человека, монография (от греч. graphein- писать, чертить) – статья, глубоко исследующая одну тему, графика – раздел лингвистики, изучающий написание, букв и их соотношение со звуками, филология (от греч. phileo люблю) – комплекс наук, изучающих язык, речь и различные словесные тексты.

При изучении в 7-ом классе темы «Типы орфограмм» предлагается классифицировать виды орфограмм с помощью таблицы, схемы, что позволит систематизировать и актуализировать знания семиклассников на уроке-повторения и закрепление изученного. В данном случае можно использовать слова с разными типами орфограмм, с которыми обучающиеся будут работать.

Как показывает практика, знания, которые обучающиеся получают в ходе исследования, являющиеся результатом мыслительной деятельности, гораздо прочнее, нежели знания, полученные в результате механического запоминания. К тому же методы и приемы исследовательской деятельности, которые учитель-словесник, как и любой другой предметник, может использовать в своей педагогической практике, способствуют решению задач, которые ставит перед нами сегодня ФГОС: развитие личностных, предметных и метапредметных УУД.

Список литературы:
1.Абдухаирова А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности// Педагогика, 1998, № 8
2. Сенько Ю. В. , Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. – М., 1989
3. ФГОС основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010 – 25 с.

Интернет-ресурсы:
Словари:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/7095
http://www.vasmer.slovaronline.com/
http://onlineslovari.com/malyiy_akademicheskiy_slovar/1/

Вессели Ирина Сергеевна06.01.2015 21920 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar