РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Домашний химический эксперимент как особый вид самостоятельной работы учащихся.

Домашний химический эксперимент как особый вид самостоятельной работы учащихся.

Шипилова Надежда Владимировна
Учитель химии
МБОУ гимназия им. И. А. Бунина г.Воронеж

Актуальность темы определяется тем, что химия была и остается наукой экспериментальной и овладеть химическими знаниями даже в самом минимальной объеме невозможно без выполнения некоторого минимума практических работ. Базой для проведения исследования по внедрению ДХЭ послужила МБОУ гимназия им. И.А. Бунина города Воронежа, где апробация химических домашних заданий осуществлялась в 8-9-х классах.

Началом нашего исследования послужил отбор тех экспериментов, которые в последствии стали предметом работы для учащихся. Опираясь на журнал «химия в школе» были подобрали подходящие опыты, наиболее приемлемые для учащихся в домашних условиях и разработали подробную методику их выполнения.

Проводился четкий инструктаж по технике безопасности перед выполнением того или иного домашнего эксперимента. Отбор веществ для проведения домашних опытов осуществлен таким образом, чтобы исключить использование «опасных» веществ или свести их применение к абсолютному минимуму. В свою очередь была разработана система проверки выполнения домашних химических работ при проведении уроков актуализации знаний. Таким образом в конце урока отводилось время на просмотр работ учащихся, с целью закрепления пройденного материала и исправлению ошибок, чтобы корректировать пробелы при изучении данной темы.

Также подбирая опыты мы руководствовались тем, что такие работы также должны носить занимательных характер, что немало важно, особенно для 8-х классов, которые только что приступили к изучению этого сложного предмета, ведь в противном случае химия станет не только не интересной учащимся, но и ненавистной. Так, например по теме «Основные классы неорганических соединений» ребятам был предложен опыт по изготовлению цветов из бумаги, окрашенные в разные цвета. В качестве результата проделанной работы был предложен фото- либо видеоотчет. Что касается проверки работ учащихся в гимназии, то здесь была представлена возможность проведения такой работы в рамках программы НОУ «ШКОЛА УСПЕХА», где мы акцентировали внимание на преемственность знаний учащихся 9-го класса учащимися 8-го.

Домашние опыты послужили тем необходимым минимумом, который явился фундаментом для дальнейших исследовательских работ учащихся. Т.е. от простого к сложному. Результат – это различные призовые места учащихся в конкурсах и научно-практических конференциях.

Выполнение домашних экспериментальных заданий логически увязывает теоретические знания с повседневным жизненным опытом школьников, расширяет сферу применения знаний, способствует приобретению умения самостоятельно планировать свои действия и осознанному переносу знаний. Рассматриваемый вид самостоятельной работы учащихся способствует выполнению одного из важнейших принципов педагогики – сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности учащихся.

Список литературы:

  • Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии / В.Н.Алексинский.-М.: «Просвещение»,1980.
  • Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. – М.: Просвещение, 1977.
  • Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе/ О.С. Габриелян, Л.П.Ватлина. –М.: «Дрофа»,2005.
  • Журнал «Исследовательская работа школьников».-2002.-№1
Шипилова Надежда Владимировна15.01.2015 9770 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar