РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профилактика конфликтного поведения в классе как необходимое условие формирования коммуникативных компетентностей подростков

Профилактика конфликтного поведения в классе как необходимое условие формирования коммуникативных компетентностей подростков
Профилактика конфликтного поведения в классе как необходимое условие формирования коммуникативных компетентностей подростков
 
В новой редакции Закона РФ «Об образовании» особое внимание обращается на то, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений».
 
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, направлен на общекультурное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся через формирование различных компетенций.
 
Коммуникативное развитие обучающихся связано с формированием компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.

Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем, что общение выходит на уровень ведущей деятельности. Интерес к сверстнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности детей.

Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается на результативности и эффективности процесса обучения.

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Однако дети очень часто не умеют выстраивать конструктивные отношения и становятся провокаторами или участниками различных конфликтных ситуаций.

В этой связи проблема становления и развития межличностных отношений имеет большое значение для развития личности ребёнка. Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей, включая не только детей, но и родителей, и педагогов.

Так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы, педагогу надо хорошо владеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

Практическая значимость: материалы могут быть использованы классными руководителями, воспитателями, педагогами-психологами, социальными педагогами, родителями образовательных учреждений разных видов.

Профилактика конфликтов - это их предупреждение. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к конструктивному развитию возникающих противоречий.

Я являюсь классным руководителем 7 класса. Особенностями данного классного коллектива являются его численный состав (32 человека), национальный (переселенцы из Узбекистана), социальный (дети из многодетных, малоимущих семей, приемной семьи, воспитанники детского дома), особенности комплектования класса (дети из разных школ и из сельской местности).

Именно эти особенности классного коллектива определили цель моей работы как классного руководителя: снижение поведенческой агрессивности учащихся, обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

  1. Дать возможность каждому ученику осознать собственные эмоции и их причины.
  2. Научить детей замечать и выражать свои чувства, формировать навыки самонаблюдения и самоконтроля.
  3. Разработать модели конструктивного поведения, контроля негативных эмоций и приемлемых способов их выражения.

Деятельность по предупреждению конфликтов осуществляют сами ученики, а так же учителя-предметники, классный руководитель и родители, которым оказывают педагогическую и психологическую помощь педагог-организатор и социально-психологическая служба школы.

Работа по профилактике конфликтного поведения проводится одновременно по четырем основным направлениям:

  • специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо было провести диагностическое обследование подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и организации профилактической работы, опираясь на результаты диагностики.
  • создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, личный пример педагогов и родителей). Создание «ситуации успеха».
  • устранение социально - психологических причин возникновения конфликтов (совместная разработка и корректировка Конституции класса, процедуры решения каких-либо спорных вопросов).
  • блокирование личностных причин возникновения конфликтов (разработка тематики тренингов, циклов классных часов).

Для изучения взаимоотношений в классном коллективе я использую следующие методики:

  • Социометрия
  • Диагностика межличностных отношений Т. Лири
  • Стратегия поведения в конфликтной ситуации К. Томаса (адаптирована Н.В.Гришиной).

Без современных педагогических технологий невозможно достичь поставленных целей и задач. В своей работе с классным коллективом по профилактике конфликтного поведения я использую следующие педагогические технологии:

  • технология ситуативно-ролевой игры (автор Н. Е. Щуркова);
  • технология социального проектирования (автор А. С. Прутченков);
  • тренинговые технологии (программа «Самосовершенствование личности» Г. К. Селевко);
  • технология сказкотерапии (автор Л. Д. Короткова);
  • технология арт-терапии.

Два года работы над данной проблемой позволяет подвести промежуточные итоги работы по профилактике конфликтного поведения в классе:

1. Социометрические исследования


 
Вывод: в 5 классе складывалась напряженная эмоциональная обстановка, что приводило к частым конфликтам, которые дети предпочитали разрешать наиболее выгодным для них способом: драки, обзывания и т.д. За 1 год эмоционально психологический климат в классном коллективе для многих учеников стал более благоприятным, теплым, чем в начале 5 класса. К началу 7 класса в коллективе полностью отсутствуют дети из категории «пренебрегаемые» и «отверженные».

2. Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации

Вывод: в 5 классе у большинства обучающихся выявлен такой стиль поведения в конфликте, как соперничество - 15 учеников (почти половина из всех детей) - т.е. эти ребята стремились добиться своего, во что бы то ни стало, отстоять свою позицию, заставить окружающих принять свою точку зрения, мнение других их не интересовало. Они были нетерпимы к критике, переоценивали собственные возможности, демонстрировали чувство превосходства над теми, кто более слаб, многие были несдержанны и импульсивны. В 6 и 7 классах значительно увеличивается количество обучающихся, которые готовы пойти на сотрудничество (12 чел.) и компромисс (5 чел.) в разрешении конфликтной ситуации.

3. Осваивая методы групповой работы через тренинговые занятия (программа «Самосовершенствование личности» Г. К. Селевко) и участие в социальном проектировании (разработка и участие в социальном проекте «Детскому саду нашу заботу»), подростки стали более успешно управлять собой и находить правильный стиль в отношениях с окружающими в решении непростых проблем, которых так много - именно у подростков.

Используемые мною методики работы по психопрофилактике конфликтов помогают поддерживать благоприятную социально-психологическую обстановку в классном коллективе, способствуют выработке таких качеств личности учащихся как ответственность за себя и товарища, стремление придти на помощь в трудной ситуации, проявлять участие, уметь слушать других, уважительно относиться к чувствам, проблемам тех, кто рядом, не высмеивать недостатки, а помогать их преодолевать. В классе в процессе проведения мероприятий по профилактике конфликтов постепенно складывается дух сотрудничества и взаимоответственности.

Таким образом, результаты первых двух лет работы по профилактике конфликтного поведения в классе внушают оптимизм и веру в то, что дальнейшее развитие коммуникативных компетентностей поможет моим ученикам в будущем быть более успешными в различных областях и сферах своей деятельности.

Библиографический список

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990. – 110 с.
  2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., - 2003.- 208 с.
  3. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. - Астрахань, 1997. – 124 с.
  4. Байард Д., Байард Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. – 86 с.
  5. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. - М.,1991. – 212 с.
  6. Гришина Н. В. Психология социального конфликта.- СПб., 2000. – 236 с.
  7. Золотова И. А. Программа развития аддиктивных подростков. - Зеленодольск, 2007.- 112 с .
  8. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. - М., 1991.- 242 с.
  9. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. - М., 1997. – 320 с.
  10. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. Учеб. пособие. - М., 2001.- 448 с.
  11. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 262 с.
  12. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методики изучения личности: Учеб. пособие. - М., 1996.- 264 с.
  13. Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. - М., 1990. – 368 с.
  14. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - М., 1999.- 412 с.
Галеева Ольга Николаевна16.01.2015 21510 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar