РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Подготовка к сочинению

Подготовка к сочинению

Автор: Казыева Лиана Хамидовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
МОУ «Лонгъюганская СОШ»

Консультация к итоговому сочинению обучающихся по направлению №1 «Недаром помнит вся Россия…»
(200- летний юбилей М.Ю.Лермонтова)

Цель: подготовка к итоговому сочинению обучающихся по направлению № 1.

Задачи:

  • сконцентрировать внимание на особенностях работы с разными жанрами сочинений;
  • закрепить умение составлять подробный план сочинения;
  • сформировать умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;
  • уметь подчинять своё высказывание основной мысли, правильно раскрывать тему сочинения;
  • научиться исправлять написанное.

Сочинение — форма самостоятельной письменной работы, которой необходимо овладеть, четко понимая особенности этой формы, представляя требования, которые предъявляются к сочинению.

В последнее время появилось немало методических пособий по подготовке к сочинению, в которых анализируются типы тем и наиболее характерные ошибки. Также появляются сборники готовых сочинений. В большинстве случаев это наборы стереотипных фраз, которые поверхностно раскрывают тему. Они используются многими школьниками, но опираясь на такие сборники трудно добиться хорошего результата на экзамене.

Поэтому при подготовке к экзаменационному сочинению целесообразнее поставить перед собой задачу — научиться писать сочинение на любую из предложенных тем. Научиться этому реально при соблюдении определенных условий.

Во-первых, необходимо научиться избегать типичные ошибки:

  • речевые;
  • фактические;
  • логические;
  • грамматические;
  • синтаксические.

Разберёмся с речевыми ошибками. Основные причины их появления - это непонимание значения употребляемых авторами сочинений слов, их лексической сочетаемости и стилистической окраски, а также неумелое использование синонимов, омонимов, многозначных слов, неологизмов, архаизмов, жаргонизмов, фразеологизмов, слов иноязычного происхождения.

Непонимание значения слова происходит по следующим причинам:

  • употребление слова в несвойственном значении: Из-за ветра дом всё сильнее распалялся, пожар перебросился на соседние дома.
  • употребление предлогов без учёта их значения: Благодаря Мише, мы проиграли ( уместнее заменить данный предлог на «из-за», «по причине», «вследствие» и т.д.).
  • смешение при перечислении слов конкретной и отвлечённой лексики, родового и видового понятия: В религиозном форуме приняли участие христиане, мусульмане, иудеи и католики («христиане»- общее название для всех христианских течений, в том числе и для католиков, поэтому «католики» в данном предложении неуместны).
  • употребление паронимов не в том значении: Статья показалась мне информационной (вместо информативной) и поэтому очень полезной.

Фактические ошибки – это искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных её деталей. Н-р: Михаил Лермонтов в восторгом принял известие об отмене крепостного права (крепостное право было отменено позже гибели М. Лермонов). В школьных сочинениях чаще всего встречаются фактические ошибки, связанные с определением жанра произведения (в рассказе «Герой нашего времени»), авторской принадлежности (Пушкин в своих «Мцыри»).

К логическим ошибкам относятся следующие недочёты в содержании:

  1. нарушение последовательности в высказывании;
  2. отсутствие связи между частями и предложениями;
  3. неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
  4. раздробление одной микротемы другой;
  5. несоразмерность частей высказывания;
  6. отсутствие необходимых частей;
  7. перестановка частей текста;
  8. неоправданная подмена лица, от которого ведётся повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

Логических недочётов можно избежать, если тщательно продумать, составить подробный план сочинения.

Грамматические ошибки – это несоблюдение норм словоупотребления и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Их можно разделить на словообразовательные («беспощадство к врагам», «заместо меня» и т.п.) и морфологические («Этот герой более смелее», «Мой коллега Иванова опять опоздал») и т.п.

Синтаксические ошибки совершаются при неверном построении словосочетаний (Прошлое летом мы были на море; дотронуться к двери; в нарушении структуры простых, осложнённых и сложных предложений (О походе не знает ни Андрей, ни Георгий, ни Артур), а также в неправильном употреблении причастных и деепричастных оборотов (надвинув шапку набекрень; карета мчалась во весь опор).

Во-вторых, для написания хорошего сочинения необходимо хорошо знать литературные тексты, изучаемые в школе.

Просто овладеть определённой универсальной схемой невозможно, учитывая тот факт, что существует немало различных видов тем сочинений: проблемные, сопоставительные, обзорные, смешанные, цитатные, свободные, темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, а также сочинения-анализы литературных произведений и эпизодов.

Помимо хорошего знания художественных текстов нужно владеть знаниями особенностей творческого пути писателя и реалий эпохи, в которую создавалось произведение.

Работая над сочинением, пригодятся знания теоретико-литературных понятий. Владея этими знаниями, ученик более уверенно чувствует себя в анализе и проблематике, и в системе персонажей, и в авторской позиции, и в особенностях сюжетно-композиционного строя произведения. Литературоведческие термины, такие, как «литературный герой», «метод», «стиль», «композиция», «сюжет», «изобразительно-выразительные средства языка», «жанр», «авторская позиция» и др., в сочинении необходимо активно употреблять. Это поможет избежать описательности и пересказа содержания.

Сочинение не может рассматриваться как самостоятельное научное исследование, оно может быть творческой работой, а может быть и компилятивной работой, но в жанре научно-критической статьи.

Лучше всего использовать именно эту жанровую форму. В экзаменационном сочинении не стоит стремиться к особой оригинальности стиля, к разного рода эффектам. Многие ученики любят помещать перед сочинением эпиграф. Можно делать это, если этот эпиграф действительно является ключом к основной идее произведения, если учащийся уверен в точности цитирования и в авторстве.

Для экзаменационного сочинения главное — полно, логично раскрыть тему, логично и грамотно изложить свои мысли, сделать убедительные выводы, вытекающие именно из данного изложения материала. В сочинении обязательно должен в определённой мере прозвучать сам художественный текст.

В-третьих, важно сделать правильный выбор темы: необходимо хорошо знать текст, помнить хотя бы небольшие фрагменты наизусть, понимать место этого произведения в литературном процессе.

В выборе темы решающее значение должно иметь наличие у ученика опыта в написании сочинения на подобную тему.

По материалу тема может оказаться монографической, сопоставительной и обобщающей. Монографические темы требуют предельной детализации описаний и рассуждений, хорошего знания текста и умения сопоставлять конкретные эпизоды, приемы и образы, понимать произведение как целое.

Приведем примеры возможных монографических тем:

  1. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.
  2. Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова.
  3. Что такое для нас Лермонтов.
  4. Современное звучание романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  5. «Печально я гляжу на наше поколенье»! (по творчеству М.Ю. Лермонтова).

Нельзя заниматься заучиванием сочинений из самых разнообразных сборников. Намного лучше еще и еще раз перечитать произведения из обязательного списка, вдуматься в них и постараться заметить что-то новое, что прежде ускользало от внимания. Тогда любая тема не покажется неподъемной и страшной.

В сопоставительных темах к анализу привлекаются либо несколько произведений одного автора, чтобы рассмотреть ту или иную проблему в развитии, либо произведения разных авторов на близкие темы. Раскрытие такой темы требует умения сопоставлять произведения, определять их сходство и видеть различия, понимать причины обращения разных авторов к подобным темам, и уметь видеть эволюцию, развитие темы на фоне общественной и литературной жизни страны.

Сопоставление может быть как жестко направленным формулировкой темы (Онегин и Печорин как типы «лишнего человека»), так и предполагающим творческий подход в подборе материала. Например, к теме «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф.М. Достоевский) (по одному произведению М.Ю. Лермонтова) автор сочинения имеет полное право включить в анализ то произведение, в котором эта тема решается в философском ключе, например, «Герой нашего времени». Для сопоставления могут быть взяты как сходные образы и мотивы в творчестве одного или нескольких писателей, так и противоположные. Например: «Тема любви в творчестве Пушкина и Лермонтова», «Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Лермонтова и Некрасова», с одной стороны, и «Истинные и ложные герои времени в литературе XIX века», «Печорин и Грушницкий», с другой.

Обобщающая тема содержит рассуждения не только собственно литературного, но и публицистического характера, основанные на материале предложенных произведений.

При раскрытии подобных тем от ученика требуется понимание проблемы не только на литературном материале, но и в социальном и нравственном аспектах. Каждая из названных тем может иметь выход в историю (например, «Россия, Русь! Храни себя, храни…»), в философию и этику «Философские вопросы и их решения в поэме М. Лермонтова «Демон», «Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?) и др.

Выбрав тему и определив для себя главное направление своей работы, важно в процессе работы не уклониться от него, иначе возможны такие ошибки содержательного характера, как уход от темы или неполное раскрытие темы. Это, к сожалению, весьма распространенная ошибка в школьных сочинениях.

Таким образом, при выборе темы необходимо учитывать следующие факторы: хорошее знание текста и умение выделить в нем главное и второстепенное; понимание сути формулировки темы; интерес к данной теме, желание осмыслить ее для себя и донести свои размышления до проверяющих. Если на все эти три пункта вы сможете ответить положительно, то сочинение получится полным, самостоятельным и убедительным.

Если тема выбрана и осмыслена, необходимо приступить к составлению плана. Надо отметить, что работа над планом является с формальной точки зрения необязательной и в беловом варианте план предъявлять не надо. Это не означает, что сама работа над планом является не важной. Напротив, она поможет представить логику развития темы, поможет сделать стройной композицию сочинения, избежать неточностей и неполноты.

Наиболее полно и продуктивно раскрыть тему поможет вам составление развернутого плана, сущность которого в следующем: каждый пункт подробного плана разделяется на подпункты, которые напомнят Вам о необходимости осветить одну из сторон общего тезиса или понятия, сформулированного в данном пункте сочинения. Пункты располагаются в основной части строго последовательно. Они взаимозависимые, то есть не могут произвольно меняться местами. Каждый пункт выражает законченную аргументированную мысль. Все вместе они доказывают и иллюстрируют идею сочинения. При рассмотрении темы переход от одного пункта к другому должен осуществляться плавно, обязательно должны соблюдаться так называемые «логические мостики».

Если вы выбрали тему, связанную с анализом лирических произведений, то традиционный вид плана можно дополнить цитатами. Например:«Любовная лирика Пушкина и Лермонтова».

I. Основная часть. Лучше, чтобы сочинение не распадалось на две не связанных между собой части — одна о Пушкине, другая о Лермонтове, поэтому необходимо найти точки соприкосновения или различия между двумя произведениями или между двумя авторами. В данном случае следует исходить из той идеи, что Пушкин обладает более светлым
жизнеутверждающим мировоззрением, чем Лермонтов, что и находит отражение в любовной лирике. Можно построить структурный план, основанный на параллелизме мотивов.

Пушкин А.С.

1. Счастье любовного свидания: Я помню чудное мгновение…
2. Память о прошедшей любви:

Печаль моя светла…
Печаль моя полна тобой…

3. Неразделенная любовь: Я не хочу печалить вас ничем…
Дай вам Бог
Любимой быть другим…

Лермонтов М.Ю.

1. Счастье любовного свидания: Как знать, быть может, те мгновения,
/Что пролегли у нас двоих/
Я отнимал у вдохновения…

2. Память о прошедшей любви: Мне грустно от того,
Что весело тебе…

3. Неразделенная любовь: …пускай она поплачет,
Ей ничего не значит…

1. Образ русской природы в лирике русских поэтов.
2. Тема поэта и поэзии.
3. Философские проблемы лирики Пушкина и Лермонтова.
4. Отражение русской истории в лирике Пушкина и Лермонтова.
5. Мотив свободы и бунта в лирике Лермонтова и Некрасова.
6. Лирический герой в поэзии Пушкина и Лермонтова.
7. Гражданственность русской поэзии и др.

Выбранную тему надо очень хорошо обдумать, внимательно вчитаться в формулировку и правильно определить основную идею. Необходимо осознать, что мы должны показать и доказать в своей работе. Требуется умение выделять в формулировке ключевое слово или понятие и, отталкиваясь от него, составлять план сочинения, его следует составить обязательно.

План — своеобразный конспект будущего сочинения, он организует мысль, способствует логике изложения материала.

План можно делать рабочим, т.е. писать его только в черновике. Тогда не надо будет заботиться об отточенности формулировок. Главное в плане — правильно обозначить ход и последовательность размышлений. Следует выбрать тот план, который больше всего соответствует теме. Сочинение должно состоять из вступления, основной части и заключения (в плане любого типа этот традиционный структурный принцип стоит выдерживать). Каждая композиционная часть сочинения должна быть в свою очередь сконструирована, т.е. текст необходимо разбить на абзацы. Выделяя абзацы, легче следить за логической последовательностью изложения материала. Кроме того, такой текст выигрывает чисто зрительно: понятно, что в изложении материала есть движение мысли ( проверяющему такой текст читать легче). Сочинение может заключать в себе примерно такое количество абзацев: вступление — 1—3 абзаца; основная часть — 4—5 абзацев; заключение — 1—2 абзаца. Оптимальный объем экзаменационного сочинения — 2—2,5 листа формата А4, исписанного с обеих сторон.

Сочинение должно соответствовать плану, четкость композиции способствует убедительному раскрытию темы.
Вступление. Очень важное значение для успешного написания сочинения имеет его начало, т.е. вступление. В нём можно проявить свою эрудицию, гражданскую позицию и т.д. Конечно, нет такого универсального вступления, которое можно использовать в сочинении на любую тему. Многие экзаменационные сочинения начинаются фразой: «N —великий русский писатель — жил в эпоху,..) Эта фраза стала общим местом, языковым штампом. Не стоит употреблять подобные выражения, тем более начинать ими работу.

Каждая тема требует своего начала, кроме того необходимо учитывать собственные знания, особенности стиля. Тем не менее, разные варианты подходов к рассмотрению темы можно обобщить и выделить в качественекоторых видов вступлений, помня, что это условность, схема, которая в каждом конкретном случае насыщается по-своему.

Нередко на экзаменах предлагаются темы, связанные с особенностью проблематики того или иного произведения. В сочинении на такую тему вполне можно делать «историческое» вступление», в котором будет сравнительная характеристика социальных, политических, идеологических проблем эпохи, освещенной в произведении. Несмотря на некоторую избитость, это вступление можно успешно использовать, раскрывая такие темы, как: «Почему герои Лермонтова, как правило, одиноки?» «Одинок я, нет отрады» (по творчеству М. Лермонтова), «Печально я гляжу на наше поколенье!» и т.д. Проблематика этих произведений, конечно, не исчерпывается «злобой дня», коллизиями эпохи, их создавшей, но оттолкнуться от реалий времени удобно и логично. К некоторым темам, особенно по лирическим произведениям «биографическое» вступление, т.е. сведения из истории жизни писателя очень подходит. Оно дает нужный угол зрения для рассмотрения темы.

Например, работая над темой «Не верят многие любви»(М.Ю. Лермонтов), очень хорошо во вступлении показать знания личной и творческой судьбы М.Ю. Лермонтова. Такой биографический экскурс содержателен.

В основной части сочинения необходимо проявить в самой большей степени знание текста, понимание его особенностей, связей с литературой, культурой, социальным контекстом времени. Основная часть, как правило, включает в себя 4—5 пунктов плана, именно им соответствуют 4—5 абзацев, о которых говорилось выше. Необходимо аргументировать свои положения примерами из текста (это не обязательно прямое цитирование, а просто отсылка к сюжетным поворотам произведения). Содержание сочинения обогащают упоминания об оценках данного произведения критиками.

Именно в основной части сочинения можно сказать и о своем эстетическом впечатлении от данного произведения и о своей оценке. Но не стоит прибегать к излишне эмоциональным высказываниям и категоричным обобщениям. Также следует избегать пересказа текста.

В заключении должны прозвучать в сжатой форме четко сформулированные выводы. Это должны быть именно конкретные выводы из самостоятельно проделанной работы, а не дежурные фразы о мировом значении творчества данного писателя. И ещё: не надо бояться исправлять написанное, надо помнить, что ни один шедевр литературы не был написан за один присест, без исправлений, без мучительной работы творческой мысли.

Вообще любое дело требует практических навыков. Поэтому необходимо написать несколько сочинений на свободную тему. Иначе научиться никак нельзя. Грамотность, четкость и лаконичность, это все то, что необходимо для написания хорошего сочинения. И только соблюдая определенные требования, можно добиться хорошего результата.

Казыева Лиана Хамидовна29.01.2015 29390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar