РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование мультимедийных средств на уроках химии по теме: "Электролитическая диссоциация и свойства электролитов"

Использование мультимедийных средств на уроках химии по теме: "Электролитическая диссоциация и свойства электролитов"

Елекбаева Марина Всеволодовна.
Западно- Казакстанская область Теректинский район
п. Узунколь УОСО Школа.

«Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие ,стараясь научить кого то слишком многому. Разбудите в человеке любопытство. Достаточно приоткрыть разуму дверь, не перегружая его, просто заронить в него искру. Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем».
Анатоль Франс

Какие требования предъявляются к выпускникам современной школы? Взгляды разных педогогов весьма близки.Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьнойпрограммы, им необходимо научиться быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания.Только в этом случае онит могут рассчитывать ена успех в информационном обществе XXI века. Школа теперь не только источник получения информации, а место , где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника – вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные мультимедийные технологии.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидные, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».

Количественные преимущества выражаются в том что мультимедиа среда много выше по информационной плотности.

Цели использования мультимедийных технологий:

  • развитие творческого мышления за уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;
  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Направления использования мультимедийных технологий:

  • Тематическое планирование уроков
  • накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
  • Освоение и использование новых технических средств обучения
  • Уроки
  • Внеклассные мероприятия
  • проектная и творческая работа учащихся
  • Участие в профессиональных конкурсах, творческих конкурсах учащихся.
  • Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.

Возможности использования мультимедийных технологий на различных уроках:

  • Уроки введения в тему
  • Уроки изучения нового материала
  • Уроки обобщения.
  • Химический эксперимент
  • Уроки контроля знаний
  • уроки защиты проектных работ

Урок был и остаётся основной формой взаимовоздействия учителя и ученика

Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я».Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика.

Урок должен быть насыщен интерактивными компонентами, яркостью, наглядностью, возможностью показать то,что нельзя увидеть.

Что такое мультимедийные технологии?

Формы использования МСО

  1. Использование готовых электронных продуктов – позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету.
  2. Использование мультимедийных презентаций – позволяет представить учебный материал как ьсистему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией, подаваемой в строгом алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
  3. Использование ресурсов сети Интернет – позволяет целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам. Видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
  4. Использование интерактивной доски и программного обеспечения ACTIV studio – позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала .Вдохновляет учителей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

На уроке необходимо создать все условия для организации самостоятельной деятельности учащихся как субъект познания, реализация диалоговых моделей взаимодействия с учащимися.

Этапы урока, где может применяться МСО

  • как способ создания проблемной ситуации:
  • как способ объяснения нового материала:
  • как форма закрепления изученного:
  • как форма проверки домашнего задания:
  • как способ проверки знаний в процессе урока.

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

  • Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
  • Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
  • Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы схемы, рисунки, иллюстрации, аудио -и видеоматериалы. Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока , определить место презентации в уроке.При работе с презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т.к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения.

Общие подходы к созданию и оформлению слайда.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока, определить место презентации в уроке. При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера ,телевизора, проекционного экрана.
Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т.к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста.

Лаконичность – одно из исходных требований при разработке учебных презентаций.

  • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
  • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
  • Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
  • Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле.
  • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
  • На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время(не менее 2-3 мин.) чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

  • Избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание , воспроизведение, применение:
  • Ориентироваться на развитие мыслительных(умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
  • Дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся
  • Учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной) ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

В качестве примера в приложении приведены разработанные мною уроки с использованием МСО по теме: «Электролитическая диссоциация и свойства электролитов».

«Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков».

Очень важно не останавливаться на месте,ставить новые цели стремиться к их достижению – это основной механизм развития личности,как ученика, так и учителя.

Литература
1. Герасимова В.А. О методах и приемах использования информационных технологий на уроках \\  Openclass. Ru\io\ 1\ metody
2. Использование мультимедеийных технологий в школе\\ http:www. Curator.ru/pedagog/ media.html
3. Габова О.Ф. Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ.
4. Глазунова Л. А. Методика использования мультимедийных презентаций на уроках.
5. Шабаршин В.М,Абуева А.Ю. Лопатко Г.Г. Из опыта создания учебных презентаций по химии в среде приложения Power Point

Елекбаева Марина Всеволодовна.30.01.2015 11850 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar