РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интерактивные технологии как необходимое условие развития познавательной деятельности обучающихся

Интерактивные технологии как необходимое условие развития познавательной деятельности обучающихся

Я хочу представить интерактивные педагогические технологии, с которыми гармонично сочетаются различные формы работы, суть которой сводится к одному - эффективному формированию ключевых компетенций обучающихся.

Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на занятии такие условия, при которых каждый студент чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?

Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современном образовательном учреждении. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний в аудитории, заполненной жаждущими познания обучающимися. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов. Говоря простым языком, обучающиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. 

Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных технологий.
В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых обучающиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных технологий обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Ведущий преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности обучающихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и обучающихся, которые для наглядности представим схемами.

  1. Пассивные методы
  2. Активные методы
  3. Интерактивные методы

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков;
  • выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.

Появившись вначале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод проектов не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Он становится дидактическим инструментом, который позволяет включить обучающихся в активный познавательный процесс, а преподавателя превращает в организатора (тьютера) познавательной деятельности, в соучастника творческого процесса.

Проектный метод в образовательном процессе рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект обучающегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Этот метод идет в полном соответствии с ФГОС нового поколения, Очевидно, что переход от обучения «знаниями, умениям, навыкам» к компетентностному подходу требует изменения образовательного процесса.

Активное включение обучающегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Метод проектов прекрасно согласуется с принципами современного образования, такими как:

  • Принцип обучения деятельности;
  • Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
  • Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности обучающегося;
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;
  • Креативный принцип.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

  • Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
  • Успешно интегрируется в образовательный процесс;
  • Легко вписывается в учебный процесс. Это технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебной дисциплине, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
  • Этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к преподавателю и друг к другу;
  • Проекты сплачивают обучающихся, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
  • Позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимся суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих обучающихся, потому что оно:

  • личностно ориентировано;
  • использует множество дидактических подходов;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение обучающимся, использующим продукт своего труда.

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов обучающихся, выбора тематики проектов и подготовки студентов к работе по этим проектам.

Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции, совместный выпуск газеты, компьютерной презентации и т.п.).

На своих занятиях сначала я даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем обучающимися выполняются практические задания, направленные на закрепление навыков работы за компьютером. Завершение работы по изучаемому материалу является выполнение проектов, показывающих применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях.

Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология органично сочетается с технологией коллективных способов обучения.

На занятиях стараюсь строить работу так, чтобы были вовлечены в образовательный процесс все обучающиеся. Для этого активно использую групповые формы обучения. Групповое общение в учебной деятельности имеет особое значение для развития обучающегося. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. В процессе общения создается возможность дополнения общей деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Работая в группах, обучающиеся отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу. Включение обучающихся на занятиях информатики в деловое общение, обеспечивает высокую познавательную активность, что несомненно положительно сказывается на эффективности процесса обучения. Полностью согласна с позицией известного русского дидакта Данилова М.А., который утверждал, что «….групповая форма организации труда….делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования».

Групповая деятельность на занятии позволяет добиваться распределения ролей в группе, (что дает практически каждому обучающемуся успешно проявить себя в ходе обсуждений, выработки совместных решений), происходит корректировка уровня знаний по дисциплине, развивается способность к самостоятельной работе и проявляются лидеры-координаторы. В процессе обсуждения участники группы имеют возможность высказывать собственные предположения о характере работы, предлагать пути решения возникающих в ходе выполнения проекта задач и оценивать свои силы.

Из опыта групповой работы замечено, что повышается учебная и познавательная мотивация, обучающиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на занятии, развитию толерантности. Кроме того, групповая деятельность позволяет снижать уровень тревожности обучающихся, страх оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, что позволяет создать ситуацию успеха у обучающихся, а также позволяет приобрести опыт ведения диалога, умение аргументировать свою точку зрения, что немаловажно на современном этапе развития общества.

Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между преподавателем и группой обучающихся, обучающихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.
Что касается количественного состава группы, то исходя из опыта работы, могу утверждать, что группа из четырех человек в большей мере склонна к плодотворной работе, чем группа из восьми 
человек. Деятельность группы из четырех обучающихся более продуктивна, чем работа пары.

При организации групповой работы придерживаюсь следующих требований:

  • чтобы не развивать эгоцентрические качества, стараюсь чаще переключать с дифференцированной работы на совместную, коллективную;
  • создаю ситуацию для самостоятельного выбора заданий обучающимися в соответствии с их учебными возможностями.

Организация групповой работы меняет функции преподавателя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

Функции преподавателя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • контроль за ходом групповой работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании преподаватель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Опыт работы позволяет говорить о том, что эта форма работы с обучающимися дает результаты. Групповая форма не является универсальной и может быть применена не на каждом занятии, но плодотворность её для меня несомненна. Потенциал групповой работы велик.

Подводя итоги, хочу отметить, что использование современных интерактивных педагогических технологий направлено не только на развитие ключевых компетенций обучающихся, но и для того чтобы любой учебный процесс был организован по принципу «Качественное обучение без нанесения ущерба здоровью обучаемых».

Багрова Галина Георгиевна07.02.2015 16020 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar