РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

«Чтобы выигрывать,

прежде всего, нужно играть»

 (А.Эйнштейн) [1]  

Игра это образовательное развлечение или образование посредством развлечения. [2]  

В настоящее время в школе в учебно-воспитательном процессе широко используются следующие методы активного обучения:

  •  проблемный;
  •  диалоговый;
  •  игровой;
  •  исследовательский;
  •  модульный;
  • критических ситуаций и т. д.

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие.

В настоящее время ребенок перенасыщен информацией, которую он получает из Интернета, телевидения, просмотра видеопрограмм. Материала много, не всегда этот материал соответствует действительности, наши дети воспринимают материал пассивно, на ходу. Не секрет, что информация получаемая ребенком из книг сводится к минимуму. Современных школьников можно смело называть «Поколение краткого содержания», все больше детей ограничиваются прочтением краткого содержания произведения. Для них это вполне логично. А зачем читать все? Если в книжных магазинах продается масса изданий краткого содержания, готовых домашних заданий и сочинений. Как заинтересовать школьников и побудить их к чтению художественных книг, статей, энциклопедий. Стандартной становится ситуация на уроке, когда дети приносят дополнительный материал, при этом даже не просматривают его дома, не анализируют информацию, не выбирают главное, в надежде на свою технику чтения.

В сложившейся ситуации важной задачей педагогов становится развитие интереса к поиску дополнительной информации, умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать такие умения помогает игра, которая является своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности.

 Игровой метод — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоциональной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими добровольно, без принуждения. Игровая ситуация – это та ситуация, на которую ребенок согласился, в которой он и педагог являются партнерами по игре.

За правильный ответ участник, как правило, получает приз, или баллы. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы «призов»: материальный, моральный (поощрение, грамота), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Любой даже слабо мотивированный в учебе ребёнок стремится стать победителем. Преобразуя баллы в школьную отметку, учитель дает возможность получить хорошие отметки для учеников с разным уровнем мотивации и знаний.

При проведении игр наблюдается такая тенденция, что ученик в начале урока не желающий участвовать со словами «Я все равно ничего не знаю», к середине, и концу игры с воодушевленным видом «бьётся» за очки для себя, или, что еще более значимо для команды. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный. Коллективные игры формируют у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, слушать товарищей по команде, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения. Для многих учащихся отстаивать свою точку зрения оказывается сложнее, чем принимать чужую, и только в той ситуации, если ребенок знает информацию, он делает это уверенно. Получив за свою точку зрения баллы, у него появляется интерес и желание к дальнейшему поиску информации.

Развивать познавательную активность помогают интеллектуально-дидактические игры, особенно если эти игры проводятся в системе, т.е. имеют продолжение.  Ребенок, заинтересованный в результате игры однажды, будет самостоятельно искать информацию, которая ему поможет в следующей игре быть лучше. Игры из этой категории построены по определенным правилам, которым ребенок должен следовать, кроме того, проводят их с использованием различных материалов, способствующих лучшему восприятию происходящего, а также повышающих у ребенка интерес к игре, способствуют умственному развитию, такие игры часто приобретают соревновательный характер и проходят в форме викторин и интеллектуальных конкурсов. Так как в рамках урока, или внеклассного мероприятия время учителя ограничено, то многие игры проводятся в два этапа, вот здесь и находится «ключик» к развитию познавательной активности. Задача учителя построить игру так, чтобы во втором этапе, детям были известны темы, по которым будет строиться игра, или чтобы данные темы ученики выбрали для себя сами. Последнее, особенно удачно вписывается в игры, разработанные по мотивам телеигры «Самый умный».

Мои ученики очень часто высказываются о том, что им бы хотелось участвовать во многих популярных телевизионных играх для детей, но мы живем далеко от центра России, и наши дети лишены данной возможности, в силу разных обстоятельств, поэтому в своей педагогической деятельности я стала создавать игры по мотивам телеигр.  Именно данная игра, по своей форме предусматривает, что дети, вышедшие в финал выбирают собственные темы, и конечно свою выбранную тему нужно знать на отлично, кратким содержанием не обойтись. Важным также является и то, что какой-либо вопрос или тему, ребята изучают по собственному желанию, с интересом и возможно азартом. Именно соревновательный момент является стимулом к прочтению и изучению дополнительной информации. Игровые соревновательные моменты достаточно удачно вписываются в урок, и конечно незаменимы во внеурочной деятельности.

Важным моментом еще можно считать и то, что игры на уроках доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных классах. Дети со сниженной самооценкой, неуспешные в традиционной учебной деятельности, получают возможность проявить себя в другой, более знакомой им форме деятельности, показать свои возможности, в той сфере, где на традиционном уроке они проявить себя не могут. Условия многих игр позволяют ребенку выигрывать за счёт творческих фантазий и отсутствия боязни проявить её в ходе игры, нестандартного мышления, чувства юмора, быстроты реакции, умения сотрудничать с командой и всем классом. 

Уроки с применением игровых технологий делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.  Таким образом, игра на уроках пополняет и расширяет знания, вызывает положительные эмоции, позитивный настрой, способствует самоутверждению ребёнка.

Учителя ежедневно наблюдают, что современные дети редко играют на перемене, чаще они сидят с планшетами или телефонами в руках.  Наряду с проблемами иммунной системы, нарушением зрения,  и другими вредными последствиями, развивают моторику большого пальца, или синдром большого пальца «Нинтендо», «палец Blackberry», «палец iPod» все эти слова ничто иное, как названия заболеваний. [3]  Дома ситуация повторяется, большую часть времени школьник проводит не на улице в компании, а дома, у монитора. Найдется немного семей, в которых с детьми среднего школьного возраста играют, причем играют в интеллектуально-дидактические игры. Во-первых, у постоянно занятых на работе родителей нет времени придумывать такие игры, во-вторых, для игры нужен коллектив, группа людей.  В школе это возможно, дети, даже подросткового возраста с интересом включаются игры, благодаря которым появляется интерес узнать больше, прочитать книгу, дополнительный материал, и пусть не с традиционного бумажного носителя, а с электронного, но ведь цель достигнута.

«Игра предполагает освобождение от нужд реальности, от физического и нравственного принуждения, от гнета собственных потребностей и страстного принуждения; она есть свободная незаинтересованная деятельность, свободное применение душевных сил человека». (Ф.Шиллер) [4] 

интернет-ресурсы

  • [1]  http://www.aforizmov.net/tema/tags/igra/
  • [2]  https://ru.wikipedia.org/wiki/Игровое_обучение
  • [3]  http://spinet.ru/kendh/zabolevaniya_palcev.php
  • [4]  http://www.shiller.org.ru/chapter-ar-aname-297/
Литвак Надежда Аникиевна02.03.2015 16230 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar