РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сказка - инструмент диагностики и коррекции

Сказка - инструмент диагностики и коррекции

Педагог-психолог: Тарасова Елена Александровна

Сказка — это одна из моделей эстетического творчества детей и взрослых. В ее основе – орган эмоциональной сферы - фантазия малыша. Ведь основа фантазии в образах, при помощи которых у ребенка есть возможность выражения собственных чувств. Поистине, сказки оказывают огромное влияние на личностное развитие. Между играми и сказками существует глубокая связь. Ведь в любой истории присутствует игровой замысел, который находится вне зависимости от того, сыграна эта игра или нет.

Всегда ли мы, взрослые, задумываемся о том, какую роль играет в становлении личности человека сказка? Это - основа духовной пищи маленького ребенка, это - неотъемлемая часть фундамента его будущих представлениях о мире, это - совершенно особый язык и особый мир…

Сказка - это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути его развития и отреагировать инфантильные травмы. Народная сказка дошла до нас в той форме, в какой она передавалась от поколения к поколению и выдержала проверку временем. Причем из огромного количества фольклорного материала, постоянно создаваемого устным народным творчеством, сохранились лишь немногие избранные тексты.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. При прослушивании сказки, у подростков есть та же свобода в игре образов, в сопровождении которой происходит игра движений. Игра является инсценированной сказкой, а сказка – это игра до инсценировки. Для ребенка история не является чистой выдумкой. Для него сказочные герои живут своей отдельной жизнью и влияют на его чувства и мировоззрение.

С древних времён люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага, для того, чтобы каждый член данного сообщества (особенно юный) мог успешно выжить и не погибнуть раньше времени. Рассказывание сказок было древнейшей психотерапией, древнейшей практической психологией. Сказкотерапия - это лечение сказками, совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия в современном обществе является одним из методов практической психологии и в современной научной практике. Данный метод подробно описала в своих трудах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева - доктор психологических наук, ректор Института сказкотерапии. Она назвала метод работы со сказкой не просто направлением психотерапии, а синтезом многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Сказка несёт в себе как диагностическую, так и терапевтическую функцию. Главная сила любой сказки состоит в том, что она влияет прямо на подсознание. Для подростка сказочные сюжеты просмотренные в фильмах, рассказанные взрослыми или прочитанные в книгах - источник представлений о том, что есть добро, а что есть зло, не в значении примитивно-бытового «хорошо-плохо» (это усваивается в повседневном общении), а именно в морально-этическом плане. Конечно, подросток может зазубрить определения в виде схемы «добро – это…», но без наглядного примера они останутся для него пустыми словами.

Диагностическая функция сказки предполагает выявление заложенных стратегий поведения личности. Диагностическая функция сказки заключается в процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем непосредственно самой личности. Диагностика сказкой вскрывает неправильные (неработающие) жизненные сценарии, которым мы с упорством почему-то следуем. Метод сказкотерапии позволяет быстро победить стресс, снять последствия фрустрации. Сказкотерапия лечит застарелые обиды, не дающие нам двигаться дальше - во всей практической психологии нет метода, который бы лучше справлялся с этой задачей. В данных случаях психологи просят сочинить либо продолжить любую сказку. После написания сказки психолог ее анализирует. С помощью анализа могут быть выявлены ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы личности, либо базовый жизненный сценарий.

Выявлению состояния или отношений личности, о которых она не хочет говорить вслух. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. В сказках общечеловеческие темы и идеи получают своеобразное воплощение.

Сказка является диагностическим инструментарием в выявлении поведенческих проблем. Сказкотерапия трудоемкий метод, и на его интерпретацию уходит большое количество времени. Но в тоже время это достаточно интересный способ диагностики, который дает возможность раскрыть многие аспекты личности, определить значимые для него проблемы, при помощи сказочных героев. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, инсценировать сказки, т.к. при подготовке к инсценировке сказки дети сами подберут костюмы, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный диагностический и терапевтический резонанс. «Примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известных сказок.

Сказки способствуют формированию зрелой личности, выработке адекватных механизмов защиты Я. На бессознательном уровне сказки предлагают пути разрешения важнейших кризисов, закономерно возникающих в ходе нормального детского развития.

Терапевтическая же функция сказки заключается в умении сопоставить себя с героями сказки и изменить своё поведение, иными словами воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности

Например, ребенку пытаются объяснить, почему нехорошо брать себе слишком много конфет, когда рядом есть другие дети. А ребёнок не понимает почему нельзя и на него ни один из приведённых аргументов не действует. Пока рядом находятся взрослые, ребенок подчиняется требованию, но стоит его выпустить из-под наблюдения, как он повторяет свои ошибки. Однако можно переломить ситуацию, если сравнить поступок ребёнка с поведением отрицательного персонажа сказки.

Как правило, после такого сравнения поведение ребёнка меняется на противоположное, потому, что ему не охота походить на отрицательного персонажа. В народной сказке существует герой, привлекательный и поучительный для детей, ясная система образов, идея, мораль.

В сказках высмеивается желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки. Любая сказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и лечит. Потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. Во многих сказках на первое место выходит находчивость, взаимопомощь и дружба. Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
При работе со сказками самым важным компонентом, является налаживание контакта.

Список использованной литературы

  1. Афанасьева М. статья: Диагностическая сказка, размещено на: http://www.allbest.ru/
  2. Дарья Колдина статья: диагностические возможности сказки. Педагогический журнал № 10
  3. Л. Н. Самошкина: Пособие по подготовке к "спецпрактикуму", г. Днепропетровск 2010г.
  4. Статья: Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе, размещено на: http://www.allbest.ru/
  5. М. В. Зюзько: Психологические консультации для начинающего учителя. М., 1995.
  6. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева: Практикум по сказкотерапии, Издательство «Речь» г.Санкт-Петербург ,2000г
  7. Щеглова И.М. статья: Работа над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе, размещено на: http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2011/07/15/rabota-nad-skazkami-na-urokakh-literaturnogo-chteniya-v
Тарасова Елена Александровна15.03.2015 12100 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar