РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Немного из опыта молодого специалиста

Немного из опыта молодого специалиста

Центральной задачей технологии развивающего обучения является общее психическое развитие ребенка – развитие его ума, воли, чувств. Данная технология ориентирована, прежде всего, на личность. В практике это отражается в смени стиля педагогического общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и другим людям.

Основываясь на вышеперечисленное моё педагогическое кредо определяет гуманно-личностный подход к ребенку (гуманизм). Вообще, понятие «гуманность» включает в себя целый ряд мелких, но взаимосвязанных черт, таких как чуткость, отзывчивость, тактичность, способность проявлять интерес к людям, умение сопереживать, сострадать, оказывать помощь, доверие.

Основываясь на педагогическую концепцию Л.В. Занкова, мною была поставлена следующая цель деятельности – достижение оптимального развития личности каждого ребенка. Данная цель определяет поисковый характер деятельности учителя, работающего в рамках характеризующей системы.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением были поставлены следующие задачи:

По русскому языку:

  • обучение чтению, письму, обогащение и развитие речи учащихся;
  • получение знаний по морфологии, синтаксису, фонетике, лексике, орфоэпии;
  • формирование орфографических знаний.

По литературному чтению:

  • расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
  • обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём;
  • воспитание культуры восприятия художественной литературы разных жанров.

По математике:

  • дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира;
  • сформировать З У Н, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы;
  • развитие познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей ребенка.

По окружающему миру:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Достижению поставленных целей способствовали следующие условия деятельности:

  • материально-техническая база (в кабинете имеется необходимая мебель для хранения учебно-методической литературы, учебников, журналов;
  • методическое обеспечение (задания для контроля, тесты, раздаточный материал);
  • информационное обеспечение (учебники, учебные пособия, методические руководства для учителя, журналы, электронные статьи.).

В своей педагогической работе я опиралась на основные психологические принципы развивающего обучения:

  • проблемность обучения;
  • оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности (с наглядно-действенного, практического, наглядно-образного, отвлеченного, абстрактно-теоретического);
  • индивидуализация обучения.

Основываясь на принципы, специфику системы развивающего обучения мною были использованы соответствующие формы, методы и средства при представлении информации, организации учебной деятельности. Начну с характеристики уроков математики.

Были использованы методы по источнику получения знаний. Из числа словесных методов наиболее часто использовалась беседа (например, работая по теме действия первой и второй ступени велась беседа об арифметических действиях с которыми дети уже знакомы, о действиях, которые на их взгляд кажутся им более простыми либо сложными, и почему. Также широко этот метод использовался при решении задач (при выявлении основных признаков задачи, высказывание предположений по поводу соответствия вопроса условию задачи). Конечно же совместно с беседой использовались наглядные методы. В основном это метод иллюстраций – показ ученикам плакатов, зарисовок на доске, схем. Причем, я старалась привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии.

И как результат усвоения наглядности словесности использовались практические методы – устные и письменные упражнения. Также хочу отметить о графических упражнениях. На основе изученного детьми составлялись плакаты. Это помогало им лучше осмысливать, запоминать учебный материал, а также способствовало развитию их пространственного воображения. Кроме этого, составлялись плакаты, стимулирующие детей в получении знаний («лестница достижений знаний таблицы умножения»).

В каждый урок были включены задания по выявлению закономерностей, установлению причинно-следственных связей, ряд игр типа «четвёртый лишний», «чей ряд быстрее» и др., множество логических, комбинированных задач. Всё это позволяло не только развивать познавательный интерес ребенка, но и повышать уровень учебной мотивации в целом.

Немного о формах организации учебной деятельности на уроках:

  • фронтальная работа над пройденным материалом, в работе над ошибками (использование сигнальных карточек при повторении разрядных единиц);
  • коллективная работа (обсуждение способов решения задания, обсуждение признаков различия и схожести выражений и т. п.);
  • работа в парах (каждая пора получает либо определенное, либо одинаковое задание.);
  • самостоятельное выполнение задания (например, построение различных видов по вариантам);
  • творческая работа (составление своего задания (заданий) для класса по какой-либо определённой тематике);
  • индивидуальная работа (используется как для усвоения новых знаний, так и для закрепления).

Теперь об уроках русского языка.

Прежде всего, отмечу, что значительная роль на уроках была отведена элементам проблемного метода изложения знаний, проблемным заданиям. Задания не давались в готовом виде – мысль ученика была направлена на поиск, «добывание» знаний путем систематических наблюдений над языковыми фактами, их сравнения.

Главным критерием построения заданий являлась ориентация на характер мыслительной деятельности и усложнение заданий по степени самостоятельности мышления. Поскольку задания должны систематически давать обильную «пищу» для умственной работы, то в моей работе широко применялся приём сравнения, высказывания собственного суждения.

Важная роль отводилась методике противоречий при изучении материала. Например, случаи расхождения произношения и написания слова, сопоставление имен собственных и названий людей по профессии, родству, то есть все случаи, требующие различия по орфографическим признакам. Примерам также служит рассмотрение похожих по смыслу, но не однокоренных слов («…и потекли сосульки, затрещал лёд, расползлись снега»), однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Наблюдения на таком материале, где есть противоречия, развивают наблюдательность и мышление ребенка, способствуют глубокому усвоению знаний и навыков.

Содержание каждого урока включало в себя следующие этапы: минутка чистописания, словарная работа, повторение изученного материала, являющегося последующей «ступенькой» для изучения новой темы методом анализа и сопоставления, упражнения для закрепления изученного материала. Уроки были построены как в традиционной форме, так и в форме урока-путешествия, урока-игры, урока-олимпиады.

Поскольку, одна из проблем начальной школы – правописание словарных слов, то особая роль уделялась методики запоминания словарных слов, посредством использования метода ассоциаций. Данная методика включает в себя следующие этапы:

  • записать словарное слово, поставить ударение;
  • выделить (обвести, подчеркнуть) букву, которая вызывает трудности (сомнение) при написании;
  • найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом (данный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком, должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове); Например, «береза»- белая (по цвету), кудрявая (нужен гребень, чтобы расчесать – по форме как буква Е.
  • изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок или пересечение слов через сомнительную орфограмму);
  • прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

Данная методика запоминания словарных слом активно мною использовалась и дала положительные результаты.
На уроках литературного чтения использовался приём сравнения. То есть, на каждом уроке максимально создавались условия для сравнения текстов, близких тематически, но принадлежащих разным стилям речи, разным жанрам, разному историческому времени, разным авторам. Сравнивая разные виды чтения, сравнивая прозу и поэзию, сравнивая тесты, относящиеся к разным стилям речи и жанрам литературы, сравнивая литературные приемы, дети открывали для себя особенности литерного, то есть художественного текста, специфику жанров литературы, выразительность литературных приёмов. Например, сравнительный анализ текстов К. Паустовского «Растрепанный воробей», А. Куприн «Слон», Л. Пантелеев «Честное слово», А. Гайдар «Чук и Гек». Текст К. Паустовского связывается с текстом А. Гайдара по линии «отец далеко; он занимается очень важной для отечества работой; любовь связывает и охраняет людей и на огромном расстоянии». Текст А. Куприна связывается с текстом Л. Пантелеева по линии «внутренний мир ребенка – величайшая ценность, достойная удивления и уважения».

Кроме того, совместно с детьми мы работали над анализом произведений, поиском глубокого художественного смысла. «Со своей стороны» я вслушивалась в ответ каждого ученика, наблюдая за реакцией, не упуская случая подправить высказывания. Таким образом, происходил совместный поиск смысла произведения, направляя мысли детей в нужном направлении.

Особая роль уделялась работе над выразительностью чтения, поскольку это повышает интерес к чтению, к поэзии. Поэзию, как и музыку, нельзя изображать. Читать художественное произведение – значит жить и мыслить во время его чтения. Сила искусства, если оно верно донесено до человека, в том, что оно заставляет каждого заглянуть внутрь самого себя, осознать и почувствовать себя через искусство. Одним из главных принципов здесь был принцип неспешности, так как, для постижения любого произведения – необходимо вживание в него. Поэтому после прочтения произведения мы не торопились с разбором, чтобы не гасить чувств и эмоций детей вопросами. Мною первоначально были заданы следующие вопросы: «Хотите ли перечитать еще раз?», «Какой отрывок хотели бы прочитать еще раз?».

А чтобы лучше понять смысл прочитанного, мы читали данное произведение по-разному. Например прочтение стихотворения сначала, подражая кому-то из детей, а затем иначе – негромко, останавливаясь, выделяя паузами, интонацией те слова и выражения, в которых скрыт особый, глубокий смысл. Также использовалось чтение по ролям, особенно при осмыслении содержания сказок.

На уроках использовались различные формы организации учебного процесса, как индивидуальная, так и творческая (сочинительство, рисование), коллективная работа и работа в парах (выявление отличительных признаков авторской и народной сказки).

Хочу отметить, что воспитание интереса ребенка к чтению осуществляется в процессе особой организации познания и на основе богатства содержания предмета. Трудно приохотить детей к чтению, если сам учитель не увлечен литературой, если семья останется в стороне от работы над развитием ребенка.
Немного о проведении уроков окружающего мира.

Во втором классе на первый план выступает живая и неживая природа – то, что существует независимо от человека и создаёт условия, в которых живёт человек.
Поскольку детей интересует многое из жизни природы, то они задают очень много вопросов. И очень важно, чтобы не один ребенок не остался без внимания со стороны учителя. Очень часто дети находили ответы на вопросы в ходе общей беседы, уточняя и дополняя высказывания друг друга.

С первых уроков дети начинают вести наблюдения за тем, что происходит в природе. Это и разовые наблюдения на экскурсиях (состояние водоема в осенний период т.д.) и длительные наблюдения за одними и теми же объектами в течении одного сезона( наблюдение за прорастанием семени при различных условиях).

Результаты обсуждаются на уроке и фиксируются в тетрадях. Результаты же длительных наблюдений мы с детьми обобщаем и делаем вывод.
Кроме наблюдения, особое место уделялось поиску особо интересной, дополнительной информации. Здесь инициатива исходила непосредственно от детей. И чтобы интерес в данной работе не исчез, совместно с детьми была создана в классе рубрика «Это интересно».

Немаловажная роль уделялась практической работе на уроках при изучении нового материала. Например, при изучении трёх состояний воды, вода – растворитель и т.д.. Ведь именно при выполнении практической работы, при наблюдении за процессом, происходило большее осмысление и запоминание материала.

Важнейшей в моей деятельности являлась работа по проверке и оценке результатов обучения учащихся как в процессе усвоения курса (на всех уроках), так и по его завершении. С этой целью был разработан разнообразный тестовый материал, что позволяло не только определить уровень (т.е. качество) усвоения базовых знаний и умений, но и организовать текущий контроль, диагностируя формирование интеллектуальной учебной деятельности.

Кроме всей вышеперечисленной работы, велась воспитательная работа по формированию гуманных межличностных отношений классном коллективе.

Кашпур Елена Викторовна17.03.2015 5850 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar