РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Книга эмоций"

"Книга эмоций"

Титаренко Г. Б.
Учитель - логопед
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 68»


В нашей группе большое значение уделяется психическому здоровью, коррекции и профилактики эмоциональных состояний детей.

Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.

Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», - можно услышать от ребенка.

Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую – то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.

Для коррекции и профилактики эмоциональных состояний используются этюды и игры. Этюды на выражение основных эмоций: «Любопытный», «Раздумье», «Круглые глаза», «Ласка», «Грязная бумажка», «Сердитый дедушка», «Гроза», «Ваське стыдно», «Разные настроения», «Внимательный и добрый мальчик», «Вежливый ребенок», «Застенчивый мальчик».

Этюды на выражение положительного поведения: «Два друга» (после чтения стихотворения Т. Волгиной «Два друга», дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли и пантомимикой его иллюстрируют).

Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Дидактическая игра «Книга эмоций».

Игра «Разные эмоции»

  • Дидактическая задача:
  • учить узнавать эмоцию по маске;
  • уметь изобразить её;
  • снижать эмоциональное напряжение;
  • тренировать психомоторные функции;
  • корректировать нежелательные черты характера.

Игровое правило: одевать можно только одну маску.

Игровые действия: угадывание эмоций по маске, воспроизведение эмоции детьми.

Ход игры.

Дети садятся полукругом. Один ребенок берет маску из «Книги эмоций», одевает её. Дети отгадывают, какая эмоция изображена на маске и изображают её. Затем следующую маску берет тот ребенок, который лучше всех воспроизвел эмоцию маски.

Игра «Собери портрет – настроения»

Дидактическая задача:

  • упражнять детей собирать портрет из отдельных частей;
  • закреплять знания детей о частях лица и об эмоциях;
  • снижать эмоциональное напряжение;
  • корректировать нежелательные черты характера.

Игровое правило: правильно собрать из частей целый портрет.

Игровые действия: нахождение и складывание частей портрета.

Ход игры

Дети рассматривают маски эмоций, затем из частей: носа, губ, рта, глаз, волос составляют портрет, выбранной эмоции. Побеждает тот, кто правильно соберет портрет.

Игра «Нарисуй своё настроение»

Дидактическая задача:

  • упражнять детей в умении понять своё настроение учить выражать его в определенном символе: солнышко (радость), тучка (грусть), нотка (веселость).

Игровое правило: рисовать только один символ.

Игровые действия: рисование определенного символа настроения в соответствующем дне недели.

Ход игры.

Ребенок, определив свое настроение, выбирает определенный символ: солнышко (радость), нотка (веселость), тучка (грусть).

Затем берет фломастер нужного цвета: желтый (солнышко), синий (тучка), красный (нотка) и рисует свой выбранный символ в определенном месте (напротив своей фотографии), в соответствующем дне недели.

Дети рисуют свое настроение каждый день в любое время дня, когда им захочется. Ребенку необходимо правильно отобразить своё настроение.

Игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Дидактическая задача:

  • обращать внимание детей на то, что добрые чувства, поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу, любовь;
  • уточнить, что добро противостоит злу, ссорам, лжи, зависти; развивать положительные эмоции;
  • корректировать нежелательные черты характера; воспитывать желание совершать хорошие поступки;
  • развивать связную речь.

Игровая задача: узнать по картинкам, что такое хорошо, что такое плохо.

Игровые действия:

  • отгадывание по картинкам, хороший или плохой поступок; сравнивание поступков;
  • разложить разрезные картинки.

Ход игры

Дети рассматривают и сравнивают картинки плохих и хороших поступков. Объясняют, чем поступок плох, чем хорош.
Разрезные картинки раздаются детям по несколько штук. Дети раскладывают картинки на плохие и хорошие поступки, объясняя при этом, какой этот поступок.
Выигрывает тот ребёнок, который точнее и правильнее объяснит тот или иной поступок на картинке.

«Книга эмоций» помогает нам формировать положительный, эмоциональный и психический настрой ребёнка, формировать нравственное представление о бережном отношении друг к другу, к окружающим. Переживать хорошее, как радость, испытывать неприязнь к плохому. Ребёнок начинает лучше разбираться в своих эмоциональных ощущениях и чувствах, в своём настроении и в настроении других детей.

Желаю удачи!!!

Титаренко Галина Борисовна11.04.2015 8640 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar