РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе

Автор: 
Панкратова Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы, основ православной культуры
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Староникольская средняя общеобразовательная школа».

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина - неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Святитель Игнатий Брянчанинов.

Однако во все исторические периоды проблемы воспитания молодого поколения являлись неотъемлемой частью развития государства.
«Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно…
……………………………………………..
К добру и злу постыдно равнодушны...
Перед опасностью позорно малодушны…»

В своём творчестве великий М.Ю.Лермонтов признает духовное оскудение молодого поколения. С горечью отмечает он признаки болезни, охватившей общество: нравственное безразличие молодежи проявляется в одинаковой готовности служить и добру, и злу, в отсутствии внутренней гордости и чувства независимости.

Первостепенной задачей современной сельской школы становится духовно-нравственное воспитание учащихся, и это не случайно. Современное общество характеризуется как общество потребления, где во главу жизни человека поставлены материальные блага. Глубокий духовный кризис, меркантилизм, эгоизм, детская и подростковая преступность, наркомания, алкоголизм стали его характерными чертами. В сложившейся ситуации государство определило систему базовых общенациональных ценностей- нравственные ориентиры для укрепления и возрождения российского общества, среди которых патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, ценность семейных отношений, созидательный труд и творчество, величие искусства и литературы, бережное отношение к природе.

Миссией нашей школы, как института образования и воспитания, является создание условий для реализации этих важнейших задач. Обучение и воспитание открывают детям путь к духовно-нравственному познанию окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его человеком так же должно быть гармоничным. Формирование духовно-нравственного направления школьного воспитания, прежде всего, происходит на основе краеведческого компонента. Краеведение - это знание, понимание своего края, своей малой родины, именно оно связывает нас с индивидуальным жизненным пространством, которое формирует самосознание личности. Мой дом и семья, моя улица, село, район, моя Россия - вот этапы взросления каждого ребёнка, его социализации, становления будущего гражданина. Передача культурного наследия от поколения к поколению более зрима и понятна для ребёнка именно в этом культурологическом пространстве.

Духовно-нравственное воспитание - работа сложная, кропотливая и длительная, ведь это не механический, формализованный процесс. Это своеобразный неспешный душевный диалог с воспитанником, другом, с его восприятием движения и становления на пути духовного взросления!
Роль личности учителя в этом процессе огромна. Учитель духовный наставник, нравственный ориентир, ведь он ведущий.

Мне бы хотелось обратится к словам К.Ушинского:
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания».

В своей работе обращаюсь к эмоциональному миру ребенка, его личностным переживаниям, социальному опыту, создаю условия для диалога, дискуссии, ситуации ценностного выбора. Но процесс создания условий для духовно-нравственного развития личности интегративен, неделим и требует единого совместного действия семьи, школы, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, СМИ, религиозных объединений. И не случайно на первом месте семья, так как именно в семье, в её установившихся традициях, укладе жизни и совершенствуются самые крепкие основы духовной и нравственной позиций ребёнка по отношению к реалиям окружающей его действительности. В этом учебном году в нашей школе была разработана и утверждена программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся не только начальной школы, но и среднего и старшего звена. Цель этой программы - формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности школьников через уклад школьной жизни. Одним из компонентов этого уклада является взаимодействие, тесное сотрудничество, взаимопомощь и взаимная поддержка семьи (родителей школьников) и школьного коллектива. Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание школьников может быть представлено многими формами урочной и внеклассной работы, где могут применяться самые различные современные педагогические технологии. Обобщая свой опыт работы, хочется представить самые интересные и значимые проекты моей педагогической деятельности, направленные на формирование духовных ценностей, нравственных ориентиров подрастающего поколения.

Основным методом воспитания и в школе, и в семье считаю чтение сказок. И как учитель – филолог, пользуясь программными требованиями, отношусь к сказке, как к универсальному способу разговора с детьми на духовные темы. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить другими словами. При отборе сказок для занятий (я работаю учителем русского языка и литературы в 5, 6 классах) обращаю внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Будет более мудрым и созидательным. Сказка это волшебство, а волшебство – это ещё и превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Сказка – это ещё терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта. Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом.

«Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания», – писал великий поэт, обладавший энциклопедическими знаниями, выпускник лучшего учебного заведения России – Царскосельского лицея своему брату Льву Сергеевичу Пушкину.
Во внеклассной работе в рамках ежегодного районного детского театрального фестиваля «Синяя птица» в 2013 году участники театрального объединения нашей школы с одноимённым названием инсценировали сказку «Кошкин дом» С.Я.Маршака, в 2014 году - «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Очень признательна родителям, «изобретавшим» костюмы персонажей.

Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, он в три минуты выучит столько, что иным способом не выучит и за час. В игре он познаёт мир, учится жить. Сейчас появляется все больше и больше книг, где через игры составляются программы по всем школьным предметам.

В своей педагогической деятельности предлагаю детям такие игры:

  • «Поезд Добродетелей». (Дети составляют поезд из хороших качеств человека).
  • «Каждый из нас особенный». (Предлагаю детям нарисовать на чистом листе бумаги круг. В кругу дети написали – «Я особенный, потому что я!» Вывод: это только одно своеобразное маленькое доказательство нашей неповторимости и индивидуальности).
  • «Наши друзья». (За 1-2 минуты, используя одно слово (глагол) написать все, что могут делать настоящие друзья. Вывод: дружить надо с таким человеком, который готов помочь тебе в трудную минуту, готов делить с тобой радости и печали, который не скупится на полезные советы и отличается глубокой сострадательностью.
  • «Нам очень нужны друзья». (Создание цветка «Дружбы»).

Самой распространенной формой групповой работой с родителями являются родительские собрания. Чтобы собрание было эффективным, значимым и необходимым я пишу своеобразные сценарии, провожу родительские лектории. Это позволяет вызвать интерес у родителей к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива. Часто организовываю собрания родителей совместно с детьми. И это часы общения, сердечного понимания друг друга. Родительское собрание «Сердце – магнит» я начинала с цитаты А.Навои: «Любовь – душа душ, она чиста, а без нее мертва и красота». Именно в сердце кроются настоящие сокровища и богатства каждого человека. Это чувство любви и дружбы, веры и надежды, радости и красоты, силы и уверенности и многие другие. Когда эти хорошие и светлые чувства развиты в сердце человека, то считается, что человек имеет настоящее сокровище, которое приносит ему настоящее счастье. Мои дети оформляли портретную галерею родителей и дарили родителям поделки, сделанные собственными руками. У нас в классе, школе стало хорошей традицией поощрять родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в форме награждения сувенирами, грамотами, дипломами, благодарственными письмами на предприятия. В честь родителей – помощников готовятся концертные программы ко дню Матери, 23 – ему Февраля, 8 Марта, выпускаются поздравительные газеты, проводятся конкурсы – выставки рисунков на темы: «Моя милая мама…», «Что на свете мне всего дороже?»

На первом родительском собрании класса (в 5 классе) была утверждена модель ученика, которая должна обладать следующими личностными качествами и умениями:

  • навыками общения со старшими, младшими, сверстниками;
  • умениями вести себя в общественных местах, знаниями традиций и правил поведения в официальной обстановке, в различных ситуациях;
  • знаниями народных обычаев, обрядов, умением их соблюдать и поддерживать;
  • вести домашнее хозяйство: готовить, стирать, экономить;
  • жизненными планами: «Кем быть?», «Каким быть?»;
  • самостоятельностью в выборе и принятии решений;
  • способностью нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их.

Моей опорой как заместителя директора по воспитательной работе является общешкольный родительский комитет. Родительский комитет оказывает помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Он способствует установлению связей родителей из семей социального риска со школой, сельской администрацией, КДН, организует их педагогическое просвещение, участвует в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, проведении ремонтов классных комнат, а также профессиональной ориентации школьников. Он также организует обмен опытом семейного воспитания, популяризирует педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы принимает активное участие в проведении родительских собраний.
Воспитательная деятельность родителей в школе осуществляется прежде всего в форме бесед с учащимися, проведения докладов и лекций, организации праздников, участия в классных часах («Афганистан в моей душе…»), общешкольных тематических линейках.

Все мероприятия посвящаются вопросам развития науки и техники, ознакомлению школьников с производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности выдающихся людей села, обучению искусству оригами, бисероплетения, вышивке. Совместно с родителями и детьми просматриваем свежие номера журнала «Семейное чтение», который простым языком рассказывает родителям, как развивать в ребёнке творчество и образное мышление через чтение. Журнал раскрывает секреты мастерства приобщения детей к чтению. В нём присутствуют высоконравственные художественные тексты, рассказы об авторах и книгах для детей, советы психологов и педагогов в вопросах воспитания подрастающего поколения. «Читайка» – представляет лучшие детские книги и писателей, учит вдумчиво читать текст, разбираться в структуре стихотворной речи, образных выражениях, развивать логическое мышление и фантазию. Девиз журнала: «Книга – твоя душевная защита». Не без внимания родителей остаётся в школе и праздник Пионерии.

Мы бережно храним традиции канувшего в лету в 90 – х годах приёма в ряды пионерской организации «Патриот». В предверии торжества Совет старшеклассников проводит единый классный час, на котором ребята рассказывают о подвиге пионервожатой Веры Чуркиной, расстрелянной фашистами за связь с партизанами, именем которой названа центральная улица села Староникольское, о Герое Советкого Союза, Бахметьеве Иване Андрияновиче, в честь которого названа улица в селе Никольское – на - Еманче Мамы и папы охотно делятся воспоминаниями о своём пионерском детстве, организуют пионерский костёр, исполняют песни под гитару, им также близок и понятен «орлятский круг». Много семей принимает самое активное участие в районных туристических слётах, семейных сборах «Исток». Хочется отметить единодушие родителей, педагогов школы, учеников в работе по восстановлению храма Святого Николая в селе Никольское – на – Еманче, облагораживании места расположения источника и купели Святителя Николая.

В преддверии праздника Победы дети, их родители со всей ответственностью и чувством долга приводят в порядок территории памятников героям Великой Отечественной войны: Василисе Асташовой и её семье, расстрелянным за укрывательство раненого советского солдата, Солдату – освободителю в честь погибших односельчан в селе Староникольском…….. «Всем миром, всем народом, всей землёй…» - как говорится в одной из песен из репертуара Иосифа Кобзона.Особое внимание хочется уделить активности родительской общественности на сайте «Дневник.РУ».
Считаю, что только при условии совместной работы педагогов, детей и родителей можно достичь наиболее эффективных результатов в воспитании подрастающего поколения. Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в этом жестоком мире.

Панкратова Ирина Николаевна17.05.2015 18640 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar