РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профилактика дисграфии у детей с ОНР

Профилактика дисграфии у детей с ОНР

Учитель-логопед
Сафронова.Н.Н.
ГБДОУ д\с №14
Петродворцового района

Работая логопедом в коррекционной группе я отметила, что количество детей с общим недоразвитием речи год от года увеличивается.

А мы с Вами знаем, что речь таких деток характеризуется бедностью словарного запаса, нарушением звуко-слоговой структуры слов, аграмматична. Также у них недостаточно развито фонематическое восприятие и связная речь. Дети испытывают затруднения и в двигательной сфере-отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики.Прослеживается замедленность, застревание на одной позе.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной,интеллектуальной и активно-волевой сферы.Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Поэтому эти дети испытывают наибольшие трудности в овладении грамотой, навыками письма.

Я считаю, что коррекционная работа должна проводиться не только по устранению речевых нарушений, но и по развитию психических фунций,общей и речевой моторике- именно это и будет является наилучшей профилактикой дисграфии.

Давайте вспомним, что такое дисграфия.Это нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма.

Рассмотрим специфические ошибки при дисграфии:

Ошибки на замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, б-п, д-т).
Также частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, туча-точа, декабрь-декобрь и др.
Ошибки, обусловленные нарушением слоговой структуры слова. Механизмом здесь послужит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.).
Несформированность умения делать анализ предложения отмечается и в слитном написании слов, особенно предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня.
Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов.

Нарушение грамматического согласования слов в предложении. Проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлены данные ошибки несформированностью лексико-грамматического строя речи. На письме это -неправильное согласование и управление различными частями речи.
Дети не чувствуют интонации и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения.
Смешение букв сходных по начертанию. Существует нарушение письма, основным проявлением которого является неспособность овладеть графическим образом букв. В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: д-б, п-н, п-и, ш-щ, н-к, м-л и др.

У детей с такими нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы. Изображение каждой буквы происходит с огромными физическими затратами и требует отдельного сознательного контроля.
Все эти виды ошибок в чистом виде встречаются редко, чаще я отмечаю их савокупность. У детей неровный и неразборчивый подчерк, темп письма замедленный.
Поэтому я считаю, что предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте является одним из главных вопросов в работе логопедических групп детского сада.
Мы должны помочь ребёнку в развитии всех анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического.

Свою коррекционную работу я стараюсь вести, придерживаясь следующих направлений:

I. Психосенсорное воспитание детей:

развитие зрительного восприятия,внимания и памяти.

  • Для формирования понятий о форме, цвете и величине использую игры «Чей домик?», «Найди пару», «Запомни и положи также».
  • Для развития зрительних функций и конструктивного праксиса: выкладывание узоров по образцу, разрезные картинки, выкладывание фигур по образцу.
  • Для зрительного гнозиса и моторики: узнавание и обводка контурных изображений.
  • Развитие зрительного внимания и памяти: «Восстанови порядок», «Найди одинаковые», «Опиши по памяти».
  • Развитие буквенного гнозиса: «Найди такую же букву», составление букв из палочек.
  • Развитие симльтарного, субцессивного гнозиса: работа над пониманием смысла сюжетных картинок, серии картинок.

развитие слухового восприятия,внимания,памяти.

  • «Повтори за мной», «Телефон», «Отхлопай», «Постучи»

развитие психомоторики:

  • Работа над произвольностью движений и над сложными двигательными актами: пальчиковые игры, отстукивание ритмических структур правой и левой рукой, рисование, запись графических элементов, запись букв, цифр.

развитие межанализаторного взаимодействия: используется речь с движением, графическая запись по слуховому образцу, а также подбор графического изображения.

II. Коррекция и развитие способностей к интеллектуальной деятельности.

  • работа над саморегуляцией
  • развитие мыслительных операций

III.Развитие речи.

  • фонетико-фонематическое развитие
  • лексико-грамматическое
  • формирование связной речи

Считаю, что именно эта совокупность направлений является перспективной и обеспечит рост качественного обучения дошкольников и подготовке их к школе.

Список литературы:

  1. Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. Логопедия- Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003г.
  2. О.В.Правдина. Логопедия — М., «Просвещение», 1973
Сафронова Наталья Николаевна04.04.2015 7830 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar