РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории

Автор: Хангалова Евгения Матвеевна

Современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие элементами научной деятельности и творческого поиска.

Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией и использовать её. Поэтому важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.

Ребенок по своей природе – исследователь, его небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленный проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Работа по исследовательской деятельности может проводиться индивидуально (с успешными, одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.

В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную.

Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме, различные технологии развивающего обучения которые дают широкие возможности применять исследование на уроке.

Внеурочная исследовательская деятельность – это предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа.

Наиболее интересным для меня стало применение проектного метода на уроках истории и обществознании.

Для успешного результата выделяются традиционно следующие этапы работы над проектом.

  • Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
  • Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
  • Распределение задач по группам, поиск информации.
  • Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
  • Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
  • Промежуточные обсуждения полученных данных.
  • Презентация (защита) проектов.
  • Коллективное обсуждение выводы.

Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

  • представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);
  • выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);
  • содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
  • рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
  • защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Примерные темы краткосрочных исследовательских проектов, реализуемых на уроках истории в среднем звене:

Исследовательские проекты: «Жизнь в Древней Греции» (5 класс); «История одной картины» (виртуальный музей 8класс); «Что в имени тебе моем» (6 класс); «Подвиг солдата» (9 класс)

Игровые, ролевые проекты: «Древнегреческая школа» (5 класс), «Суд над Иваном Грозным» (7 класс);

Краткосрочные проекты занимают, в основном, один урок или спаренный урок, в ходе которого учащиеся на первом уроке самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока.

Исследовательская деятельность на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме могут стать долгосрочные проекты, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими во время уроков как самостоятельные мини-исследования. В последнее время наблюдается все большая заинтересованность школьников в научно-практических конференциях, участие в которых дает ученику возможность развить свой интеллект в творческой, самостоятельной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В ходе работы над темой учащийся осознает свою значимость, “ знакомится с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность”. В 2009 году впервые в Харганатской школе прошла I НПК «Лубсановские чтения» в ней приняли участие 64 ученика школы с 2-11 класс, что показало интерес к исследовательской деятельности у учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как
личностно ориентирована;

  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда

Список используемой литературы:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с
  3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //Образование в современной школе. – 2000 - № 4 - с.21-25.
  4. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. - 1995. - № 6
Хангалова Евгения Матвеевна11.04.2015 17090 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar