РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приемы формирования УУД в начальной школе

Приемы формирования УУД в начальной школе

Н.В. Кащеева, И.А. Притчина, А.А. Фролова
учителя начальных классов
МКОУ Краснооктябрьская СОШ
Каргапольского района

Универсальные учебные действия (УУД) были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. Поскольку УУД относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение невозможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету. Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий. Авторы статьи работают по ФГОС НОО 3-4 года. Они наработали ряд приёмов по формированию УУД, которые хорошо «прижились» в их классах и дают положительный результат.

Формирование регулятивных учебных действий.

Работу над формированием умения самостоятельно определять тему и задачи урока, начали с 1 класса. На начальной стадии Кащеева Н.В. сама формулировала тему урока, сообщив им о том, что в дальнейшем они должны будут делать это самостоятельно. Постепенно стала только подводить учащихся к теме, давая им возможность формулировать её самостоятельно. Определять цели урока начали во 2 классе. В третьем классе часть детей уже могут сделать это без помощи учителя, часть формулируют с помощью наводящих вопросов учителя.

Ученикам Притчиной И.А. особенно нравятся задания по формированию регулятивных УУД, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения знаний учащимися. 

Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Цели урока учимся формулировать с опорой на схему на доске:                            

Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения учитель приходит им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия в нужное русло.

Умение планировать — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Уже с первых уроков в первом классе ученики Притчиной И.А. выполняют  задания по планированию работы на уроке.

- Как вы думаете, а почему мы заговорили о сказках? Чему будет посвящён наш урок?

- Как можно сформулировать тему нашего урока?

- Давайте составим план, что мы будем делать?   (пункты плана дети называют самостоятельно, учитель помогает формулировать и выстраивать по порядку)

План. (примерный)

  1. Работа с рисунками
  2. Составление схем слов.
  3. Составление схем предложений.
  4. По заданным схемам составлять предложения.
  5. Составление устных рассказов.
  6. Обводим предметы (рисунки), штрихуем их.
  7. Написание  наклонных линий с петлёй внизу и вверху (дополняет учитель)
  8. Инсценировка сказки (дополняет учитель)

- Ребята, что мы сейчас сделали? (Мы спланировали свою работу на урок.)

- Кому из вас уже легко составлять план?

- А зачем мы это делаем?

Первоклассникам очень нравится помогать учителю, восстанавливать в нужном порядке этапы плана работы на уроке после проделок отрицательных героев, которые тоже могут заглянуть на урок к ребятам. В конце урока обязательно возвращаются к целям, чтобы выяснить достигли ли поставленных целей. Дети сами предлагают задачи уже на следующий урок.

Прогнозирование – следующий вид регулятивных действий. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+» - «я, понял новый материал и легко справлюсь с заданием», «-» - «я не понял материал и не смогу выполнить задание»  или «?» - «я не уверен в том, что понял и не знаю смогу ли  выполнить задание». Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом, так же поступают и с другими знаками.

При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование, этот вид работы мы ещё  называем «волшебные линеечки». Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки – «линеечки», соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Проверяя работу ученика, учитель показывает своё отношение к шкалированию учащегося: обводит кружком крестик, если задание выполнено правильно и зачеркивает в неправильном. Эти «линеечки» применяются и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи ребята на полях чертят шкалу и оценивают себя с помощью крестика по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание или самостоятельность, Т – трудность. После проверки такую же работу проделывает учитель. Если он согласен с мнением ученика, то обводит крестик в красный кружок. Если не согласен, ставит свою отметку-крестик. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя, что позволяет вносить корректировку в самооценку учащихся.

Учащихся, работающих индивидуально у доски, Притчина И.А. учит оценивать свои успехи с помощью алгоритма самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

  • Что вам нужно было сделать в задании?
  • Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
  • Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
  • Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
  • Какого уровня сложности было задание?
  • Оцените свою работу.

– Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

Умение давать само- и взаимооценку необходимо на любом уроке. Проводим тест, дети самостоятельно проверяют и оценивают по заданным критериям. На уроках литературного чтения, после чтения наизусть, Кащеева Н.В. просит ученика ответить на вопросы: Читал с выражением или без? Допускал ли ошибки? Соблюдал паузы или торопился? После чего ребёнок ставит себе оценку. Учитель может согласиться с учеником  или нет, аргументируя свою позицию.

 В первом классе свою работу на уроке и в рабочей тетради учащиеся оценивают при помощи разных смайликов, цветных кружочков. Так в конце урока предлагаем в рабочей тетради нарисовать круг и закрасить его в зеленый цвет, если ребёнок может про себя сказать: «У меня всё получилось! Я старался. Я доволен своей работой». Закрашивает в желтый цвет, если он произносит: «Мне было трудно, но я справился с заданием!». И закрашивает в красный цвет, если «У меня не получается, мне нужна помощь!». После этого ученики с помощью учителя обязательно анализируют, почему так закрасили и что нужно сделать на следующем уроке, чтобы результат был лучше. Ученики часто сами предлагают знаки и символы для оценивания  работы на уроке. Предлагают показывать пальчиками или придумывают разные символы для графической оценки в тетради.

На уроке Притчиной И.А. учащиеся самостоятельно контролируют свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их учащиеся оценивают уровень своих знаний и умений по теме урока, и оценивают свою работу:

  • «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
  • «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный; 
  • «+» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
  • «!» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
  • «0» - не ответил. 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону дает хорошие результаты. На уроках математики Кащеевва Н.В. при закреплении материала записывает на доске номера заданий и вывешивает два листочка: на одном только ответы, на втором – подробное решение. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, сверяют ответы по листу №1, если всё верно – работают дальше, если нет - обращаются за помощью к листу № 2 или к учителю.  На уроках русского языка практикуется письмо текста под диктовку и самопроверка по образцу.

Практические работы на уроках окружающего мира, а также вопросы учителя «Какой вывод можно сделать?», «Почему так получилось?» учат младших школьников самостоятельно делать выводы.

Познавательные учебные действия.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Для её создания на уроке можно предложить учащимся заполнить таблицу, составить схему или макет.  Прежде чем дать новую информацию, предложить учащимся проблемный вопрос: «Как вы думаете?»,  «Как вы решите это задание?».  Иногда можно поставить вопрос до изучения темы, послушать предположения детей (выдвинуть гипотезы) и сравнить свои предположения с итогом работы. Проблемная ситуация создаётся на основе имеющихся у детей знаний. Например, на уроке русского языка знакомство с новой частью слова – суффиксом. Кащеева Н.В. предлагает обучающимся выполнить разбор по составу  нескольких слов, среди которых только в одном есть суффикс. Интересуется,  кто справился с заданием, у кого возникли затруднения и почему.  Разрешая возникшее затруднение, подходим к изучению нового материала.

Фролова А.А. создает проблемную ситуацию, которая помогает ребятам определить тему и цель урока, сформулировать правило самостоятельно. Например: буква ь - показатель мягкости согласного. Исходим из того, что ь звука не дает. Рисуем  для ребят два домика: гласные и согласные. Предлагаем список любых букв, их надо расселить по домикам. Дети классифицируют буквы и видят, что ь остался. Куда надо определить букву ь и почему? Предлагаем прочитать СОЛ. Дети говорят, что Л должен быть мягким, вот и сами выводят правило, буква ь – для мягкости согласного. Другой пример, на уроке русского языка необходимо познакомить с именами собственными и нарицательными. Выполняем пятиминутку: город Москва, озеро Байкал и т.д. Некоторые ребята говорят, что надо писать  одни  слова  с большой буквы, потому что названия городов, озер пишутся всегда с большой буквы, а другие, опираясь на свои знания, говорят, что это имена собственные. Вот и определили задачу урока.

В информационном мире очень важно научить ребенка, как не заблудиться в обилии информации. Самостоятельный поиск информации легко осуществлять на уроках литературного чтения. В учебнике (Литературное чтение. Л.Ф. Климанова. Школа России) незнакомые слова выделены. Значение некоторых слов можно найти в словаре учебника (работа со словарём), значение других нужно узнать из дополнительных источников информации. Подготовка проектов, так же предполагает самостоятельную работу с информацией и привлечение родителей к образовательному процессу.

Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью – одно из требований ФГОС. Она прослеживается почти на всех  уроках окружающего мира («Дорожные знаки», «Домашние животные» и др.), на уроках математики особенно при решении задач с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость», «Меры длины». На уроках чтения – работа с пословицами, обогащение словарного запаса.

Задания  стараемся подбирать разнообразные: разгадывание кроссворда в парах, сопоставление звуков, решение проблемной ситуации. Электронные образовательные ресурсы помогают сделать урок более наглядным, повысить мотивацию школьников к учебной деятельности.  Большинство учебников имеют приложения на электронных носителях, которые помогают организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу. Для поиска информации, учащиеся предлагаем использовать Интернет как на уроке, так и дома, проводим  онлайн-тесты в Дневник.ру.

Работа всегда должна чередоваться. Поработали  коллективно, теперь в паре,  а  теперь  можно и самостоятельно. Для самостоятельной работы предлагаем три уровня сложности. Детям говорим про степень сложности заданий, а уж они самостоятельно определяют, что будут выполнять. Некоторые ребята стараются выполнить все три уровня. Это поощряется. Оценивание может быть как коллективным, так и самостоятельным. Например, по листам успеха, по карте ученика и т.д.

Коммуникативные  учебные действия.

Особое место в современном уроке уделяется групповой и парной формам работы. Организовать их часто помогает учебник, где есть рекомендации для учащихся и учителя: «Обсуди с товарищем», «Поработайте в группе». Работу в группах можно организовать и при изучении нового материала. Каждая группа самостоятельно по плану (работа с планом) изучает часть темы, которую затем объясняет всему классу. При подготовке проектов, так же можно работать в парах или группах. Самооценка, участие в дискуссии, умение не только высказать, но и отстоять свою точку зрения,  нелегко даётся многим ученикам. Они часто дают односложные ответы, не готовы оспаривать чужое мнение, особенно учительское, если даже оно неверное. Поэтому вопросы «Почему?», «Кто не согласен?», «У кого другое мнение?» звучат на каждом уроке.

 Стараемся взять лучшее из наработанного по активизации познавательной деятельности младших школьников, систематизировать через рабочую программу по предмету, осознанно включать в каждый урок задания на развитие тех УУД, которые «западают» по результатам  мониторинга УУД.  Так по итогам мониторинга во втором классе ученики показывают сформированность регуляторных и познавательных  УУД на высоком и среднем уровне – 95%, и только 5% учеников – на низком.  А вот коммуникативные УУД на низком уровне у 19% обучающихся. Значит, продолжая формировать все УУД, больше внимания учитель будет уделять коммуникативным умениям.

Все виды УУД тесно взаимосвязаны и их формирование происходит на всех уроках. Мы считаем, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Очень важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между учащимися и учителем, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. Говорить о конечном результате работы придётся ещё не скоро. Но уже сейчас можно сказать, что мы приближаемся к поставленной в новых стандартах цели. Есть положительные результаты, которые радуют.

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с..
  3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.;
  4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 232 с.; – М. : Просвещение, 2010.
Кащеева Надежда Валерьевна и др.27.10.2015 33000 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar