РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование элементов технологии Монахова на уроках химии

Использование элементов технологии Монахова на уроках химии

Автор: Вафина Наталья Григорьевна

Актуальность разработки этой и внедрение ее в практику работы была обусловлена многими причинами:

  • во-первых, В учебниках допускаются ошибки по теоретическим основам химии, не предлагался дидактический материал к учебникам;
  • во-вторых, школа создает среду для личного становления развития интеллектуального потенциала ребенка, формирует активную самостоятельную личность;
  • в-третьих, актуальность решения этой проблемы была и остается потребностью времени, когда процесс обучения и воспитания направлен на развитие индивида, талантов, умственных способностей в самом полном объёме;
  • в-четвёртых, успешно применяя элементы методики В. М. Монахова, В.Ф. Шаталова и других авторов, чёткая структуризация содержания обучения отвечает современным требованиям к системе образования, даёт высокие положительные результаты обучения учащихся основам химии, позволяет четко организовать работу учащихся на уроках и во внеурочное время.

1. Актуальность опыта

Отечественная практика показывает, что технология обучения с применением опорных конспектов позволяет реализовать систему развивающегося обучения, которая прошла большой путь от ее разработки до проверки в массовом эксперименте, начиная с 60-х годов. Она является альтернативной той системе обучения, которая действовала и действует сейчас в практике. Ее жизненность объясняется, прежде всего тем, что в ней реализуются те идеи, которые поставлены самой жизнью, считать основополагающей идеологией - педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения, соединить обучение, воспитание и развитие в единый процесс и направить деятельность на формирование интеллектуально-нравственной личности.

Поуровневая индивидуализация учебной деятельности создает ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивает ученику возможность успешного профессионального образования.

Новизна опыта определяется тем, что описанные в методиках дидактические компоненты этой технологии, в основном, касались наук – физики, математики. Некоторые опорные конспекты и методика их применения встречались в литературе только по курсу химии 8 и 9 классов. Поэтому на протяжении многих лет работы велась разработка опорных конспектов(ЛСМ) и их совершенствование по курсу неорганической и органической химии. Это еще раз доказывает, что методика работы с опорными конспектами(ЛСМ) поддерживает, развивает и обогащает творческие наклонности учащихся.

2. Ведущей педагогической идеей опыта является идея сотрудничества, признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, опоры на субъективный опыт ребенка, учение, приносящее радость, что составляет основу развивающегося обучения.

3. Длительность работы над опытом

На протяжении всей своей работы преподавателем химии велась и ведется разработка опорных конспектов: поурочных и тематических, их совершенствование и методика их применения. Наблюдения, обобщение, выводы затем оформились в данный опыт.

4. Диапазон опыта достаточно широк, включает в себя систему уроков, приложения – ЛСМ (логико-структурная модель) к урокам; систему работы во внеурочное время: научное общество учащихся по химии, начиная с 2005 г. Целью опыта является содействие развитию самостоятельности учащихся и осознанию личностного смысла изучения химии (ученики в роли учителей).

Объектом выступает культура осознанного усвоения учащимися содержания обучения, а предметом – процесс формирования осознанного усвоения учебного материала в процессе с использованием опорных конспектов(ЛСМ).

5. Теоретической базой опыта является технология развивающегообучения, идеи которого нашли свое теоретическое обоснование в работах Выготского Л.С., а также методика В.М. Монахова, В.Ф. Шаталова.

6. Технология опыта

Большинство опытных методистов считают, что первые годы работы - годы профессионального становления для каждого педагога. Это время требует от любого исключительного напряжения, внимания и зачастую становится переломным в жизни учителя. Вероятно, именно в эти годы накапливается основной учительский «капитал»: педагог изучает детей, пытается проникнуть в их своеобразный духовный мир, стремится овладеть методикой преподавания своего предмета и ищет наиболее эффективные приемы воздействия на сознание и чувства учащихся.

Главное - не бояться, идти по дороге инноваций, не просто «внедрять», а искать, пробовать новые технологии, способствующие становлению, развитию индивидуальности ребенка, формированию интеллигентной, интеллектуальной личности.

Как сделать, чтобы уроки химии не только обогащали учащихся знаниями, но и способствовали их развитию - интеллектуальному, нравственному? Поиски ответа на этот вопрос привели меня к возможности использования технологии развивающего обучения с методикой применения опорных конспектов в курсе химии средней школы. Использование данной методики, на мой взгляд, кажется интересной и перспективной.

Цель опыта: содействие развитию самостоятельности учащихся, их и умению работать с учетом индивидуальных способов переработки учебного материала, содействие осознанию учащимися личностного смысла изучения химии.

Объектом опыта выступает культура осознанного освоения учащимися содержания обучения, осознание личностного смысла изучения химии.

Предметом опыта является процесс формирования осознанного усвоения содержания обучения в процессе с использованием опорных конспектов.

В соответствии с темой, поставленной целью, объектом и предметом были выдвинуты следующие задачи:

  1. Определить возможности использования технологии развивающего обучения с использованием опорных конспектов в формировании осознанного усвоения учебного материала по химии.
  2. Актуализировать личностный смысл учащихся в изучении химии.
  3. Организовать процесс изучения учебного материала так, чтобы он стал личностно значимым и приносил радость в обучении.

Опыт педагогической работы и анализ литературы по данной проблеме позволил выдвинуть следующую гипотезу: формирование осознанного усвоения содержания обучения будет протекать успешно, если:

  • оно становится предметом активных действий, причем, не эпизодических, а системных;
  • если урок с использованием данной технологии будет способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков владения этой информацией;
  • организован процесс индивидуального творческого общения учителя и ученика при работе на уроках;
  • гармонизированы традиционные и инновационные подходы к обучению.

С целью решения поставленных в опыте задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

  • изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме;
  • изучение опыта использования технологий развивающего обучения с использованием опорных конспектов;
  • анкетирование, планы уроков, таблицы-исследования.

По мнению А.И. Берга, важнейшим условием формирования полноценной личности ученика является «воспитание потребностей, детерминирующих поведение». В процессе развивающего обучения с использованием опорных конспектов необходимо не только формировать знания, умения и навыки определенного уровня, но и «воспитать потребности в труде, в приобретении новых знаний, потребности творческой деятельности». В случае сформированности таковых у ученика он способен к осознанному усвоению содержания обучения и к последующему самообучению, дальнейшему развитию.

Решить эти задачи можно, если использовать в своей работе следующие методические приемы:

  1. блочное планирование и блочный контроль знаний;
  2. опорный конспект (ЛСМ) и работу с ним на разных этапах урока;
  3. систему поэлементного обучения решению задач;
  4. систему поэтапного формирования химических знаний;
  5. систематический контроль;
  6. систематическую работу с поурочными карточками, включающими не только конспект, но и систему упражнений, позволяющих учащимся осознанно изучать материал и подготавливать ребят к решению задач;
  7. более глубокую систему оценивания знаний учащихся;
  8. максимальное повышение самостоятельности в процессе решения задач, выполнения других заданий на уроке;
  9. систематическое повторение материала.

В работе также приведены рекомендации по планированию уроков химии, планированию научного общества по химии, разработкой задач повышенного уровня сложности. При изучении блока должен быть выполнен полностью следующий «технологический» цикл:

  1. первичное предъявление учащимся нового материала (максимально используя демонстрационный эксперимент, лабораторные работы, информационно-коммуникационные технологии, другие средства обучения);
  2. оперативный контроль усвоения знаний;
  3. разучивание материала и его глубокое усвоение;
  4. тематический блочный контроль знаний;
  5. систематическое повторение.

Изучение блока завершается обязательным контролем знаний по данному блоку с выставлением оценок по теме.

Планирование, распределение времени, подбор задач, выбор форм контроля учитель осуществляет применительно к данному блоку уроков.

Перед началом изучения темы ученики получают контрольные вопросы. К концу изучения темы каждый ученик должен иметь оценку за знание этих вопросов, а также за практические навыки по решению задач, рассмотренных в этой теме.

Как же происходит первичное предъявление материала? Новый материал учитель излагает как обычно: максимально использует демонстрационный эксперимент, лабораторную работу, технические средства обучения, другие средства. В зависимости от содержания материала, состава учащихся, задач, решаемых уроком, учитель сам выбирает форму работы: лекцию, беседу, эвристическую беседу или другую форму первичного предъявления материала.

Выбирая ту или иную форму работы, учитель должен знать следующие особенности:

  1. предъявление нового материала следует строить в соответствии с планом расположения материала в опорном конспекте и его содержании. Поэтому учитель должен в своем рассказе осветить весь материал опорного конспекта. Однако по содержанию рассказ, учителя может быть шире и глубже. В конспект же, который в конце урока получит каждый ученик, следует включать только тот материал, который должен быть понят и усвоен учеником;
  2. во время объяснения учителя ученик может не вести записей. Он анализирует материал под руководством учителя, осмысливает, отвечает на вопросы. Это раскрепощает ученика.

В конце занятия каждый ученик получает поурочную карточку. В ней есть опорный конспект, в котором кратко изложена вся информация и представлены задания по отработке этого конспекта.

После объяснения материала классу демонстрируется опорный конспект с использование интерактивной доски.

Учитель вторично быстро и четко, используя рисунки на опорном конспекте, повторяет весь ранее изложенный материал. Это обычно продолжается 2 -3 минуты при максимальном внимании всего класса. Ученик при такой форме закрепления видит наглядно весь материал, изложенный учителем.

Главное в процессе изложения нового материала - добиться понимания материала каждым учеником.

Получив опорный конспект, ученик должен выполнять домашнее задание в определенной последовательности:

  1. восстанавливает рассказ учителя по памяти;
  2. читает текст учебника и расшифровывает конспект (находит определения химических величин, формулировки законов). В ходе анализа составляет вопросы, чтобы проконсультироваться у учителя;
  3. используя опорный конспект, записи выводов, сделанных на уроке, рассказывает материал вслух, следит за логикой перехода от одного пункта к другому;
  4. ученик переписывает опорный конспект в тетрадь;
  5. выучивает конспект. Это делается очень быстро, занимает всего несколько дополнительных минут;
  6. затем ученик отдыхает;
  7. после отдыха восстанавливает опорный конспект по памяти;
  8. выполняет задание по отработке опорного конспекта;
  9. при наличии времени использует дополнительную литературу. Вся работа с опорным конспектом занимает 30 - 40 минут.

На следующем этапе своей работы учитель проводит оперативный контроль знаний. При этом он решает следующие задачи:

  • проверяет усвоение изучаемого материала учениками всего класса,
  • вносит коррективы в отдельные, не до конца выясненные вопросы с тем, чтобы не допустить их неправильного запоминания,
  • продолжает работу над усвоением материала, его осмыслением, практическим применением. На этом этапе учитель должен использовать разнообразные приемы контроля знаний, что помогает добиться не просто запоминания конспекта, а его глубокого понимания и осмысления. При этом можно использовать различные формы контроля.

Одна из форм контроля - написание по памяти опорного конспекта. Если материал не особенно сложен, то можно на следующем уроке, ответив на вопросы отдельных учащихся, предложить всем ученикам написать конспект. Ребята устанавливают на партах разделители. Таким образом, ученики имеют возможность работать самостоятельно. По сигналу учителя все одновременно начинают писать конспект. Обычно это продолжается 10-12 минут. Затем ученики сдают тетради учителю или проводят взаимопроверку.

Можно использовать следующие виды опроса:

  1. Тихий опрос.
  2. Взаимоопрос.
  3. «Щадящая» форма фронтального опроса.

Учитывая возможности кабинета (его оснащение), учитель может использовать тот или иной вид опроса. Эти формы приводят к резкому увеличению времени на проговаривание материала, что способствует не только развитию речи ребят, но и глубокому осмыслению и усвоению материала. При всех формах устного опроса ученик может пользоваться своим опорным конспектом.

Таким образом, процесс проверки знаний осуществляется в два этапа:

  • первый этап-ученик пишет опорный конспект и демонстрирует знание материала,
  • второй этап - ученик показывает осознанность воспроизводимого материала и умение пересказать его с учетом всех тонкостей и деталей.

Также можно использовать и другие приемы работы: диктанты, самостоятельные работы, которые позволяют сделать урок вариативным, интересным. Внедрение в практику работы инновационных технологий и использование интерактивной доски позволяет чётко организовать работу учащихся на уроках, добиться хороших результатов и стабильно высокого качества знаний учащихся по химии.

Наиболее важной является работа учителя и учащихся во время разучивания материала и его глубокого усвоения.

Работа с опорным конспектом помогает учителю:

  • наглядно представить весь изучаемый материал ученикам класса;
  • сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;
  • многократно повторять изучаемый материал;
  • быстро, без больших временных и энергетических затрат проверить, как ученик усвоил изученный материал;
  • привлечь к контролю знаний родителей.

Опорный конспект позволяет ученику:

  • глубже разобраться в изучаемом материале, вычленить вопросы, связанные с отдельными положениями конспекта, и с помощью учителя до конца понять данный материал;
  • легче запомнить изучаемый материал;
  • используя опорный конспект при ответе, грамотно, точно изложить материал;
  • привести в систему полученные знания, особенно при повторении.

Работа с опорными конспектами помогает согласованному общению учителя и ученика, учащихся друг с другом, способствует установлению контактов при взаимоконтроле, зачетах, лабораторных и практических работах. Формы работы с опорными конспектами могут быть различными, важно, чтобы система деятельности учителя и учащихся основывалась на взаимоуважении и взаимопонимании, стала педагогикой сотрудничества в действии.

Опорные конспекты (ЛСМ) играют большую роль в развитии и формировании личности ребенка:

1) использование лабораторных и практических работ, демонстраций при изучении материала позволяет развивать мотивационную сферу учащихся;

2) в ходе создания и разрешения проблемных ситуаций, самоанализа, учащиеся входят в зону актуального развития поисковым методом. Роль учителя при этом консультирующая;

3) закрепление учебного материала, на которое отводится больше времени, позволяет в конце концов достигнуть большинством ребят зоны ближайшего развития и перейти в зону актуального развития. При этом повышается качество знания учащихся, а индивидуальная работа с сильными учащимися позволяет отработать материал на высоком уровне и закрепить умения его применять при выполнении практических заданий;

4) методическая разработка уроков с использованием опорных конспектов позволяет обучению идти впереди развития;

5) идет преодоление дискомфорта в процессе обучения ребят с низким уровнем развития;

6) «маленькие» учителя в классе при объяснении материала. Что это? - педагогика сотрудничества;

7) применение опорных конспектов(ЛСМ) позволяет эффективнее реализовать дидактические принципы развивающего обучения:

  • более высокого уровня трудности в обучении,
  • ведущей роли теоретических знаний,
  • осознания процесса обучения,
  • прохождения материала более быстрым темпом,
  • работы над развитием всех учащихся как сильных, так и слабых;

8) методика проведения урока позволяет вести деятельность учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности;

9) использование частично-поискового метода в работе с опорными конспектами позволяет организовать и направлять коллективный поиск.

Хочется отметить, что любая методология обучения хороша, если она позволяет на практике реализовать систему развивающего обучения, которая прошла большой путь от ее разработки до проверки в массовом эксперименте. Она является альтернативной той системе обучения, которая действовала и действует сейчас в практике. Чем объяснить ее жизненность? Прежде всего, тем, что в ней реализуются те идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью, - считать основополагающей идеологией - педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности в процессе обучения, соединить обучение, воспитание и развитие в единый процесс и направить деятельность на формирование интеллектуально-нравственной личности.

Вафина Наталья Григорьевна09.02.2016 6400 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar