РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

Автор - составитель:
Асанова Светлана Анатольевна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
МКОУ «Тиличикская средняя школа» с. Тиличики Олюторского района

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

При переходе на новые стандарты, где одним из условий является деятельностный подход, учителя нач. классов оказываются в одной из самых выигрышных ситуаций. Принцип системно-деятельностной организации воспитания направлен на развитие личности. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной.полноты. Достижению личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
Многие темы по воспитательной работе, я формирую в блоки.

Например: вопросы, на которые будем отвечать, изучая времена года:

  • Природа, которая нас окружает.
  • Связь человека с природой.
  • Красота живой природы.
  • Почему надо беречь природу.
  • Разрушители и защитники природы.
  • Как надо вести себя в лесу, на берегу моря.
  • Что могут сделать дети для охраны природы.

Вся работа делиться на три этапа:

  1. Подготовительная работа.
  2. Обсуждение, презентация.
  3. Рефлексия (поделка, рисунок и т.д.)

В качестве примера приведу работу над одним из блоков – «Золотая осень».

  1. Подготовительная работа (загадки, пословицы, стихи на данную тему)
  2. Обсуждение некоторых вопросов на уроках литературного чтения, окр.мира.
  3. Тематический классный час проведён в форме обобщения:
  • Тундра осенью в рассказах детей (семейные поездки, День туриста)
  • Поэтическая минутка (дети читали стихотворения не из школьной программы)
  • «Осенняя картина» - это творческая работа каждого ученика. Дети передали своё настроение, своё видение природы)

Таким образом, учащиеся смогли ответить на вопросы и сделать великолепные поделки. Направление на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддержание его укладом школьной жизни, включало в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Считаю, что воспитательные результаты распределяются:

  • приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

Приложение

Славная осень

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора,
Сливы. Груши, виноград –
Всё поспело для ребят.
И арбуз увидев важный,
Оживится детвора –
И радушно скажет каждый:
Здравствуй, осени пора!
Журавли на юг летят.
Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам.
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем,
Приходи. Мы ждём тебя,
Осень золотая.
Из литературы родного края.
В.Г.Воробьёв

Осень.

На тропинках стынет первый иней.
Перелески в холоде багряном.
Где – то в тишине, в просторе синем,
Затрубили птичьи караваны.
По инстинкту, древними путями,
Птицы край наш дальний покидают.
С.М.Скоробогатых

Бабье лето

На Камчатку осень золотая
Вновь пришла с обманчивым теплом.
И на юг большая птичья стая
Уплывает в небе голубом.
Утром ранним солнце тускло светит
И несёт тепло в последний раз.
Но играет медью бабье лето,
Бабье лето – листьев перепляс.

Занимательные вопросы

  1. Кто собирает яблоки спиной?
  2. У кого щека вместо мешка?
  3. У какого зверя в листопад появляются детёныши?
  4. Куда на зиму исчезают лягушки?
Асанова Светлана Анатольевна13.02.2016 7310 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar