РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности

Автор: Зудова Елена Валериевна

Исходя из определения, коммуникативная компетенция основана на разнообразных умениях и навыках, которые ведут к успешному овладению всеми видами речевой деятельности. Среди них - умение самостоятельно вступать контакт с любым типом собеседника и умение слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению.

Научить выпускника быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности - одна из главных задач учебных предмета «Русский язык».

Разработчики ФГОС второго поколения убеждены, что ученик получит возможность научиться осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта, анализировать речевые высказывания и ещё многое из того, что входит в понятие «коммуникативная компетенция». И нам, учителям, приходится реализовывать эти возможности.
«К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности», - такое наблюдение было сделано в журнале «Русский язык в школе» издательства «Первое сентября» за 2010 г.

Анализ результатов ГИА, ЕГЭ по русскому языку выявлял тогда невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, связанный с неготовностью ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности, неумением выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач. Изменился ли уровень развития коммуникативной компетенции учащихся сегодня?

Пользуясь способами определения среднего уровня сформированности коммуникативных универсальных действий у моих учеников, могу сделать вывод, что в первом полугодии учебного года он был базовый (достаточный). Вывод: нам необходимо стремиться к высокому (творческому) уровню.

Анализ экзаменационных работ прошлого года позволил мне сделать вывод о высокой подготовке учащихся к выполнению задания с развернутым ответом, о достаточном уровне сформированности коммуникативных умений.

Среди коммуникативных компетенций, проверяемых на ОГЭ и ЕГЭ, можно выделить следующие:

  • владение разными типами речевой деятельности;
  • умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание;
  • изложение аргументирующих доказательных суждений, соотнесённых с идеей текста.

Все способы предъявления языкового материала в экзаменационной работе постоянно используются в моей практике, поэтому хорошо известны школьникам и являются основой формирования коммуникативной компетенции. Предложу Вашему вниманию интерактивные методы, которые довольно широко применяются на уроках русского языка. В 5-7 классах они помогают развить умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. У старших подростков с их помощью развивается умение высказывать собственную точку зрения, обосновывать её и быть готовым корректировать.

Напомню, что под интерактивными методами понимаются такие формы организации познавательной и коммуникативной деятельности, которые обеспечивают реализацию целей обучения через активное взаимодействие обучающихся с учителем и между собой. Особенности этого взаимодействия состоят в том, что все его участники пребывают в одном смысловом пространстве, совместно погружаясь в единый творческий контекст занятия и близкое эмоциональное состояние.

Одни методические разработки являются творческими заданиями, адаптированными к задачам развития коммуникативных УУД и предметному содержанию русского языка. Другие созданы самостоятельно, как оригинальный продукт. Их интерактивный характер обеспечивается обсуждением полученных продуктов творчества или групповым характером выполнения.

Наиболее простые методики применяются в качестве разминки на начальной стадии занятия или его этапа. Это упражнения «Диалог «змейкой», «Исправим реплики разговора», экспресс-конкурс на лучший вопрос учителю по изученной теме.

Обогащение лексического запаса, развитие речевых умений младших подростков, их способности к эмпатии обеспечивается также такими творческими заданиями, как «Обращение к одноклассникам», «Угадай-ка», «Ты мне, я тебе», где подросткам нужно самостоятельно создать текст диалогического характера. В творческом задании «Интервьюер» ученикам необходимо расспросить одноклассника или гостя урока. Так формируется не только умение задавать вопросы, но и готовность слушать и слышать собеседника, учитывать его мнение в диалоге.

На этапе закрепления изученного лингвистического материала часто использую дидактическую игру «Передай другому», которая строится по аналогии с известной «Чепухой». Школьникам предлагается сформировать команды с равным количеством участников (4 - 6 человек) и сесть за парты по одному, друг за другом. Каждый получает листок, куда должен записать ответ на вопрос по теме урока. Число вопросов равно числу участников команды. Сидящий за первой партой записывает на листок ответ на поставленный учителем вопрос и передаёт его сидящему за ним однокласснику, который отвечает на следующий вопрос. Ученик за последней партой, ответив на завершающий вопрос, передает листок на первую парту. Затем командам даётся время для обсуждения получившихся «рассказов» и их доработку. Один из вариантов текста выдвигается на конкурс рассказов. Класс выбирает лучший текст из услышанных. Вопросы могут быть такими: «Что называется деепричастием?», «На какие вопросы отвечает деепричастие?», «Какие суффиксы могут образовать деепричастия несовершенного вида?», «Какие суффиксы могут образовать деепричастия совершенного вида?», «Какую синтаксическую роль выполняет деепричастие?» и т.п.

Вариантом более сложных упражнений являются те, где нужно выполнить задание к предложенному тексту. Подобные упражнения развивают умения, связанные с пониманием и трансформацией текста-источника, а также выражением собственного мнения по одной из проблем текста и изложением аргументирующих доказательных суждений, соотнесённых с идеей данного текста. Как правило, берется текст из учебника, но перечень заданий к нему дополняется такими вопросами, которые побуждают ученика к действиям и рассуждениям, полезным для развития коммуникативной компетенции.

Дополнительными источниками для работы со старшеклассниками служат пособия О.М. Мамай и Т.Н. Назаровой. Особая роль для развития коммуникативной компетенции в них отводится ключам.

Тексты, приведённые в ключах, являются не просто правильными ответами на поставленные вопросы. Ключи должны продемонстрировать то, как одна и та же мысль может быть выражена различными лексико-грамматическими способами. Ученики могут строить собственные высказывания на основе текстов, представленных в ключах, с использованием, например, синонимии.

Кроме того, материал ключей может служить основой для контаминаций – высказываний учащихся, построенных на комбинации различных вариантов уже выраженной «чужой» мысли. Таким образом можно выстроить развитие монологической речи. Работа с опорами, в том числе, заготовленными выражениями, которые мы применяем на этапе рефлексии методом незавершённых предложений, позволяет постепенно формировать самостоятельную творческую грамотную речь у наших учеников.

Возможность для практического совершенствования коммуникативных навыков, в том числе для развития диалогической формы речи, даёт учащимся комплексный анализ текста, который можно организовать как в паре, так и в группе, в том числе, сменного состава. Но необходимо учитывать, что такие формы учебной деятельности имеют как преимущества в развитии коммуникативной компетенции, так и недостатки

Информационно-коммуникационные источники позволяют по-новому использовать на уроках русского языка текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Одним из таких помощников в развитии коммуникативных компетенций школьников являются весёлые уроки радионяни, когда ученики получают возможность участвовать в диалогическом общении с мастерами разговорного жанра Е.Лившицем, А.Литвиновым, А. Левенбуком.

Источником развития коммуникативных компетенций, в том числе диалогической речи, могут служить и физкультминутки. Представлю одну из них, использованную на уроке систематизации изученного материала по синтаксису и пунктуации в 5 классе.

Ученикам, сидящим на первом варианте, было предложено повернуться к своему соседу спиной так, чтобы он смог изобразить на ней, проведя пальцем, знак препинания, который должен быть на месте паузы в продиктованных учителем предложениях. А представители первого варианта должны были узнать знак препинания, нарисованный на их спине.

Вопросы для такой физкультминутки могут быть самыми разнообразными.

Например:

  • Определите знак конца предложения: Понравился ли вам сегодняшний урок?
  • Послушайте, пожалуйста.
  • Как я рада, что все мы здесь сегодня собрались!
  • Определите первый знак препинания: Мы изучили многое: словосочетание, предложение, грамматическую основу.
  • Краткость – сестра таланта.
  • Пожалуйста, запишите домашнее задание.

Развитие коммуникативных компетенций гимназистов продолжается и во внеурочной деятельности, одним из направлений которой является организация учебной проектно-исследовательской деятельности в рамках работы объединения «Муравейное братство». Так, ребята выполняют долгосрочную исследовательскую работу: «В поисках зелёной палочки». Данный вид деятельности ведется нынешними учащимися 11 классов с 2009 года. Они осуществляют сбор информации о малоизвестных фактах из жизни русских писателей и поэтов, способствуют привлечению внимания к проблемам окружающей среды.

Развитию готовности детей вести внутренний диалог, который важен ещё и для духовного роста личности, способствует рефлексия, организованная с помощью приема незаконченных предложений. «Я считаю, что работа в группе полезна, потому что…» или «Мне приятно, если в диалоге…» Однажды, завершая подобное предложение, один из моих учеников сказал: «Я думаю, нужно говорить друг с другом, так как это помогает стать человеком». А ведь Аристотель тоже когда-то сказал: «Вне диалога нет образования, потому что образовывается ЧЕЛОВЕК…!»

За четыре года применения интерактивных методов качество обученности по русскому языку возросло. Наблюдается увеличение показателя «адекватная самооценка», рост уровня эмпатии и коммуникативно-организаторских способностей.

Кроме того, систематическое использование интерактивных методов на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций позволило

  • организовать учебную деятельность учащихся,
  • повысить производительность урока,
  • изменить к лучшему взаимоотношения в коллективе,
  • сохранить устойчивую мотивацию учащихся к изучению предмета.
Зудова Елена Валериевна28.02.2016 8230 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar