РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Работа по ФГОС и повышение качества иноязычного образования в современных условиях

Работа по ФГОС и повышение качества иноязычного образования в современных условиях

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. 

В настоящее время стандарты должны выступить:

  • инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки ее адекватности новым целям и ценностям образования;
  • средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
  • нормативно-правовой базой регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества – с другой.
Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.
Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования - критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются ее структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в Стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, тем, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, тем, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых; материально-технических, информационных, учебно-методических).

ФГОС преследует несколько ключевых целей. Две из них напрямую связаны с изучением ИЯ.

  1. Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Когда неизвестно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека. И то, насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение, зависит, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, насколько успешными будут его отношения с другими людьми. Это один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения, формирующем такие ценностные ориентиры как ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ, УМЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ,
  2. Мы все больше и больше окунаемся в мир, который породила информационная революция, – мир Интернета. И ключевая компетентность человека на сегодня – это не только сбор информации, но и ее анализ на предмет достоверности и идентичности, а также способность эту информацию отобрать и адаптировать для своих условий. Интернет международен,. И люди, активно использующие компьютер, изучают иностранный язык. Эта вторая составляющая преподавания иностранного языка, безусловно, очень тесно переплетена с первой и подтверждает необходимость изучения по крайней мере одного иностранного языка, без которого современный человек просто не может существовать.
В новых стандартах не ставится в преподавании иностранных языков и вообще в такой образовательной области, как филология, единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения.

В стандартах приоритетным признается нравственное воспитание. Вот натолкнулась на замечательное высказывание патриарха Кирилла: "Развитый интеллект без нравственности бесполезен". Как просто и понятно, а главное правильно. Потому что для общества это может быть не только бесполезно, но и опасно. Необходимо учить диалогу культур. (Начальная школа играет огромную роль в нравственном становлении личности ребенка, поскольку именно в этом возрасте и именно в начальной школе закладываются нравственные ориентиры и ценности. Согласитесь, что не все дети могут видеть правильные семейные отношения дома, не всем посчастливилось получить нравственную базу в семье.) Способность к диалогу культур на иностранном языке - это способность жить и взаимодействовать с представителями разных культур. Эту способность необходимо формировать через содержание обучения и технологии. Главное научить младшего школьника видеть общее в разных культурах, то, что нас объединяет, а не учить тому, что нас различает (это очень важно именно в начальной школе). Духовность нации является условием выживания и процветания нашего народа. Поэтому каждая программа по ИЯ, каждый УМК, каждый урок должен быть духовно-нравственным!

Так какие же требования к учителю ИЯ сегодня предъявляются?

  1. высокий уровень языковой подготовки,
  2. регулярное повышение квалификации,
  3. качественная академическая подготовка учителя в вузе - необходимо прочно заложить общепедагогическую и предметную основу их профессиональной деятельности,
  4. самообразование
Динамичное развитие отечественного образования в последние годы требует от учителя, в т.ч. и от учителя ИЯ, пересмотра взглядов на способы повышения качества образования на современном этапе развития страны и мира. Качество иноязычного образования перестало удовлетворять потребностям современного общества и современной жизни, поэтому Федеральный Государственный Образовательный Стандарт необходимо рассматривать как неизбежное требование в профессиональной деятельности каждого учителя. С введением нового образовательного стандарта изменилось содержание учебных программ, объем нагрузки и методологическая основа обучения.

Знания не «насаждаются сверху», а «образуются» в процессе личностно-значимой деятельности, что является основой системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

Новые программы предполагают кроме научного знания предметного характера, также и универсальные учебные действия. Это - обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности или компетенции, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью.

Так как при любых меняющихся внешних условиях обучение иностранному языку всегда остается коммуникативно-обусловленным, то предметной компетенцией в рамках предмета «Иностранный Язык» будет коммуникативная компетенция. Она имеет 6 подвидов.
Таким образом, залогом повышения качества иноязычного образования в современных условиях является рост профессионализма учителя. От учителя требуется непрерывный личностный и профессиональный рост, овладение новыми знаниями, умениями и технологиями и применение их на практике. Игнорирование необходимости повышения профкомпетентности может привести к неуспешности в профессии. И наоборот, постоянное профессиональное самосовершенствование учителя открывает возможности, безграничные возможности, повышения результативности его работы.

Комарова Марина Геннадиевна15.02.2013 25340 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar