РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование универсальных действий через стратегии обучения чтению вначальной школе.

Формирование универсальных действий через стратегии обучения чтению вначальной школе.
Формирование универсальных действий через обучение стратегиям чтения. 

Подготовила: Меньшенина Л.А.

В ХХI веке проблемы чтения подрастающего поколения привлекают внимание теоретиков и практиков во всем мире. ООН объявляла 2003–2012 гг. десятилетием грамотности. Однако положение с чтением учащихся в нашей стране остается крайне тревожным. Об этом говорят результаты исследования. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли лишь 43 место. Они показали слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению т.е. смысловое чтение находится на очень низком уровне.
(Ян Амос Коменский) говорил о смысловом чтении так: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать»
Отсюда вывод: мало научить учащегося читать в смысле " декодировать текст", мало сформировать и развить навыки техники чтения.

Необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность и в итоге он стал " человеком читающим", личностью, владеющей культурой чтения.
Внимание к чтению и зафиксировано в Федеральных государственных стандартах начального и общего образования (ФГОС), где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, как общеучебные умения. А это как раз и есть формирование универсальных действий.

Понятие - "стратегия" 

На сегодняшний день я разработала и внедряю в своей деятельности стратегиальный подход в обучении чтению, где под понятием " стратегия" понимается система действий, необходимых ученикам для достижения ими определенной цели, запланированного результата»

Стратегиальный подход в обучении чтению имеет положительные моменты:
  • развивает самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, приёмы понимания текста, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами 
  • способствует развитию общеучебных умений школьников, формированию культуры умственного труда. 
  • данный подход «учит анализировать, фокусировать, выбирать, отбирать, организовывать, интегрировать читаемый материал и тем самым формирует и воспитывает независимо мыслящего чтеца и читателя" 
Вывод: формируя универсальные действия, тем самым формируем и смысловое чтение.

Сегодня я представлю вашему вниманию:

ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ ЧТЕНИЯ 

Стратегий по чтению существует много, ноя пока в них разбираюсь, некоторые апробирую.

Стратегия может включать ряд операций, направленных для достижения цели, выбирается под конкретную цель чтения. Учитель и читатель вправе выбрать ту, которая будет работать на результат. Обучая стратегиям чтения, мы формируем универсальные учебные действия.

Механизм процесса чтения представляет собой единство двух звеньев:
  • перцептивного ( зрительного) 
  • смыслового ( понимания) 
Интерактивная модель понимания текста расшифровывается так:
Для понимания текста ЧИТАТЕЛЮ нужны:
  • читательский опыт и знания; 
Необходимо знать ТЕКСТ
  • характеристику текста и его сложность 
ОБУЧАЮЩИЙ КОНТЕКСТ - значит
  • знать цель, задания чтения; 
  • стратегии чтения; 
  • условия для чтения текста; (время, место, в какой форме) 
Вывод: все это имеет значение для понимания текста

С ЧЕГО Я НАЧАЛА 

Чтобы привлечь детей к чтению, и непросто к чтению, а смысловому чтению, мы в классе создали " Клуб любителей чтения" 

1. Создание читательской группы. (ЧГ "Клуб любителей чтения")
  • 1 раз в месяц встречи. Есть руководитель клуба - инициативный ученик. 
Цель клуба: привлечение к чтению;
  • развитие читательского интереса; 
  • продвижение качественной литературы; 
  • формирование универсальных действий  
В деятельности клуба мы применяем стратегии "продвижения книг"
  1. Создание" Портрета читателя" (слайд) 
  2. Выбор книги. ( анализ обложки: издание, автор, герой, эпизод из книги, иллюстрации) 
  3. "Экран чтения" 
  4. Деловая игра " Активный читатель" 
  5. Коммуникативная игра " Что нового?" 
  6. Дискуссия " Нужно ли читать ...(книгу) ?" 
  7. Читательская конференция (слайд пирамида) 
Вывод: Члены группы выработали основные правила. Обмениваются новинками изданий книг, обсуждают прочитанное. Пропагандируют, что читать становится модно и престижно, начитанный человек - это успешный человек. 

Стратегии, о которых я говорю, можно использовать в системе не только на уроках чтения, но и по другим предметам. Мы прекрасно знаем, что восприятие текста, понимание текста, любой информации учеником имеет сложности.
Причиной этому служит подход, когда перед чтением текста мы просто говорим "Прочитайте текст". А основное внимание должно уделяться контролю понимания прочитанного. Надо знать, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче читается и понимается текст. Сказанное можно представить в виде схемы

Работа с текстом состоит из трех этапов. Каждая группа стратегий преследует свои цели.

1. Стратегии предтекстовой деятельности.

Это достаточно эффективное (если выработать систему) и может быть даже новое явление в работе учителя.

Цель: актуализация имеющихся знаний
  • " Мозговой штурм" Слайд № 11 
  • " Глоссарий" Слайд №12 
  • " Ориентиры предвосхищения" (просмотровое чтение) 
  • " Батарея вопросов" 
  • " Предваряющие вопросы" 
  • " Рассечение вопроса" 
После предтекстовых стратегий переходим к чтению и пониманию текста.Есть несколько эффективных стратегий текстовой деятельности.

2. Стратегии текстовой деятельности

Цель: управление процессом чтения
  • "Чтение в кружок" (попеременное чтение) 
  • "Чтение про себя" 
  • "Чтение про себя с остановками" 
  • "Чтение про себя с пометками" со сложными научными текстами ( схема) 
После чтения текста ведется тоже определенная работа.

3. Стратегии послетекстовой деятельности 

Цель: обучение пониманию текста
  • "Отношение между вопросом и ответом" 
  • "Вопросы после текста" Слайд № 15 
  • "Тайм- аут" 
  • "Проверочный лист" 
Стратегии, о которых я буду сейчас говорить, используются при работе с объемными текстами . Они призваны расширять набор приемов. Такие стратегии используют до чтения, во время чтения и после чтения.

4. Стратегии работы с объемными текстами.
  • "Алфавит за " круглым столом" 
  • "Соревнуемся с писателем" 
  • "Ориентиры предвосхищения" 
  • "Экскурсия по книге" 
  • "Цитаты" 
  • "Загадки" 
  • Кластер " Черты характера" 
  • "Синквейн" 
Существует еще одна группа стратегий. Она имеет несколько характеристик:
  • актуализирует предшествующие знания, умения, опыт; 
  • обучает самостоятельно выполнять задания, ставить цели, планировать деятельность; 
  • способствует формированию обученности, образованности читателя. 
5. Общеучебные стратегии.
  • "Знаю ----Хочу знать----Узнал" 
Учащиеся делают таблицу, состоящую из 3 колонок, пишут: «Знаю – хочу узнать – узнал». Учитель записывает ключевыми словами то, что знают уже. Затем учащиеся формулируют 2–3 вопроса, что хотели бы узнать по этой теме и записывают вопросы во 2 колонку. Потом читают информационные тексты. По мере чтения учащиеся ищут ответы на вопросы и ставят (+), если не нашли, то ставят ( - ). В 3 колонку записывают то, что узнали.
  • Граф - схемы " Кольца Венна"
Вывод:
Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения. Наша задача- капля за каплей собрать все стратегии и научить учащихся учиться.
Ведь каждая капля усилий рождает море возможностей. 
Меньшенина Любовь Анатольевна10.04.2013 49371 Новые ФГОС
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо!!! Очень полезно.
avatar