РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Формирование универсальных действий через стратегии обучения чтению вначальной школе.

Формирование универсальных действий через стратегии обучения чтению вначальной школе.
Формирование универсальных действий через обучение стратегиям чтения. 

Подготовила: Меньшенина Л.А.

В ХХI веке проблемы чтения подрастающего поколения привлекают внимание теоретиков и практиков во всем мире. ООН объявляла 2003–2012 гг. десятилетием грамотности. Однако положение с чтением учащихся в нашей стране остается крайне тревожным. Об этом говорят результаты исследования. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли лишь 43 место. Они показали слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению т.е. смысловое чтение находится на очень низком уровне.
(Ян Амос Коменский) говорил о смысловом чтении так: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать»
Отсюда вывод: мало научить учащегося читать в смысле " декодировать текст", мало сформировать и развить навыки техники чтения.

Необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность и в итоге он стал " человеком читающим", личностью, владеющей культурой чтения.
Внимание к чтению и зафиксировано в Федеральных государственных стандартах начального и общего образования (ФГОС), где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, как общеучебные умения. А это как раз и есть формирование универсальных действий.

Понятие - "стратегия" 

На сегодняшний день я разработала и внедряю в своей деятельности стратегиальный подход в обучении чтению, где под понятием " стратегия" понимается система действий, необходимых ученикам для достижения ими определенной цели, запланированного результата»

Стратегиальный подход в обучении чтению имеет положительные моменты:
  • развивает самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию, приёмы понимания текста, умения и навыки работы с художественными и информационными текстами 
  • способствует развитию общеучебных умений школьников, формированию культуры умственного труда. 
  • данный подход «учит анализировать, фокусировать, выбирать, отбирать, организовывать, интегрировать читаемый материал и тем самым формирует и воспитывает независимо мыслящего чтеца и читателя" 
Вывод: формируя универсальные действия, тем самым формируем и смысловое чтение.

Сегодня я представлю вашему вниманию:

ОБУЧЕНИЕ СТРАТЕГИЯМ ЧТЕНИЯ 

Стратегий по чтению существует много, ноя пока в них разбираюсь, некоторые апробирую.

Стратегия может включать ряд операций, направленных для достижения цели, выбирается под конкретную цель чтения. Учитель и читатель вправе выбрать ту, которая будет работать на результат. Обучая стратегиям чтения, мы формируем универсальные учебные действия.

Механизм процесса чтения представляет собой единство двух звеньев:
  • перцептивного ( зрительного) 
  • смыслового ( понимания) 
Интерактивная модель понимания текста расшифровывается так:
Для понимания текста ЧИТАТЕЛЮ нужны:
  • читательский опыт и знания; 
Необходимо знать ТЕКСТ
  • характеристику текста и его сложность 
ОБУЧАЮЩИЙ КОНТЕКСТ - значит
  • знать цель, задания чтения; 
  • стратегии чтения; 
  • условия для чтения текста; (время, место, в какой форме) 
Вывод: все это имеет значение для понимания текста

С ЧЕГО Я НАЧАЛА 

Чтобы привлечь детей к чтению, и непросто к чтению, а смысловому чтению, мы в классе создали " Клуб любителей чтения" 

1. Создание читательской группы. (ЧГ "Клуб любителей чтения")
  • 1 раз в месяц встречи. Есть руководитель клуба - инициативный ученик. 
Цель клуба: привлечение к чтению;
  • развитие читательского интереса; 
  • продвижение качественной литературы; 
  • формирование универсальных действий  
В деятельности клуба мы применяем стратегии "продвижения книг"
  1. Создание" Портрета читателя" (слайд) 
  2. Выбор книги. ( анализ обложки: издание, автор, герой, эпизод из книги, иллюстрации) 
  3. "Экран чтения" 
  4. Деловая игра " Активный читатель" 
  5. Коммуникативная игра " Что нового?" 
  6. Дискуссия " Нужно ли читать ...(книгу) ?" 
  7. Читательская конференция (слайд пирамида) 
Вывод: Члены группы выработали основные правила. Обмениваются новинками изданий книг, обсуждают прочитанное. Пропагандируют, что читать становится модно и престижно, начитанный человек - это успешный человек. 

Стратегии, о которых я говорю, можно использовать в системе не только на уроках чтения, но и по другим предметам. Мы прекрасно знаем, что восприятие текста, понимание текста, любой информации учеником имеет сложности.
Причиной этому служит подход, когда перед чтением текста мы просто говорим "Прочитайте текст". А основное внимание должно уделяться контролю понимания прочитанного. Надо знать, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче читается и понимается текст. Сказанное можно представить в виде схемы

Работа с текстом состоит из трех этапов. Каждая группа стратегий преследует свои цели.

1. Стратегии предтекстовой деятельности.

Это достаточно эффективное (если выработать систему) и может быть даже новое явление в работе учителя.

Цель: актуализация имеющихся знаний
  • " Мозговой штурм" Слайд № 11 
  • " Глоссарий" Слайд №12 
  • " Ориентиры предвосхищения" (просмотровое чтение) 
  • " Батарея вопросов" 
  • " Предваряющие вопросы" 
  • " Рассечение вопроса" 
После предтекстовых стратегий переходим к чтению и пониманию текста.Есть несколько эффективных стратегий текстовой деятельности.

2. Стратегии текстовой деятельности

Цель: управление процессом чтения
  • "Чтение в кружок" (попеременное чтение) 
  • "Чтение про себя" 
  • "Чтение про себя с остановками" 
  • "Чтение про себя с пометками" со сложными научными текстами ( схема) 
После чтения текста ведется тоже определенная работа.

3. Стратегии послетекстовой деятельности 

Цель: обучение пониманию текста
  • "Отношение между вопросом и ответом" 
  • "Вопросы после текста" Слайд № 15 
  • "Тайм- аут" 
  • "Проверочный лист" 
Стратегии, о которых я буду сейчас говорить, используются при работе с объемными текстами . Они призваны расширять набор приемов. Такие стратегии используют до чтения, во время чтения и после чтения.

4. Стратегии работы с объемными текстами.
  • "Алфавит за " круглым столом" 
  • "Соревнуемся с писателем" 
  • "Ориентиры предвосхищения" 
  • "Экскурсия по книге" 
  • "Цитаты" 
  • "Загадки" 
  • Кластер " Черты характера" 
  • "Синквейн" 
Существует еще одна группа стратегий. Она имеет несколько характеристик:
  • актуализирует предшествующие знания, умения, опыт; 
  • обучает самостоятельно выполнять задания, ставить цели, планировать деятельность; 
  • способствует формированию обученности, образованности читателя. 
5. Общеучебные стратегии.
  • "Знаю ----Хочу знать----Узнал" 
Учащиеся делают таблицу, состоящую из 3 колонок, пишут: «Знаю – хочу узнать – узнал». Учитель записывает ключевыми словами то, что знают уже. Затем учащиеся формулируют 2–3 вопроса, что хотели бы узнать по этой теме и записывают вопросы во 2 колонку. Потом читают информационные тексты. По мере чтения учащиеся ищут ответы на вопросы и ставят (+), если не нашли, то ставят ( - ). В 3 колонку записывают то, что узнали.
  • Граф - схемы " Кольца Венна"
Вывод:
Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного, развивающего обучения. Наша задача- капля за каплей собрать все стратегии и научить учащихся учиться.
Ведь каждая капля усилий рождает море возможностей. 
Меньшенина Любовь Анатольевна10.04.2013 52021 Новые ФГОС
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо!!! Очень полезно.
avatar
Презентации на 23 февраля