РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок по окружающему миру для 1 класса по теме "Лес"

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме "Лес"
Тема: «Там, на неведомых дорожках…» 

Цели урока: 

Обучающие:
  1. Расширять и углублять природоведческие знания учащихся. 
  2. На конкретных примерах показать характерные черты природного сообщества – лес. 
  3. Дать понятие об экологии - как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой. 
Развивающие:
  1. Развивать умение наблюдать. 
  2. Развивать логическое мышление, память, воображение, речь. 
  3. Обогащать словарный запас детей . 
  4. Приобщать к чтению научно-популярной и художественной литературы о природе. 
Воспитательные:
  1. Помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязей в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. 
  2. Воспитывать бережное отношение к природе: к животным, птицам, растениям. 
Ход урока:

I. Организационный момент. 

Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки!
И некогда дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят - урок уж больно важный! 

II . Сообщение темы урока. 
- Отгадайте загадку:
Весной он веселит, летом – холодит, осенью – питает, а зимой согревает.
(музыка: звуки леса)
- Правильно, это лес. Объясните, как вы догадались, что это лес.
-Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на лес другими глазами.
Подумаем над тем, как сохранить это чудо, и какой вклад мы с вами можем внести, чтобы сберечь леса на нашей планете. 

III. Вступительная беседа. 

Учитель: Если из космоса взглянуть на нашу планету (в руках у учителя глобус), видны два основных цвета, которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства – океан воды и океан растительности.
Удивительный мир природы…Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. 

ЛЕС. Как много вобрали в себя эти три буквы. Леса - настоящие лёгкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому.
Утром, днём и вечером, в солнечную и пасмурную погоду листья на деревьях, на траве меняют свой цвет. Их оттенки также неожиданны, как и меняющиеся краски морей. Недаром они соперничают даже на полотнах художника. (показ репродукций картин с изображением леса в разные времена года известных художников). 

Однажды один художник решил нарисовать лес. « Что такое лес? – рассуждал художник» . «Лес – это прежде всего… деревья». Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья: берёзы и ели, дубы и сосны, клёны и осины.
-Давайте и мы с вами поможем художнику. У вас на партах лежат конверты. Возьмите конверт , на котором написано слово «Деревья» и посадите деревья в своём лесу. 

Деревья у художника, да и у нас, получились настолько красивые, что казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка-Лесовичка.(учитель прикрепляет на доску). Повесил художник картину на стену, полюбовался на неё и уехал куда-то. А когда вернулся, не поверил своим глазам. Вместо зеленых ёлочек и кудрявых берёзок лишь сухие стволы. 

- Что случилось? –удивился художник. – Почему мой лес засох?
- Какой же это лес? – вдруг услышал художник. - Это не лес, а… (ответы детей) одни лишь деревья. Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок-Лесовичок разговаривает с ним.
- Разве может быть лес без кустов, травы и цветов по опушкам леса? – продолжал он.
- Не может, - согласился художник и принялся за новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле среди зелёной травы – множество ярких цветов .
- Возьмите на партах конверты с надписями «Кустарники, травы» и разместите на своих картинах.
- Вот теперь хорошо! – похвалил сам себя художник. - Вот теперь у меня получился настоящий лес! Но прошло немного времени, а деревья опять стали чахнуть.
Ты забыл нарисовать грибы! – сказал Лесовичок художнику.
-Да, - согласился художник. Но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто и не всегда.
-Это ничего не значит! – сказал Лесовичок. – Грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.
- Возьмите конверты, где написано «Грибы» и постарайтесь посадить их под деревьями, с которыми они дружат. (ответы детей)
И художник нарисовал в своём лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.
- Это потому, что в твоём лесу нет насекомых, - сказал Лесовичок. 

Художник взял кисти, и на цветных листьях появились яркие разноцветные бабочки и жуки.
- Возьмите конверты с надписью «Насекомые» и поместите их на своей картине.
-Ну, теперь всё в порядке! – решил художник и, ещё раз полюбовавшись картиной, опять уехал куда-то. А когда снова увидел свою картину, то не поверил своим глазам: вместо пушистого ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой. Художник подошёл к картине … и вдруг отшатнулся. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев – всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже Лесовичок совсем отодвинулся на край картины – казалось вот-вот упадёт.
- Это ты виноват! – закричал художник. – Ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес. Что мне делать? Неужели я никогда не нарисую настоящий лес?
-Ребята, а вы как думаете, что надо сделать художнику? (ответы детей)
- Никогда, - сказал Лесовичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить. Он нарисовал новую картину, а на ветках деревьев появились весёлые птицы.
-Возьмите конверты с надписью «Птицы» и поселите птиц в лесу. Послушайте некоторые птичьи голоса.
Когда художник собирался положить кисть, Лесовичок сказал:
- Мне нравится этот лес! И я не хочу, чтобы он погиб…
-Как вы думаете , что посоветует Лесовичок художнику?
- Правильно! Нарисовать зверей.
- Давайте и мы расселим зверей в нашем лесу.(конверты с надписью»Звери») 

Художник окончил работу, когда было темно. Он хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, дыхание, треск сучьев. 

Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и животные… Это ЛЕС!
Художник посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть он залез на дерево, и его не видно в зелёной листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть, но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это и есть ЛЕС! 

-Перед вами – лес. Ответьте мне, ребята, почему сразу не получилась эта картина? (Потому что всё в природе живёт как один целый организм.)
Учитель: Единство живой и неживой природы, особые связи между живыми организмами – растениями, животными, грибами и микроорганизмами образуют природное сообщество – ЛЕС. Это сообщество называют главным чудом света. 

IV. Физкультминутка. 

Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес!
(посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки , плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели, заниматься тихо сели. 

V. Итак, лес – это природное сообщество. 

Все члены сообщества обмениваются информацией. Например, грибы и деревья.
-Под каким деревом растут подберёзовики? А подосиновики? А белый гриб можно найти под берёзой, сосной, елью.
- А какой информацией обмениваются растения и животные? (При помощи лесных ароматов) 

Учитель: Мы не напрасно говорим: сообщества, обмен информацией. Наше время люди называют веком информации. Для её сбора, хранения, обработки созданы системы связи, изобретены компьютеры. Но оказалось , что объекты природных сообществ уже миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «лесной язык». Поэтому делает много ошибок. И главная из них – уничтожение леса.

-Какое значение имеет лес? (использование схемы с рисунками)
  • Дом для растений и животных. 
  • Защитник воздуха, водоёмов, почвы. 
  • Место отдыха человека. 
  • Источник ягод, грибов, лекарственных растений. 
  • Источник древесины. Строительный материал. 
  • Имеет оздоравливающее значение. 
  • Источник вдохновения для писателей, художников. 
- Перед вами репродукции с картин известных русских художников. Посмотрите, как изобразили художники лес в разное время года.
- А какое время года у вас получилось? Докажите.
VI. Дидактическая игра «Экологический светофор». 

Учитель:
Здравствуй, лес! Дремучий лес! Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой. Не утаи, ты же видишь – мы свои! 

- Ребята. Как вы понимаете последнее предложение? Что значит «мы свои»? Значит, как нужно вести себя в лесу? Какие правила соблюдать? 

- Давайте поиграем в игру «Светофор»: 

Красный свет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.
Жёлтый свет – Будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями.
Зелёный свет - Ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! 
  • Дети оставили костёр в лесу. 
  • Зимой дети пошли в лес и развесили кормушки. 
  • Ребята увидели гнездо в траве. 
  • Ребята пришли в лес поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь , зелени-то много – ещё вырастет. 
  • Девочки не стали рвать ландыши в лесу, а чтобы вдохнуть аромат, наклонились к земле. 
  • Ребята наблюдают за муравейником. 
  • Мальчик увидел мухомор, пнул его ногой. Всё равно он никому не нужен – ядовитый. 
  • Дети нашли в лесу ежонка. Решили: возьмём домой , покормим и отпустим . 
  • Ребята шли в своё село через лес: шли тихо, не шумели, а смотрели по сторонам , чтобы узнать лесные тайны. 
  • В лесу надо быть гостем, а не хозяином. 
После каждой ситуации попросить детей пояснить, почему они выбрали именно такой сигнал светофора. 

Ребята, а что страшнее всего для леса? (пожар, мусор, рубка)
- Отчего случается лесной пожар?
- Кто без жалости вырубает леса?
- Кто приносит в лес мусор?
Учитель: Людская беспечность – вот главная причина беды. Сам человек - часть природы, и нанося вред природе , человек вредит сам себе. Писатель М. Пришвин сказал: «Охранять природу – значит, охранять Родину ». 

VII. Дополнительный материал. Работа с поговорками и пословицами.

Много леса… посади
Мало леса… не губи
Нет леса… береги
(Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.)
Задание для гостей: ребус.
Учитель:
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу , где бродят барсук и лиса.
Лист, на который ложится роса.
Свежесть лесную, и влагу, и тень –
Вот что сажаем в сегодняшний день! 

VIII. Итог занятия: 

- Что вам понравилось на занятии?
- О чём заставил вас задуматься материал занятия? 

Учитель: Вы – молодцы! Много знаете, умеете! Я думаю, что вы растёте настоящими друзьями и защитниками природы!
Прощаясь , хочу пожелать:
Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве - прозрачная роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости , удачи.
Улыбок детских, как цветенье зыбких
Цветов, сравнимых с детскою улыбкой. 

IX. Организационный конец занятия.
Сахарова Марина Александровна06.05.2013 32940 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar