РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация компетентностного подхода на уроках, как условие достижения нового качества образования.

Реализация компетентностного подхода на уроках, как условие достижения нового качества образования.

А.Е. Солодовникова
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №1 им. Н.М. Пржевальского
г. Смоленска

Российские педагоги мрачно шутят: "Наше образование – лучшее в мире, только в остальных странах об этом не знают".
В каждой шутке, как известно, есть доля шутки. В этой – тоже: результаты международного исследования PISA, которые проводятся каждые три года и оценивают не знания школьной программы, а способность детей применять полученные знания в жизненных ситуациях, показали, что самые умные школьники сегодня – финны. За ними следуют ребята из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии, Макао (автономной территорииКитая). Наши – где-то в самом низу списка…

Исследование PISA проводится в трех направлениях: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.По всем параметрам наша страна не поднялась выше 37-го места среди 65 государств-участников.О таких результатах в экспертной среде говорили не иначе, как об «утраченных иллюзиях России». Миф о высоком качестве отечественного образования окончательно был развеян.

Наши школьники оказались не способны использовать свои знания для получения новых знаний, не готовы к самообучению и саморазвитию с помощью письменных текстов.

Поэтому важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход.

В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей, сформулированных Андреем Викторовичем Хуторским, доктором педагогических наук, директором Института образования человека:

  1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.
  3. Учебно-познавательная - готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
  4. Информационная - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.
  6. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
  7. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.


По итогам PISA-2009 Россия лучше других стран была лишь в одном - в умении найти информацию по ключевым словам вопроса, который задает учитель. Для достижения этого умения достаточно просто найти в тексте эти слова, а понимать сам текст необязательно.

Ответ доктора психологических наук Галины Цукерман на вопрос «Почему такое умение - самое главное для наших школьников?» лаконичен и ясен: просто именно так устроены наши учебники; так построены вопросы к параграфам.
Поэтому инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода. Пока такое обновление можно наблюдать в учебниках 1-2 классов.

Однако какими бы не были учебники, основную роль в формировании ключевых компетенций у учащихся на уроке играет учитель.

Доктор педагогических наук, профессор Лебедев Олег Ермолаевич писал: «"Знаниевый" подход ориентирован на накопление "строительных материалов". В результате мы получим склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию."Компетентностный" подход ориентирован на "строительство дома"».

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация.

На нём происходитразделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

  • теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
  • практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
  • воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;
  • установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);
  • прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, результатов и их происхождения.

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.

Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность.

Основные характеристики творческого урока:

  • Исследовательский метод и вид деятельности;
  • Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
  • Многообразие подходов и точек зрения;
  • Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль;
  • Предоставление возможности выбора пути, траектории освоения нового знания.

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности).

На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Обратите внимание на график количества запоминаемого учебного материала.

Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: «Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось». Компетентностный подход раскрывает другое высказывание – древняя китайская мудрость: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

Отсюда можно вывести некомпетентностные виды деятельности на уроке:

  • монолог учителя;
  • фронтально–индивидуальныйопрос;
  • информирующаябеседа;
  • самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником или другими пособиями по заданиям, указанным учителем;
  • демонстрациявидеофильма;
  • экскурсия;
  • контрольная или проверочная работа, проводимая в традиционной форме.

Вы видите, что это виды деятельности на традиционном уроке.

При компетентностном подходе к уроку изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения.Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Проблемные ситуации, игра, обучение через деятельность, групповая и парная формы работы, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля.

Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения.
Все мы сталкиваемся с тем, что материала в учебнике много, всего не успеть. Это дает возможность ребенку выбрать задание по силам и по собственному выбору. Уровень сложности он определяет сам, при этом развивая в себе навыки самоорганизации.

Активные методы обучения

  • Расширять формы и методы самостоятельной работы на уроке
  • Стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении
  • Ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, рассматривать разные точки зрения
  • Развивать навыки самоорганизации и самооценки с помощью самостоятельного выбора заданий

Значительную часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, желательно использовать для организации проектной деятельности, которая может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для формирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога.

Что даёт компетентностный подход?

  • Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает;
  • подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем, к успеху в жизни;
  • позволяет разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования;
  • повышает степень мотивации учения;
  • не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни;
  • облегчает труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» (советский психолог Лев Семёнович Выготский).

Компетентностная модель обучения даёт высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для её реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь.

Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. У учителя, работа которого ориентирована на личность каждого ребёнка, ученики по-другому относятся к тем предметам, освоение которых считали трудным.
И в среднем, и в старшем звеньях они не теряют желания учиться. Они учатся также успешно, как и раньше.

Данная статья сопровождается презентацией "Реализация компетентностного подхода на уроках, как условие достижения нового качества образования".

Солодовникова Алла Евгеньевна16.05.2014 62191 Новые ФГОС
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо за статью. Изложено лаконично, компетентно. smile
avatar