РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование коммуникативных компетенций на уроках физической культуры

Формирование коммуникативных компетенций на уроках физической культуры

Говорят, что физкультура -
Очень значимый предмет.
Как ин.яз., литература,
Ведь когда здоровья нет,
Не спасет антибиотик,
Витамины, арбидол.
Лишь погубите животик.
Но гимнастика, футбол
На уроках физкультуры,
Брусья, лыжи и турник
Много лучше, чем микстуры.
Помни это, ученик!

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.

Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один - задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося. Современные педагогические технологии, позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении многих задач.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю компетентностно-деятельный подход - ориентация на “результат” обучения, который зафиксирован в современном образовательном стандарте, а именно: на формирование у учащихся основной школы комплекса различных компетенций (коммуникационной, информационной, социально-культурной, а также готовности к образованию и саморазвитию). Отсюда формирование коммуникативных компетенций является превалирующим.

Мне он помогает поддерживать хорошие результаты учеников в учебной и внеурочной деятельности, личностное развитие ребенка. Результатом успешности работы является то, что уровень обученности по физической культуре составляет 100%, качество знаний выросло в 6-х классах на 5-9%, в 11-х классах на 10-15% и составляет 55 – 85%.
Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Обучение коммуникативной деятельности, как известно, является непосредственной задачей обучения на уроках физической культуры, и чем раньше начинается этот процесс, тем лучше.

Социальная значимость коммуникативной компетенции: владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам.
Личная значимость: умение анализировать и оценивать деятельность друзей,
одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии.

Этот подход обучения решает одновременно три основные задачи:

  • познавательную;
  • коммуникативно-развивающую;
  • социально-ориентационную.

И позволяет:

  • формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
  • усилить мотивацию к изучению предмета;
  • создать благоприятную атмосферу на уроке;
  • исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
  • самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
  • отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при компетентностном подходе обучении?

Это:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет возрастных и физиологических особенностей;
  • поисковые и исследовательские методы;
  • игровые методы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, я руководствуюсь своими профессиональными и личностными принципами.

Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

  • задействовать на уроке весь класс
  • в полной мере учесть возрастные особенности детей
  • учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

При проведении уроков физической культуры выяснилось, что учащиеся наиболее включены в занятия

  • при организации и проведении подвижных, спортивных игр («Игры можно рассматривать как предвосхищение и обучение тем видам деятельности, которые должны появиться позже….» А. Валлон) изучении их правил,
  • использовании проектной деятельности,
  • использование межпредметных связей.

Игры традиционно популярны среди людей всех возрастов благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Практически во всех образовательных учреждениях игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе. Специфика игр определяет ряд требований к участникам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. Следовательно в игре вырабатывается коллективизм, способность жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый момент состязания. Воздействие коллектива на участника игры может быть весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию соответствующих личностных качеств.

Таким образом, можно сказать, что в игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать коммуникативной и социальной компетенцией.

Практика показала, что игра – это сильнейшее средство социализации учащихся, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности. Так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на его формирование.

В своей работе я использую метод проекта, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Провожу интегрированные уроки: «Урок-физкультура-биология» (природа и человек, биохимия и человек, анатомия и физиология человека) «Физкультура-ИЗО» ( спорт в искусстве), «Физкультура-физика» (физические законы и человек), «Физкультура- история» (история и человек).

Учение, лишённое всякого интереса и взятое
только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к учению,
без которой он далеко не уйдёт.

Тархова Н.Н.22.10.2014 29111 Новые ФГОС
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо за интересную и нужную статью. Она стала для меня точкой опоры для дальнейшей работы.
avatar