РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Адаптация коллектива гимназии «Менталитет» к инновациям в ходе апробации образовательных стандартов нового поколения

Адаптация коллектива гимназии «Менталитет» к инновациям в ходе апробации образовательных стандартов нового поколения

О.В. Михайлова,
директор МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет»

Главная цель образовательных стандартов нового поколения заключается в создании условий для достижения стратегической цели развития российского образования – повышения его качества, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной школы, ее готовность к новым социальным задачам: консолидации общества, формированию российской идентичности, выравниванию социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями.

Введение новых стандартов на основной ступени - это этап инновационного развития системы образования.

Гимназия «Менталитет» участвует в эксперименте по апробации ФГОС ООО с целью достижения результатов, определенных стандартом. До начала экспериментальной деятельности по внедрению ФГОС ООО в 5-х классах были проанализированы сильные и слабые стороны гимназии, а также выявлены стоящие перед ней проблемы. Таким образом, особую актуальность экспериментальной деятельности придаёт, с одной стороны, имеющийся существенный опыт внедрения элементов ФГОС НОО, современная инфраструктура, опыт сетевого взаимодействия, с другой – недостаточно полное и комплексное использование существующего ресурсного потенциала гимназии, острая потребность в методическом сопровождении внедрения ФГОС ООО во многих образовательных учреждениях и готовность их посещать предлагаемые семинары и практикумы на базе гимназии.

Также была определена стратегическая цель - создание условий для успешного поэтапного внедрения новых образовательных стандартов и технологий на ступени основного общего образования гимназии и организация методического сопровождения общеобразовательных учреждений города Екатеринбурга.

Сегодня можно говорить о некоторых результатах экспериментальной работы в гимназии, которая ведется по следующим направлениям:

1. Приведение ресурсной и материально-технической базы гимназии в соответствие с требованиями, декларируемыми ФГОС.

В 2012 году на базе гимназии создан «Центр Универсального Образования» (далее ЦУО) - специально организованное образовательное пространство, включающее 8 модулей: «Я в мире, мир во мне»; «Мир искусства»; «Мир музыки»; «Мир техники»; «Мир науки»; «Мир естествознания»; «Мир английского языка»; «Мир моделирования», обеспеченное необходимым материально-техническим, информационно-методическим, учебным и учебно-лабораторным оборудованием для учебных занятий и внеурочной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной, а также основных направлений моделирования и технического творчества. Также ЦУО обеспечивает технологическую подготовку обучающихся, помогает их профессиональному самоопределению. 25 педагогических работников гимназии обучены специалистами группы компаний «Active Education» по программе «Центр универсального образования как инструмент развития мотивации к познанию и творчеству».

Сегодня Центр реализует модель базовой площадки по организации методического сопровождения введения и реализации Федерального государственного стандарта, основанного на вариативности услуг, охвате различных направлений ФГОС: обеспечение освоения обучающимися средств и способов учебных действий, позволяющих решать как учебные, так и внеучебные задачи.

Для организации учебных занятий по технологии в рамках работы модуля «Мир моделирования» девочки 5 классов учатся работать в программе Леко, которая позволяет моделировать одежду, распечатывать лекала для пошива и изучать технологию пошива. В результате работы ученики приобретают следующие компетенции: владение информационными технологиями, освоение универсальных учебных действий, самостоятельность в планировании, способность к построению индивидуальной образовательной траектории и владение навыками проектной и социальной деятельности.

Мальчики 5-х классов учатся работать с чертежами и проектировать, осваивают среду SolidWorks. Это профессиональная среда 3D-проектирования, в которой возможно построение моделей сложных технических устройств и роботов, проектирование деталей, сборок и изделий с учетом специфики изготовления (листовой материал, пресс-формы и штампы, сварные конструкции), оформление чертежей по ЕСКД. В результате работы ученики приобретают такие компетенции как способность осуществлять проектную деятельность, способность к самостоятельной работе, самоорганизации, способность работать с учетом современных стандартов проектирования.

Также ученики 5-х классов занимаются проектной деятельностью: придумывают некое устройство, проектируют его механическую часть в 3D, проектируют электронную подсистему, систему электропривода, изготавливают детали и собирают устройство. Затем создают управляющую программу. Как следствие, у учеников формируются следующие компетенции: способность осуществлять проектную и производственную деятельность, способность работать в команде, способность критически оценивать и переосмысливать свой и чужой опыт, способность оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование. Для организации внеурочных занятий обучающихся 5-х классов гимназии активно используются модули: «Мир моделирования» - занятия по робототехнике; «Мир искусства» - занятия «Графика и дизайн в информатике»; «Мир музыки» - занятия кружка по обучению игре на гитаре.

Эффективные вспомогательные средства и все выше перечисленные виды работ способствуют интеллектуальной адаптации обучающихся в современной высокотехнологичной среде.

2. Адаптация педагогического коллектива к введению образовательных стандартов нового поколения как в плане подготовки учителя к работе в принципиально новой системе образования, так и переподготовки учителей со сложившейся системой работы с последующей целью формирования социального капитала гимназии.

Внедрение новых стандартов, изменение требований к конечной цели обучения (смещение акцента со знаниевой парадигмы на умениевую), увеличение объема информации требуют корректировки хода учебного процесса, к чему необходимо адаптироваться как обучающимся, так и обучающим. «Учитель должен адаптироваться не только сам, но и спланировать, и провести процесс адаптации в ходе учебной деятельности» - таков вывод педагогов гимназии, участвующих в эксперименте по внедрению ФГОС ООО. Но выяснилось, что далеко не все учителя знают, как этот процесс организовать, поскольку внедрение новых стандартов, как любая другая инновация сопряжено с психологическим принятием идеи, напряжением в момент её как содержательного, так и функционального усвоения.

Термин «адаптация» мы понимаем как вхождение человека в новые для него условия среды (социальной, содержательно-предметной, функциональной). Приведу пример организации адаптации нашего коллектива к внедрению ФГОС опять же на примере ЦУО. Данная работа была строго структурированной. На подготовительном этапе были проведены диагностические исследования, позволившие рационально организовать процесс обучения учителей в ЦУО. На следующем этапе педагогов познакомили с возможностями оборудования ЦУО и с основами работы на нём. Далее - учителям организовали возможность обрести опыт первичной работы с оборудованием ЦУО, затем показали возможные варианты использования оборудования в ходе организации учебного процесса. И, наконец, учителя самостоятельно стали использовать приобретенные компетенции в практике организации учебной и внеурочной деятельности, что успешно продемонстрировали при проведении уроков, мастер-классов и обучающих семинаров на базе гимназии.

Более того, во время адаптационного процесса проявилось большое количество устойчивых профессиональных связей, довольно высокий уровень кооперации между всеми членами коллектива, что является признаком реально эффективной организации и свидетельствует о наличии в гимназии как человеческого, так и социального капитала.

Опыт нашей работы подтверждает, что данный путь организации адаптации коллектива гимназии к нововведениям в системе образования, где за основу берётся «процессуальный подход» (когда процесс адаптации разбивается на взаимосвязанные между собой части), управляем и позволяет определить, достигнута ли цель, а в случае необходимости проводить корректировку.

3. Создание эффективной образовательной среды, реализующей современный запрос всех субъектов образовательного процесса.

Создаваемая образовательная среда гимназии интегрирует в себе на всех ступенях обучения преемственность предметного содержания обучения, педагогического взаимодействия, особенности психологического состояния ученика для развития на основе освоения универсальных учебных действий, готовности к саморазвитию и непрерывности образования. Стандарт нового поколения стал средством для системных обновлений: содержания образования, технологий, системы оценивания, структуры образования, модели управления образованием. Необходимое условие изменений - создание условий для достижения каждым учеником социальной успешности.

Такой подход к реализации стратегий объясняет участие образовательного учреждения в опытно-экспериментальной работе по введению ФГОС. Несмотря на многочисленные риски, стимулируется развитие гимназии, повышается её «стрессоустойчивость», так как появляется реальная возможность выработать механизм поэтапных действий по модернизации уже сложившейся в гимназии образовательной системы, с целью её соответствия с новыми требованиями российской системы образования.

Опытно-экспериментальная работа в гимназии «Менталитет» по данным направлениям, на мой взгляд, означает не только «необходимость формирования УУД в результате осуществления системно-деятельностного подхода», но четкую организацию внедрения ФГОС второй ступени, тиражирование лучших практик освоения и передачи новых технологий в другие образовательные учреждения и, как результат, создание ресурсного Центра по формированию вариативной модели введения образовательных стандартов нового поколения.

Литература:

  1. Годник С.М., Листенгартен В.С. Реконструкция педагогического опыта как фактор совершенствования образовательного процесса. // Воронеж, 1995.28с.
  2. Дендебер И.А., Дендебер С.В. Адаптация коллективов образовательных учреждений к инновациям в ходе апробации образовательных стандартов нового поколения. Методическое пособие // М.:УЦ «Перспектива», 2012. 152 с.
  3. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности – способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Актуальные вопросы теории и практики. / М.:УЦ «Перспектива», 2012. 172 с.
  4. Ушаков К.М. Хаос, порядок и структура организации // Директор школы. 2013. №4. С 25-28. [Статья]
Михайлова Ольга Викторовна08.03.2015 8580 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar