РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация деятельности школьников при обучении биологии

Организация деятельности школьников при обучении биологии

Наталья Евдокимовна Коркина,
учитель биологии МБОУ «Михайловская СОШ»

В статье анализируются направления организации деятельности обучающихся на уроках биологии и внеурочное время, на этапе внедрения новых федеральных образовательных стандартов.

Ключевые слова: образовательные технологии, организация деятельности школьников на уроках биологии, учебно – познавательная мотивация, смысловое чтение, оценка качества обучения школьников, организация внеурочной деятельности.

В связи с внедрением новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС) выделяется целевая ориентация на результаты: предметные, метапредметные и личностные, которая является стержневым в модернизации образования, в том числе биологического. Знаниевая парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. Переход к гуманитарной, деятельностной парадигме, которая обращена к Человеку через соблюдение его прав и обеспечение интересов, склонностей, потребностей и профессиональных намерений, не означает отказа от знаниевого образования. Последнее лишь становится частью целого – образования личности. Личностный результат определяет систему ценностных отношений учащихся к себе, к окружающим, к миру в целом; осмысленный выбор личностью жизненного пути; осознание человеком своего места в обществе и жизни.[1]

С изменением содержания образования изменяются формы его организации, методы, применяемые педагогические технологии. Новые образовательные технологии направлены на активную деятельность обучающихся, подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни. Организация деятельности обучающихся биологии в информационно-образовательной среде становится условием формирования их информационной культуры. Обязательным элементом организации деятельности обучающихся биологии являются информационно-коммуникационные технологии, выступающие не только как условие осуществления системно - деятельностного подхода в организации обучения биологии, но и как средство воспитания. При организации деятельности учащихся на разных этапах урока могут использоваться различные формы подачи материала и контроля знаний с помощью ИКТ, использоваться обучающие программы, ЦОР − электронные учебники, мультимедийные учебные пособия, электронные издания для проверки знаний (тематические самостоятельные и тестовые задания).

На уроках с применением ИКТ необходимы не столько технические условия, сколько владение педагогом навыком применения программного обеспечения. Презентации, содержащие яркий материал по изучаемой теме, задания для работы группы учеников, развивающие творческие способности школьников, могут использоваться учителем биологии на различных этапах урока. На экране могут демонстрироваться биологические термины, определения, формулы, схемы, графики, диаграммы. Контроль знаний через организацию онлайн тестирования, с выходом на образовательные сайты, может быть использован как на этапе актуализации знаний учащихся, повторении изученного материала, так и для текущего и итогового контроля знаний, а также при подготовке выпускников к итоговой аттестации по биологии. Тестовые задания, предлагаемые ученику, могут содержать подсказки, и автоматическую оценку знаний.

В настоящее время актуальна организация занятий по биологии с применением Internet-технологий, позволяющие в режиме реального времени проводить уроки-конференции, заседания «круглого стола»; участвовать во всероссийских и международных заочных конкурсах.

Таким образом, использование ИКТ на уроке позволяет: эффективно организовать деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения при лично-ориентированном подходе; повысить объем выполняемой работы на занятии; улучшить контроль знаний; сформировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к справочным материалам, электронным образовательными информационным ресурсам.

Организация деятельности обучающихся биологии в информационно – коммуникационной образовательной среде позволяет формировать мотивацию учащихся, желание изучать биологию, любовь к живой природе. Значимой составляющей формирования мотивации учения является целеполагание. Понимание учащимся целей учебной деятельности, нахождение в учении личностного смысла способствует формированию учебно-значимой мотивации. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставят в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты. Подросток, в отличие от младшего школьника, не только подчиняет свое поведение цели, заданной учителем, но и может самостоятельно ставить цели, планировать свою работу: как учебную, так и внеклассные и внешкольные виды деятельности. [2]

Организация деятельности учеников на уроках биологии должна быть направлена на развитие у них учебно-познавательных мотивов, стремления к успеху. Созданию ситуации успеха способствуют: положительный эмоциональный климат на занятиях, уважительное отношение к ребенку, формирование познавательных интересов к предмету. Систематическое применение коллективной учебной работы при организации интеллектуально – познавательной (или преобразовательной) деятельности обучающихся биологии, учит их сотрудничеству. Особое значение для формирования учебно-познавательных мотивов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, самоконтроль и самооценка, различные виды взаимоконтроля и взаимооценки.

Использование смыслового чтения на уроках биологии способствует успешной организации познавательной деятельности учеников, повышению читательской грамотности, качества знаний школьников по биологии. Процесс обучения смысловому чтению направлен не только на формирование адекватной интерпретации текста, но и на постижение личностных смыслов, что в конечном итоге приводит к развитию. Одна из составляющих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования – смысловое чтение. [3]

Организация деятельности школьников, на основе смыслового чтения текстов на уроках биологии, направлена на формирование познавательных УУД - при извлечении информации из текста; личностных УУД, когда смысл текста духовно – нравственно обогащает личность ребенка, формирует веру в творческие силы, анализ текста порождает личностные суждения; регулятивных УУД - при формировании умения работать по плану, алгоритму; коммуникативные УУД – при формировании своей позиции, адекватном восприятии позиции собеседника, автора.

Для организации смыслового чтения на уроках биологии могут быть использованы проблемно – поисковый метод, дискуссия, моделирование и рисунок. Проблемно – поисковый метод предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение. Дискуссия и обсуждение представляет коллективный обмен мнениями по проблеме, вытекающей из обсуждения прочитанного текста по биологии или книги биологического содержания. В диалоге с другими, происходит не просто изучение биологической темы, но и управление, осмысление, развивается умение аргументировать свою точку зрения на проблему. Моделирование и рисунок, выполненные после знакомства с текстом по биологии, помогают учащимся представить биологические процессы, природные явления. Этот метод развивает воображение учащихся, творчество. При переводе текста в другую символичную систему, у школьника совершенствуются интеллектуальные действия, происходит активизация прошлого опыта по предмету, обобщение биологических процессов и закономерностей, их анализ, перевод в иллюстрацию или график.

Работа по смысловому чтению текстов на уроках биологии организуется с учетом темы, целей, типа урока, способностей учеников конкретного класса. На вводных занятиях биологические тексты используются для актуализации учащихся, создания образа и понимания смысла нового материала; при организации интеллектуально – преобразовательной деятельности – для первичного закреплении новых знаний, их осмысления; при обобщении и повторении – тексты используются для самостоятельного осмысления и углубления знаний; при контроле и оценке – тексты используются для организации коррекции знаний и способов деятельности.

Организация смыслового чтения способствует повышению интереса детей к биологии, углублению знаний по предмету. Они приобретают навык работы с учебной, научной, публицистической литературой. Использование современной учебно – научной информации по предмету из различных источников, позволяют выйти за рамки школьного предмета, применять учащимся полученные знания на практике, в жизни, приносят радость открытия. Дифференцированный подход и использование разноуровневых текстов, помогает в работе и с сильными, одаренными учениками, так и со слабомотивированными, испытывающими затруднения.

Учитель биологии сможет получить положительные результаты при организации деятельности обучающихся при работе с текстовой информацией, при условиях: используемые тексты по биологии отличаются новизной, научностью, яркостью; деятельность при работе с текстами организуется в логически построенной системе; ведется учет индивидуальных особенностей учеников, возрастная преемственность, диагностика достижений; соблюдается принцип доступности и добровольности, развития инициативы, самостоятельности учеников при работе с текстами, поддержка в детях стремления к самосовершенствованию через смысловое чтение. Для совершенствования читательского навыка важен не просто подбор учебных текстов, но и большой их выбор. Наиболее эффективными являются тексты, содержащие определенные противоречия. Как правило, в биологии это тексты, объясняющие механизмы биологических процессов, закономерностей, действия биологических законов, тексты по истории биологических наук. [4]

Главная цель образовательной политики Российского государства - обеспечение современного качества образования. В Концепции ФГОС второго поколения основной функцией заявлено повышение качества образования. В этой связи проблема оценивания качества школьного образования приобретает особую актуальность. [5]

Для оценивания достижений обучающихся по биологии учителю желательно использовать не только традиционную систему оценивания, но и систему независимого оценивания. Еще одним аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний учащихся. Большая часть электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содержит электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у учащихся.

Учитель биологии может использовать шкалу ранжирования учебных достижений ученика, построенную на бальной системе, где каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий, с последующим переводом баллов в отметку. Шкала основана на таксономии, выделяющей уровни обученности школьника: от узнавания и запоминания предъявленной информации, до переноса усвоенной теории в практическую деятельность, в том числе в новой, незнакомой, нестандартной ситуации. Такая система оценивания может применяться учителем биологии при самостоятельном выполнении учениками заданий для смыслового чтения, контрольных работ. При ознакомлении учащихся с результатами выполненной ими работы, для анализа и понимания допущенных ошибок, учителю биологии необходимо соблюдать принцип открытости, гласности, проводить разъяснительную индивидуальную работу, ознакомление учеников с эталонами ответов и использованными при оценивании критериями, шкалой перевода баллов в отметку.

Учитель биологии может использовать накопительные способы оценивания внутри учебного блока по предмету. Учебным блоком может быть тема, раздел, учебный курс или его модуль. Надпредметный или межпредметный результат может оцениваться индивидуальным рейтингом достижений учащегося, поощрениями качественного характера: сертификатами, похвальными грамотами, благодарственными письмами. С целью накопления как учебных, так и внеучебных результатов и достижений по биологии может использоваться портфолио школьников. Эта форма оценивания позволяет информационно отследить достижения индивидуального прогресса ученика по биологии, документально демонстрировать спектр его способностей, интересов, склонностей.

Итоговыми результатами внеучебных достижений по биологии могут быть: участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня; победа в олимпиадах; участие в научно-практических конференциях по биологии; авторские публикации в различных изданиях; авторские проекты, получившие общественное одобрение; успешное участие в социальных проектах; получение грантов, стипендий, премий, наград. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, полевые практики.

Необходимо организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы возникла связь обучения с социально значимыми видами деятельности (экологические акции, волонтерство, труд, самообразование), с тем, чтобы в ходе обучения реализовались стремления подростка к взрослости, к самостоятельности, способности принести пользу окружающим, природе. Такие формы внеурочной деятельности, как организация юных исследователей природы, экологических патрулей, школьных лесничеств, учебных троп, являются классическими, однако, в настоящее время они вновь становятся актуальными. Они позволяет организовать практикоориентированную деятельность школьников, живое общение с природой, развитие у ребенка умения понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию. Их деятельность связана, как правило, с добром, благотворительностью, милосердием. Развиваются наблюдательность, познавательные интересы, мышление и самостоятельные практические навыки. Учителю биологии необходимо стремиться подбирать и предлагать индивидуально каждому ребенку такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня, содействуют созданию ситуации успеха; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.

Научить детей ценить природу, используя только страницы школьного учебника, невозможно. Стать ближе к природе поможет такая форма внеурочной деятельности школьников, как, например, организация учебных экологических троп. Она направлена на формирование экологической культуры, является активной формой организации природоохранной деятельности школьников, способствует применению на практике знаний по биологии, приобретению навыков наблюдения.

Учебная экологическая тропа предназначена для организации экскурсий со школьниками, различного информирования школьников: познавательного (знакомство с натуральными объектами: видами растений и животных, формами рельефа, почв); просветительского (элементы антропогенного ландшафта) и предписывающего (лозунги, призывы, правила, указатели, нанесенные на щитах и знаках). Её организация расширяет естественнонаучный кругозор школьников о природе родного края. Способствует формированию чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении, личной ответственности каждого за природу родного края, удовлетворению эстетических и познавательных потребностей. Работу необходимо начать с предварительной подготовки школьников в учебной аудитории. На уроке биологии можно показать презентацию с фото станций, буклеты, с информацией о том, куда они отправятся, что должны увидеть, как необходимо себя вести, на что обращать внимание, во что быть одетыми, какие принадлежности разрешается взять с собой, а что запрещено, провести инструктаж по технике безопасности. Предварительно до отправки с детьми по маршруту, проводится индивидуальная работа с экскурсоводом. Это может быть сильный ученик, знающий предмет, разнообразие видов, фенологию, рельеф местности, быстро ориентироваться в уровне подготовки группы и ее интересах, быть доброжелательным.

Желательно, чтобы учитель и экскурсовод накануне заранее прошли по маршруту, отдельно от основной группы, четко выделили объекты живой природы, определили содержание экскурсии, подготовили интересные сведения и проблемные творческие вопросы. При выборе природных объектов для наблюдения и изучения, нужно стремиться к тому, чтобы они были не только уникальными, но и типичные для местной природы, сведения о них информационно содержательными, связанными с краеведением и историей родного края. Детей необходимо научить главному принципу: не навреди! Каждый ребенок должен четко знать цель посещения учебной экологической тропы, методику выполнения и представления результата работы. Результаты посещения учебной экологической тропы могут фиксироваться в дневнике наблюдений, проводиться фото и видеосъемка, представляться в форме, выбранной с учетом способностей и возраста ученика. Школьникам могут быть предложены различные формы представления результатов: творческий отчет, статья, учебно – исследовательская работа, природоохранный проект. Форму отчета и представления результатов исследования необходимо обсудить со школьником заранее, до её начала, с тем, чтобы подготовить необходимое оборудование. Учителю биологии желательно познакомить учеников с теоретическими основами проведения работы, помочь в выборе методики.

Учебная экологическая тропа должна сопровождаться информационно – методическими материалами. Желательно составить и утвердить программу организации учебной экологической тропы, с указанием общих сведений об экологической тропе, цели, задач, возраста детей, на которые рассчитана работа, паспорта, карты – схемы, с планом станций, содержанием, указанием времени и количества часов, необходимых ресурсов и оборудования. Необходимо указать место данной программы в общеобразовательной программе образовательного учреждения. В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, она может стать компонентом образовательной программы по биологии, воспитательной программы образовательного учреждения, межпредметных программ: «Формирование УУД школьников», программы «Формирование учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников», программ внеурочной деятельности или дополнительного образования детей.

Учитель биологии может сформировать методическую папку, с подборкой дидактического материала, инструктивными карточками, определителями, текстами для смыслового чтения, темами учебно – исследовательских работ и природоохранных проектов, сценариями проведения экологических мероприятий, акций. В методическую папку помещаются содержания экскурсий по станциям, дифференцированные в соответствии с возрастом детей и целью. Сюда же помещаются образцы лучших учебно – исследовательских работ школьников, реализованных природоохранных проектов, электронные образовательные ресурсы.
Опыт работы показывает, что для закладки и организации работы школьных экологических троп не требуется больших средств и каких-то особых приспособлений и оборудования. Результаты экскурсий, коллективные отзывы, статьи о посещении учебной экологической тропы группой школьников, можно разместить в школьной газете, местных СМИ, с целью привлечения внимания к экологическим проблемам родного края, призывом к их решению.

Таким образом, организация деятельности обучающихся, становится активным средством биологического образования. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, при глубокой личной заинтересованности человека в деятельности эколого-биологической направленности.

Назовем предложенные формы организации деятельности школьников современными и востребованными, на том основании, что они помогут учителям биологии добиться качественных изменений в воспитательной и учебной практике, не позволят детям остаться равнодушными.

Литература:

  1. Мишакова, В.Н. Оценивание учащихся 10-11 классов на уроках биологии при подготовке к ЕГЭ: монография / В.Н.Мишакова /. - М.: ФЛИНТА, 2014. – 138 с.
  2. Мишакова, В.Н. Развитие готовности педагога к повышению учебной мотивации подростков на уроках биологии /В. Н. Мишакова, Л.Ю. Шавшаева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12832
  3. Мишакова, В.Н. Смысловое чтение как познавательная деятельность учащихся при изучении биологии /В.Н. Мишакова // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 31 мая 2014 г.: Часть 3. Тамбов, 2014. С.98-99
  4. Мишакова В.Н. Работа с текстами на уроках биологии: учебно – методическое пособие/В.Н. Мишакова.- -Оренбург: ГБУ РЦРО – 2-13. – 105 с. (ФГОС второго поколения)
  5. Мишакова, В.Н. Оценивание учащихся 10-11 классов на уроках биологии при подготовке к ЕГЭ: монография / В.Н.Мишакова /. - М.: ФЛИНТА, 2014. – 138 с.
Коркина Наталья Евдокимовна19.03.2015 18450 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar