РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализации

Профстандарт педагога

Дагбаева С.М.,
преподаватель английского языка
ГАПОУ «Агинский педагогический колледж» им. Б.Ринчино

Характерной чертой последних десятилетий является не столько появление новых профессий , сколько изменение «границ» старых, связанное с новыми видами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам и оценке эффективности. Профессия педагога сегодня расширяет свои границы и уходит в целом в гуманитарную сферу, и потому стандарты , по мнению разработчиков, могут на долгие годы определять успех и эффективность не только системы образования, но всей жизни общества .

Актуальность появления профстандарта педагога очевидна, поскольку продолжающаяся модернизация общего образования требует от современной образовательной организации высокого качества образования. Для реализации этой задачи школа , дошкольное учреждение должны обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров. Эта задача становится исключительно актуальной . Анализ образовательных результатов, прежде всего, итоговой государственной аттестации выпускников основного и среднего общего образования, за последние годы подтверждает и обостряет проблему кадрового потенциала системы образования.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Минтруда РФ от 18.10. 2013 г. N 544н , сроки его введения в штатном режиме определены на 1 января 2017 года. Исходя из этого возникает необходимость целенаправленной подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профстандарта педагога.

Утвержденный стандарт – сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оплаты труда.

Профстандарт – инструмент реализации стратегии образования, повышения качества образования, также является базой для оценки квалификации и труда педагога, на основе его – могут создаваться трудовые договоры. В первую очередь требования профстандарта коснутся педагогов в ходе аттестации на соответствие занимаемой должности , а это массовая процедура.

В настоящее время мы имеем профессиональные стандарты , касающиеся педагога дошкольного образования (воспитатель), педагога начальной школы, педагога основной школы, педагога старшей школы. В ближайшей перспективе будет утвержден профстандарт педагога дополнительного образования и педагога системы профессионального образования. Планируется разработка и утверждение профстандартов по следующим специальностям: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог) в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида.

Цель применения профстандарта заключается в определении необходимой квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка; обеспечении необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечении необходимой осведомленности педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействии вовлечения педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Профстандарт предусматривает наличие новых компетенций педагога таких как:

  • работа с одаренными учащимися;
  • работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
  • работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии ;
  • работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении .

Профстандарт должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов общего образования.

Следует отметить новые характеристики деятельности профессионала-педагога, к ним относятся:

  1. Мобильность
  2. Способность к нестандартным трудовым действиям
  3. Умение работать в команде
  4. Готовность к изменениям
  5. Ответственность и самостоятельность в принятии решений .

В профстандарте требования к профессиональным компетенциям выделены по трем общепедагогическим функциям : обучение , воспитание , развитие ,- они исключительно высокие , например, в обучении: владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков; умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля, владение ИКТ-компетенциями и др.. В воспитании педагог должен уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися; уметь проектировать и создавать ситуации и события; уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. Педагог должен владеть личностными качествами и компетенциями, необходимыми для формирования и развития метапредметных и личностных компетенций обучающихся .

В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по подготовке к переходу на профстандарты. Профессиональный стандарт педагога (учитель, воспитатель) до утверждения прошел широкое общественное обсуждение. В 21 субъекте Российской Федерации , в том числе в Забайкальском крае, созданы площадки по апробации профстандарта. В регионах разработаны стартовые региональные модели, проекты, сформированы региональные команды и специализация регионов. В Забайкальском крае региональной стажировочной площадкой определен Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы и утверждены 14 образовательных организаций в статусе базовых опорных площадок по апробации региональной модели внедрения профстандарта.

Профессиональный стандарт педагога (учитель, воспитатель) вошел в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагога, которая утверждена Правительством РФ 28.05.2014 года за № 3241-П8.

Комплексная программа состоит из четырех подпрограмм:

  1. Внедрение профессионального стандарта «Педагог»
  2. Модернизация педагогического образования
  3. Переход к эффективному контракта
  4. Повышение престижа профессии

В рамках настоящей программы проектируется построение взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников (эффективный контракт), процедур сертификации квалификаций, аттестации на базе профстандарта, изменения системы педагогического образования, подготовки и ПК, которая включает овладение ими современными образовательными технологиями обучения и воспитания, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также повышения статуса и престижа педагогической профессии . Тем самым предполагается подойти к решению проблемы подготовки и повышения профессионального уровня педагогов комплексно. Для реализации Комплексной программы в целях подготовки и внедрения профессионального стандарта педагога актуальным является формирование пакета нормативно-правовых документов регионального , муниципального уровней и уровня образовательной организации. Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края подписан приказ № 579 от 27 июня 2014 года «О разработке Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Забайкальского края»

Мероприятия подпрограммы 1 направлены на обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" ; организацию переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога.

Более подробно остановимся на подпрограмме 2. Целью подпрограммы №2 является обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Для решения данной цели в подпрограмме выделены следующие задачи:

  • изменение содержания федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" и технологий обучения в целях учета требований нового профессионального стандарта педагога, обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
  • апробация обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ и обеспечение к 2020 году их внедрения в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки".

На федеральном уровне утвержден комплекс мероприятий по модернизации педагогического образования, в рамках которых предусмотрены следующие меры:

  • разработка и апробация федеральных государственных образовательных стандартов и основных профессиональных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" с учетом соответствующих положений профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, включая новое учебное содержание, новые технологии обучения, в том числе, направленные на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, участвующих в разработке и апробации (2014-2017 годы);
  • реализация моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций, направленных на реализацию педагогических программ бакалавриата, отвечающих следующим характеристикам: значительное увеличение объема практической подготовки (не менее чем в 3 раза), проведение длительных практик, в том числе обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, уже имеющих среднее профессиональное или высшее образование (2014-2017 годы);
  • разработка программ многопрофильного бакалавриата на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового типа, предполагающего возможность комбинации двух профилей обучения: общегуманитарного и педагогического в том числе направленного на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, который выбирается после изучения основного блока с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающегося (2015-2017 годы);
  • апробация моделей подготовки кадров в ходе разработки основных образовательных программ магистратуры 3 видов: программ подготовки по педагогическим направлениям с усиленной практической или исследовательской направленностью, программ по менеджменту для управленческого персонала системы образования (2015-2017 годы);
  • разработка и апробация модели получения педагогического образования лицами, не имеющими педагогического образования, но мотивированными к педагогической деятельности, на программах магистратуры практической направленности (2015-2017 годы).

На федеральном уровне в 2016 году планируется разработать и утвердить отраслевую рамку квалификаций (4 или 5 уровней), изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся, в первую очередь, экзаменов, аттестации, должностных обязанностей, разработать методические рекомендации и примерные документы на уровне образовательной организации (примерный трудовой договор и т.п.)

На региональном уровне создается и апробируется региональная модель применения профстандарта , в которой определено взаимодействие основных участников: органы власти регионального и муниципального уровней, учреждения профессионального образования педагогической направленности, учреждения дополнительного профессионального образования работников образования, образовательные организации, общественные организации. На уровне организаций среднего и высшего (педагогического) образования предстоит создать и апробировать новые модели экзаменов и новые модели подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Дагбаева Светлана мункожаргаловна06.09.2016 8750 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar