РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Специалисты для работы с детьми с ОВЗ

Чуприкова Ирина Леонидовна

Вопрос о развитии сегодня инклюзивного образования продиктован самой жизнью. Число детей ОВЗ, в том числе и в статусе инвалидов, сегодня достаточно велико. Но эти дети при должной медицинской и педагогической поддержки и помощи могут успешно войти в социум и реализовать себя, принося пользу обществу. Проблема часто заключается в том, что у таких детей существуют проблемы межличностного общения, что снижает их активность в самореализации, создает трудности в общении и часто вынуждает инвалида закрываться в раковине собственных проблем.

Именно инклюзивное образование способно решить данные проблемы, т.е. помощь ребенку с ОВЗ в процессе самореализации, налаживании у него коммуникативных навыков, а главное – изменить мнение социума о возможностях инвалидов, причем формировать толерантности у детей уже в условиях школы, а то и раньше, в условиях ДОУ. Таким образом, актуальность изучения вопросов организации инклюзивного образования вытекает из самих условий развития современного общества, требований ФГОС и современного законодательства об образовании.

В рамках данной работы рассматривается кадровый аспект организации образовательного процесса в условиях инклюзивного класса. Данный вопрос крайне скупо освещен в законодательных материалах, но понимание важности проблемы привлечения определенного контингента специалистов в организацию индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в реалиях инклюзивного класса напрямую зависим от качества процесса социализации ребенка-инвалида, его психологического здоровья и определения места в будущем в социуме.

Итак, рассмотрим, какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ в условиях инклюзивного класса.

Присутствие в школе профессионалов психолого-педагогического сопровождения считается важным обстоятельством приема ребенка с ОВЗ и реализации инклюзивной практики. В интересах наилучшего понимания содержания общей работы педагога и специалистов сопровождения по введению «особенного» ребенка в инклюзивный класс, опишем ключевые направления и специфику работы каждого из специалистов.

Педагог-психолог определяет актуальный уровень когнитивного развития детей, обусловливает зону ближайшего развития. Главными вопросами психолога в инклюзивном классе выступают: объяснение педагогу, воспитателю, администрации школы тех или иных отличительных черт поведения ребенка с ОВЗ, его первопричин; помощь в выборе тех либо других форм, способов взаимодействия с ним; наблюдение динамики приспособления детей в социуме; раннее обнаружение тех либо иных затруднений как у детей и его отца с матерью, так и у педагога и воспитателя класса.

Социальный педагог — главной специалист, исполняющий надзор за соблюдением прав каждого ребенка, обучающегося в школе. На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог обнаруживает потребности ребенка и его семьи в области социальной помощи, устанавливает направления поддержки в адаптации детей в школе. Немаловажная область работы социального педагога — содействие родителям детей с ОВЗ в адаптации в школьном обществе, в среде других родителей. Такого рода эксперт способен посодействовать педагогу, иным специалистам школы в создании «Родительского клуба», разработке страницы на веб-сайте школы, посвященной инклюзии, отыскивании необходимой информации.

Основное направление работы педагога-дефектолога — реализация коррекционно-развивающей работы, содействующей интеллектуальному развитию ребенка с проблемами обучения, развитию учебных способностей на материале учебных дисциплин. Дефектолог выполняет диагностическое исследование ребенка с отклоняющимся развитием, а кроме того ребенка по различным причинам никак не усваивающих школьную программу. По итогам освидетельствования дефектолог вместе с учителем, педагогом сопровождения, логопедом предопределяет объем и сущность коррекционной работы, нужной данному ребенку, выполняет персональные и подгрупповые коррекционные занятия, отслеживает динамику развития ребенка и уровень освоения учебного материала.

Работа дефектолога в инклюзивном классе проводится в близком контакте с учителем, педагогом сопровождения и логопедом. Постоянно обсуждается деятельность детей на уроках и занятиях, проблемы, появляющиеся в ходе учебы и пути их преодоления. На коррекционно-развивающих занятиях с ребенком с проблемами обучения дефектолог решает прежде всего коррекционные проблемы: формирует мышление, тренирует визуальное и слуховое внимание, память, вырабатывает визуально-пространственное и временное восприятие, формирует умения анализа и синтеза, расширяет и активизирует словарный запас детей. Существенное направление работы педагога-дефектолога в общеобразовательной школе — методичная поддержка учителю инклюзивного класса в адаптации содержания образовательных программ возможностям детей.

Учитель-логопед, базируясь на итогах исследования устной и письменной (в случае если имеется) речи обучающихся и сопоставления этих данных с возрастной нормой — ставит клинико-педагогический диагноз речевого нарушения; разрабатывает программы либо перспективные проекты коррекционно-логопедического обучения детей, имеющих необходимость в логопедической поддержке; проводит массовые и персональные занятия по корректировки патологий устной и письменной речи обучающихся.
Кроме перечисленных выше профессионалов, в процесс введения детей с ОВЗ в инклюзивный класс активно включены координатор по инклюзии и тьютор. Данные должности считаются новыми для средних учебных заведений.

Тьютор – специалист, исполняющий прямое сопровождение детей (ребенка с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (в случае если имеется) потребность персональных занятиях, во время перемены, выполнения тех либо других режимных моментов. Главная цель тьютора — содействие самому ребенку, его отцу с матерью, педагогу и иным участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, создании учебных умений, навыков адаптационного поведения.

Связь учителя и педагога сопровождения осуществляется, как минимум, в 3-х главных направлениях:

  1. Взаимодействие в ходе обучения ребенка;
  2. Взаимодействие в ходе социализации детей;
  3. Взаимодействие в ходе работы с родителями «особенного ребенка».

Координатор по инклюзии (методист) – специалист, играющий значительную роль в организации процесса введения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную сферу школы, формировании специфических условий для привыкания, учебы и социализации обучающихся, регламентирующий деятельность в целом педагогического коллектива в этом направленности. Координатор по инклюзии — главный «носитель» информации и ассистент педагога в организации образовательного процесса в инклюзивном классе. При этом немаловажно иметь в виду, что координатор, равно как и специалисты психолого-педагогического сопровождения, ориентируется в своей деятельности на требование учителя, его инициативу и сведение о состоянии, удачах и проблемах «особенного» ребенка и в целом класса.

Учитель считается правомочным и, как правило, главным участником междисциплинарной команды профессионалов, осуществляющих психолого-педагогическое поддержание детей с ОВЗ, его семьи, иных участников образовательного процесса.

В качестве примера опишем возможные направления, сущность и формы взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в определенной ситуации. Приведем примерную схему работы с запросом учителя в тройке «учитель-психолог-дефектолог». Содержание запроса может быть, к примеру, таким — ребенок не желает выполнять письменную работу на уроке русского языка.

1 этап. Осмысление задачи учителем, построение запроса.

На данном этапе учитель:

  1. Отмечает появление нового в поведении ребенка (на предыдущих уроках выполнял письменную работу, а сейчас отказывается).
  2. Отмечает для себя, насколько часто и регулярно повторяется такое поведение (на всех уроках, только на некоторых — например, если урок русского языка первый или последний в расписании, на определенном этапе урока — например, в начале урока или в конце и т. д.)
  3. Анализирует возможные явные причины появления такого поведения.
  4. Пробует внести те или иные изменения в организацию работы на уроке (применить иные способы мотивации, снизить объем письменного задания, предложить выполнять письменное задание на карточке, пересадить ребенка на удобное для него место и т. д.);
  5. Отмечает, изменилось ли поведение ребенка после этих действий учителя.
  6. Если поведение ребенка не изменилось, обращается к психологу и дефектологу (логопеду). При обращении к специалистам важно сформулировать, что конкретно в поведении ребенка мешает организации работы на уроке, описать, какие действия предпринял сам учитель, родители (с их слов) для изменения ситуации.

2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана.

  1. Психолог и дефектолог проводят наблюдение за поведением ребенка и класса, формулируют гипотезу (предположение) о возможных его причинах. В крайне необходимых случаях проводят дополнительную психолого-педагогическую диагностику.
  2. Вся «мини-команда» собирается для обсуждения результатов наблюдения, вырабатывается общая стратегия и план совместных действий — учителя на уроке, возможно — психолога и (или) дефектолога на коррекционно-развивающих занятиях. Важно при составлении плана действий всегда учитываются имеющиеся у ребенка возможности, его сильные стороны. А содержание этой работы необходимо довести до родителей и заручиться их поддержкой.

3 этап. Реализация плана действий в классе.

Учитель «проверяет», насколько действенны те или иные меры, приемы, предложенные специалистами, по отношению к ребенку, организации работы всего класса. На апробирование идей, реализацию первоначального плана отводится ограниченное время — например, неделя или две. Затем специалисты и учитель вновь встречаются для обсуждения результатов, наличия или отсутствия изменений в поведении ребенка.

4 этап. Если проблема не решена, поведение ребенка остается таким же проблемным или еще больше усугубляется (например, ребенок отказывается писать не только на уроке русского языка, но и на других предметах), ее обсуждение выносится на заседание экстренного или планового психолого-медико-педагогического консилиума школы. При этом задача специалистов консилиума сводится не только к новым предложениям по решению проблемы в классе или даже школе. Возможно, решением ПМПК будет привлечение внешних ресурсов — специалистов из ресурсного ППМС-центра, оценка состояния ребенка на Окружной психолого-медико-педагогической комиссии или других видов помощи.

Чуприкова Ирина Леонидовна16.11.2016 1890 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar