РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Коррекция агрессивного поведения

Коррекция агрессивного поведения

Тема: «Коррекция агрессивного поведения детей» 

Раздел 1. 

Воспитание детей требует самого
серьёзного тона, самого простого
и искреннего. В этих трёх
качествах должна заключаться
предельная правда вашей жизни.
А.С. Макаренко

Перестройка нашего общества, обусловленная переходом к рыночным отношениям, привела не только к экономическим и политическим изменением, но к изменению моральных норм поведения людей и особенно молодёжи. Педагоги, родители отмечают, что у детей и подростков нарастает асоциальная направленность. Они стали более тревожными и агрессивными. Агрессивная наклонность в поведении наблюдается даже у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Будем различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда.

Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. Само агрессивное действие – это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинении вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и так далее.

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от лёгких, непреднамеренных и случайных до тяжёлых и умышленных. Агрессия – это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах, неумышленные удары на спортплощадках, зато оно определенно подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, в том числе, и «невинных» - дёрганий девочек за косички, ущемляющих достоинство «дразнилок» и «прозывалок». Школьной агрессией назовем всякое умышленное действие учителей и подростков, причинившее душевную или физическую травму другим.

Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Умеренная агрессивность – качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались « безумными», вялыми, пассивными и плаксивыми, неспособными отстаивать свои права, не умеющие с кулаками встать за правое дело? Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.

Путь развития агрессивных наклонностей и агрессивного поведения достаточно хорошо изучен - от мелких незаметных пакостей к большим и жестоким действиям. Неотреагированный маленький поступок упрощает попытку совершения крупных нарушений. Агрессивность, развивающаяся в начале как легкие словесные обиды, перерастает в дальнейшем в тяжелые физические оскорбления.

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с агрессивным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни.

Раздел 2.

Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрессивности. Первое исходит из того, что агрессивное поведение дано человеку от природы. Так он защищается от врагов и выживает.

Вторая считает агрессию естественной реакцией организма на состояние невозможности достижения цели, исполнения желаний.
А третья теория утверждает, что агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания.
Общим фактором значительного роста агрессивного поведения в современном мире является повышение напряженности, ухудшение отношений между людьми. Враждебность всегда порождает враждебность, нежелание сотрудничать одной стороны всегда отталкивает другую. Если одна сторона считает другую агрессивной, обиженной и мстительной, то другая сторона начинает вести себя именно так в порядке самообороны, что и создает порочный круг. Нельзя отвечать злом на зло, иначе не будет конца. Кто – то должен проявлять мудрость и благоразумие и отвечать на зло добром. Тогда открывается путь к примирению.

Но агрессивность в мире нарастает как снежный ком. Удивительно, что люди, видя и понимая, что из порочного круга нет выхода, кроме примирения, ничего не делают, чтобы изменить страшную зависимость. В результате зло накапливается, усиливается, уничтожает людей. Дети втягиваются в этот круговорот с пеленок, перенимают манеру агрессивного поведения еще до того, как учатся соображать. Ежедневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, окружающей действительности, средствах массовой информации. Стоит ли удивляться, что наши дети агрессивны: они ведь только воспроизводят то, что видят вокруг себя.

В развитии детской агрессивности проявляется тот же закон, что и в развитии всех других форм отклоняющегося поведения: от внешнего к внутреннему, а затем от внутреннего к внешнему. Сначала изменения во внешней поведении приводит к внутренним переменам, и закрепляют их, а потом уже внутренние установки начинают определять поведение. Связь эта может формироваться в обратном порядке, если ребёнок уже имеет ген зерна агрессивности.

Что влияет на детскую агрессивность?

Ее провоцирует несколько факторов:

  1. врожденная склонность (враждебность),
  2. аверсивные случаи (боль, жара, теснота),
  3. возбуждение,
  4. массовая культура,
  5. агрессивные игры,
  6. влияние группы.

Расшифровка генома человека подтвердила, что все свойства родившегося ребенка зашифрованы в генном коде, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению. Конечно, это не означает, что ребенок автоматически становится агрессивным, но предпосылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследственности. Кроме биологической существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой молодой человек активно осваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает.

Среди агрессивных случаев на первом месте боль. Атакующее поведение в ответ на боль является типичным для всех животных. Жара также является сильным источником агрессивного поведения. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха, его высокая температура также провоцируют агрессивное поведение. Теснота, скученность усиливает агрессивное поведение. Поэтому так часто и легко вспышки гнева, брани и оскорблений в переполненном транспорте, местах массового скопления людей.
Возбуждение, переживаемое человеком под влиянием реальной ситуации или его мыслей, воспоминаний, является провокатором агрессивного поведения. Общество нередко поддерживает и поощряет агрессивное поведение детей. Нередко родители требуют, чтобы ребенок обязательно давал «сдачи» на любое оскорбление. Этим они прививают драчливое, неадекватное поведение. Чуть что, ребенок хватается за палку, дает волю рукам, даже не пытаясь использовать другие способы разрешения конфликта. 

Провоцирует агрессивное поведение и массовая культура. Все исследования подтверждают: нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные инстинкты людей. 

Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору:

  1. ведет к усилению агрессивности
  2. повышает порог нечувствительности к насилию
  3. формирует взгляды на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем
  4. вводит насилие в норму социальной жизни.
Наилучшие школы, гуманная педагогика, любящие учителя бессильны перед этим злом. Статистика говорит :к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевизору около 8 тыс. сцен с убийствами и около 100 тыс. других действий с применением насилия. Ни одна из прошедших эпох не была так густо пропитана насилием, как наша.
На агрессивное поведение наших детей значительное влияние оказывают их игры с оружием. Получая игрушечный пистолет или нож, ребенок получает и установку по их применению.

Известно, что агрессивное возбуждение и поведение нарастает в группах. Группы – сильнодействующие возбудители. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает. Групповое давление относится не только к наиболее сильным, но и наиболее значимым.

Причины и виды агрессивности:

  • естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства. Это вынужденная агрессивность, а не устойчивая пока еще черта характера. Поведение ребенка провоцируется обстоятельствами. Будут устранены причины агрессии, исчезнет и она сама.
  • следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавление взрослыми инициативы ребенка. Возникает агрессивная реакция. Это попытка отстоять себя, свои права, свое мнение.
  • ярко выраженная направленность на других (экстра версия) как черта характера. Такой ребенок не может жить, пока не выплеснет свои эмоции, чувства, переживания на других.
Проявление соперничества между детьми с целью добиться превосходства. Весьма распространенный вид проявления агрессии.
  • проявляется комплекс неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество.
  • результат деривации, т. е. гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели. Таким образом, ребенок пытается освободиться от угнетающих его переживаний, отомстить другим за свои неудачи.
Таким образом, можно констатировать, что проявления агрессивного поведения детей нарастают, сами агрессивные действия становятся все более жестокими. В обществе продолжается пропаганда насильственных способов решения проблем.

Раздел 3.

Сегодня остро стоит проблема борьбы с повышением агрессивности в обществе. Напряженность, условия жизни отражаются и на школьных отношениях. Агрессивностью заражены многие учителя. От педагога, сосредоточенного на ежедневных бытовых проблемах, постоянно пребывающего в состоянии повышенного стресса, тревожного, закомплексованного, нельзя ожидать заботы об учениках, внимательного, гуманного отношения к ним. Исследования постоянно подтверждают, что агрессивность педагогов, конфликтность в школе растут. 

Среди причин повышенной агрессивности и конфликтности педагогов в первую очередь следует выделить:
резкое падение престижности образованности и воспитанности в целом, связанные с переоценкой ценностей, отчуждением и духовным опустошением подрастающего поколения.

повышение количества отклонений в нравственном и эмоциональном здоровье детей, что не может не отражаться на здоровье учителей, их отношениях с учениками, увеличением числа детей с задержкой развития, низким уровнем интеллектуальных способностей, слабой памятью. Эти дети требуют повышенного внимания, индивидуального подхода, что тоже отражается на эмоциональном состоянии учителя, резкое снижение уровня жизни, низкая заработная плата, неадекватная объему и трудности педагогического труда, субъективные причины повышения агрессивности учителей есть их индивидуальные особенности, склонность к конфликту, врожденная агрессивность, психологический климат в семье и коллективе, комплексы, индивидуальный стиль поведения, уровень общей культуры и многое другое.

Большую озабоченность исследователей вызывает повышенная тревожность и агрессивность педагогов, отражающаяся не только на взаимоотношениях с учениками, но и на общем климате школьной жизни. А от микроклимата учебного заведения, «духа школы», как известно, зависит очень многое и прежде всего то, как сложатся у ребенка отношения со школой, учителями. Проблема агрессивности чрезвычайно острая и решается она, комплексом продуманных мероприятий, начиная с возрождения престижности воспитания, роли учителя в обществе и кончая повышением требований к кандидатам на учительские должности, обследованием их нравственных, психических и физических качеств.

Раздел 4.

Открытая, явная агрессивность легко диагностируется наблюдением за состоянием и поведением ученика. Враждебное, озлобленное состояние нельзя спутать ни с каким другим. Конечно, первой реакцией педагога будет предотвращение наступающей беды. Так поступают всегда: состояние разгорячившегося ученика необходимо сначала унять, а потом уже обращаться к здравому смыслу и выяснению причин. 

Видя агрессивные намерения ученика, его готовность перейти к действию или само начало акта жестокости или насилия, учитель будет:

  • не раздумывая разнимать детей, уводить разгорячившегося, разнервничавшегося ребёнка в такое место, где тот мог бы побыть некоторое время один, пока не успокоится;
  • немедленно выяснять причину возникновения агрессивного состояния школьника. Если оно умышленно спровоцировано оскорбительным поведением другой стороны - выкрикиванием оскорбительных слов, плевками, бросанием предметов – учинить строгий разбор поведения, применить при необходимости « шоковую терапию», повести дело так, чтобы обидчику впредь не повадно было совершать подобные действия. Оскорбительное поведение учеников должно пресекаться самым решительным образом;
  • при разборе поведения принимать во внимание не всю предысторию отношений между детьми, в которой никто и никогда не разберётся, а лишь последний, предшествующий инциденту поступок. Так больше шансов поступить справедливо.
Применяя целенаправленное наблюдение, можно понять большинство состояний, предшествующих агрессивному поведению детей  

Признаки агрессивности:

  • упрямство, постоянные возражения, отказы даже от лёгких поручений, игнорирование просьб учителя;
  • драчливость;
  • постоянная и длительная подавленность, раздражённость;
  • беспричинные вспышки гнева, озлобленность;
  • жестокое обращение с животными;
  • стремление оскорбить, унизить;
  • властность, стремление настоять на своём;
  • эгоцентризм, неспособность понять других;
  • эмоциональная глухота, душевная чёрствость;
  • самоуверенность, завышенная самооценка.
Чтобы удостовериться, нет ошибки в ваших диагностических оценках, понаблюдайте дополнительно, как ребёнок реагирует на:
  • обращения, предложения, просьбы одноклассников;
  • ваши поручения, просьбы, требования.
  • Внезапное изменение ситуации.
Если реакции неадекватны, то с большой долей вероятности можно утверждать, что агрессивное состояние имеет место. Для того чтобы убедиться в агрессивном состоянии ребёнка, его намерении, скрытом побуждении, агрессивной фантазии, можно использовать специальные тесты, сочинения на данную тему, беседы с учениками.

Для изучения особенно трудных случаев, общей эмоциональной запущенности, психических отклонений могут быть назначены консультации с врачами, педагогические консилиумы, психиатрические экспертизы. Во всех случаях диагностирование проводится так, чтобы дети не могли догадаться, о чем именно хочет узнать учитель.

Раздел 5

Воспитывать – значит правильно организовать
жизнь ребёнка. В правильной жизни правильно
растут дети.
Л.С. Выготский


Простая констатация плохих черт ребенка, как правило, не дает положительных результатов.

В.А. Сухомлинский напоминал педагогам, что нельзя обнажать недостатки ребенка, надеясь, что он сам сможет критически оценить свое поведение и изменить его. Работа по ослаблению агрессивного поведения, изменению агрессивных состояний и ориентации для учителя трудная и кропотливая.

Итак, вы накопили достаточно представлений об уровне агрессивности своих учеников, ранжировали их по силе проявления этого качества и выделили группы детей:

  • не агрессивные
  • умеренно агрессивные
  • с повышенной агрессивностью.
Коррекционная работа для каждой группы будет различной по глубине, интенсивности и деятельности.

Детей не агрессивных или со слабо выраженной агрессивностью отличают конформизм, неумение постоять за себя, повлиять на других. Некоторые считают, что недостатком и предлагают коррекцию для таких детей, как воспитание «бойцовских» качеств, без которых прожить трудно. Многие родители открыто призывают своих детей быть более жесткими, когда их обижают. Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, распоясанность, несдержанность. Общаясь с таким ребенком нужно быть, подчеркнуто мягким, сдержанным, терпеливым, всем своим видом показать, что прекрасно понимает внутреннее состояние маленького драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко страдает сам от собственной упрямости, несдержанности. Учитель должен почувствовать внутренние переживания ребенка, показать ему, что будет трудно справиться собственными силами, что педагоги, родители, друзья – его союзники. Ребенок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, что нужно избавится от плохих поступков. 

В этом ему правила, которые предлагает учитель, а именно:

  • необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;
  • не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;
  • подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения;
  • каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
  • вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;
  • проводить закаливание организма, умываться холодной водой;
  • тренировать волю.
Проследить за выполнением этих правил может и учитель, и кто – то из друзей, родители.

Раздел 6.

Для того чтобы помочь учащимся, которые имеют склонность к агрессивности, можно использовать следующие рекомендации:
  • принимайте ребенка таким, каков он есть;
  • предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
  • расширяйте кругозор ребенка;
  • включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
  • игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и учителей. 

Раздел 7.

Корректирующие психологические упражнения и игры – важные формы коррекционной работы с агрессивными детьми.
В комплексе могут быть применены различные методы, подкреплённые разнообразием организационных форм.

1. Беседы.

Во время беседы учитель предлагает детям вспомнить случаи, когда они были оскорблены, напуганы и унижены. Выяснит, что тогда случилось, почему это произошло, и подумает вместе с детьми, что нужно было сделать, чтобы избежать подобных происшествий. Он выделит и разовьет мысль о том, что понять переживания и поступки других людей не позволяет нам гордыня, душевная черствость, безразличие, желание отомстить, причиненная боль, чувство гнева, оскорбления, желание всегда и во всем быть правым, ревность, зависть. Всегда нужно стремиться понять, почему так поступает другой человек, и лишь потом начинать действовать.
Особенно ценны профилактические беседы, которые проводятся с целью недопущения или нежелательного развития событий. Агрессивные дети сначала действуют, а потом думают. Чтобы уменьшить опасность, педагог должен постоянно напоминать о необходимости мирового разрешения конфликтов. Свои доводы он подкрепит ссылкой на закон, права других людей. Расспросит детей, что они об этом уже знают. Популярно и подробно расскажет им, какие права имеют другие люди, почему их необходимо уважать.

2. Ролевые игры.

В них воспроизводятся реальные ситуации, которые были уже пережиты детьми, или ситуации, которые предположительно могут возникнуть в будущем. Главная цель – научит детей правильно вести себя. Наиболее ценными будут те варианты решений, когда ребенок сам находит правильный выход из ситуации, совершает обдуманный выбор.

Разыгрывание ситуаций:
сошлись два сердитых мальчика, один не хочет уступать другому
плохое настроение у девочки, её оскорбил мальчик – дергал за косички, развязал бант, как поступить девочке?
Дети положили кнопку на стул учительнице. Она больно укололась и обиделась. Что делать учителю, как посоветуют дети?
Один мальчик нечаянно толкнул другого, тот упал, больно ударился и бросился с кулаками на обидчика. Но тот неумышленно толкнул его; как быть?
Старший обижает младшего, тот плачет. Что посоветуют дети?

3. Поручения.

если учитель видит, что кому – то необходима помощь, он предлагает детям проявить чуткость: написать открытку, посетить этого ребенка, позвонить ему по телефону и сказать приятные слова или просто сделать что-нибудь приятное. Когда детей этому учат, они растут отзывчивыми, внимательными, знают, как поступать, как выразить свои чувства или внимание. Особенно значимы эти проявления, когда они идут от самих детей. К сожалению, очень редко учат детей чуткому, внимательному, доброму отношению к другому, потому они растут агрессивными, невоспитанными. Чтобы действовать правильно, нужно не только хотеть, но и знать, что, как и когда нужно делать. Особенно важно научить детей преодолевать сопротивление другого.

Агрессивность некоторых ребят учитель должен ослаблять, поручая им заботиться о домашних животных. Хорошо, если ребенок расскажет в классе, как он ухаживает за своим любимцем, почему нельзя плохо относиться к животным. Важно чтобы он сам себя услышал.

4. Упражнения.

в коррекции агрессивного поведения они могут приобретать различные формы – действовать по образцу, выполнения правил, изобразительной и физической деятельности. Трудные упражнения вначале должны быть посильными.
Успокаивающими упражнениями для агрессивного состояния считаются физические, а также упражнения для дыхания. Известно, что глубокие вдохи и выдохи – это эффективное средство регулирования состояний гнева, печали, страха.
Приведем примерные упражнения.

Упражнение 1.

Цели: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения.

Процедура: ведущий доводит до сведения участников следующую информацию: «в каждом человеке от природы заложена агрессивность. Однако люди используют её по разному. Одни, чтобы созидать, и тогда агрессию, напор можно назвать конструктивной энергией. Другие, чтобы уничтожать или разрушать, и тогда агрессия деструктивна.

Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости.  

Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознать свои агрессивные импульсы и направлять их в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим». 

Далее участникам предлагается проанализировать свое поведение и ответить на следующие вопросы:

  • в какой форме чаще всего проявляется ваша агрессивность?
  • как вы справляетесь со своей агрессивной энергией: даете ей ход или стараетесь сдерживать?
  • как вы относитесь к собственной агрессивности: боитесь её, наслаждаетесь?
В процессе выполнения упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа.

Упражнение 2.

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности.

Сначала ведущий рассказывает притчу:

«Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камнями, таскать её за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал:
«Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!».
Мораль: можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ»
Далее участникам предлагают рассмотреть фотографии людей, которые вызывают у них злость, ненависть, желание обидеть. Затем им дается установка мысленным взором увидеть, как они выражают свои чувства к человеку, на которого разгневаны: не сдерживать себя и делать все, что захотят. Затем выясняют: что понравилось, что нет.

Игра «Баба Яга».

Цель: коррекция отрицательных эмоций, отработка умений воздействовать друг на друга.
Ход игры: дети садятся на стулья, расставленные по кругу, лицом к друг другу.
Психолог просит их показать, какие бывают выражения лица, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей.
Затем ведущий спрашивает: «Как ругают вас старшие, когда вы чего-то боитесь? Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, сердитесь?» (Дети разыгрывают 2-3 сценки).

Раздел 8.

Для ослабления и профилактики агрессивного поведения учитель применяет специальные методики. Если он будет действовать по определенной системе и его работа будет комплексной, последовательной, посильной и постепенно усложняющейся то результаты должны быть хорошими.

учитель будет использовать только те средства влияния на детей, которые не вызывают их внутреннего сопротивления.
учитель будет выбирать преимущественно универсальные упражнения и задания, чтобы их можно было использовать не только для исправления агрессивности, но и для коррекции других недостатков.

Начиная антиагрессивную коррекцию учитель, должен помнить: у агрессии два конечных результата - либо она вознаграждается и тогда получает свое дальнейшее развитие, либо не приносит успеха, подавляется и тогда формируется неагрессивный стиль поведения.

Поставив ученика в такие условия, где нежелательное поведение не приветствуется, а нормальное поощряется, учитель может достигнуть быстрых и радикальных улучшений.

Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно агрессивны. Что будет делать с таким учеником учитель? Если связь «подзатыльник- действие» уже сформировалась и стала прочной, другого выхода нет. Но нужно помнить, что сила «взрыва» должна быть адекватной прочности связи.

Педагог, владеющий методикой замещения агрессивных переживаний, обучит ей детей. Это эмоциональная разрядка посредством внешнего выражения эмоций и заместительных действий. Учите детей, когда они в ярости, давать выход гневу на неодушевленные предметы: пусть они бьют палкой по забору, колотят чучела, бросают камни в злых великанов. Если ребенка распирает от ярости, мы должны открыть клапан.

Во всех наблюдениях дети становились менее агрессивными, когда их агрессивное поведение игнорировалось, а неагрессивное - поощрялось.

Учитель, упреждая детскую агрессивность, покажет детям, как нужно снимать накапливающуюся злость.
родителям надо подсказать, что необходимо добиваться дисциплины без применения слишком суровых наказаний.

Литература:
1. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике :Учеб. пособие для студ. сред. спец. Учеб .заведений.—М. :Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. «Школьная пресса», «Воспитание школьников», 2002, №7, стр. 44.
3.Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 7 классов. В помощь учителю.-М.: Школа-Пресс, 1999, стр. 32.

Журавлева Оксана Вячеславовна02.05.2013 58290 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar