РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация пешеходного туристского похода

Организация пешеходного туристского похода

«Организация пешеходного туристского похода»

«Хороший учитель - это...человек, знающий психологию и педагогику понимающий и чувствующий, что без знания науки работать с детьми невозможно.» (В. А. Сухомлинский).

Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, он сам и его действия в профессии занимают определенное место. Не могу не согласиться с К.Д. Ушинским: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Однако в целом, для меня мастерство – это определённая педагогическая вершина, к которой я стремлюсь. Считаю, что залогом моей успешной работы является опыт и мастерство, которое в дальнейшем помогает сформировать своё отношение учеников к здоровому образу жизни, и к адаптации в социуме. Я считаю, одним из важных аспектов в физическом воспитании подрастающего поколения является занятие туризмом. Занятия туризмом дают не только физическое развитие и совершенствование, но и развивают души детей воспитание чувство патриотизма, нравственности и формирование активной жизненной позиции. Неслучайно во всем мире это направление деятельности получает все более широкое распространение. В 2002 году я получила удостоверение инструктора детско-юношеского туризма и с этого времени организую пешеходные туристские походы. В школе я веду туристический кружок, но занятия туризмом не ограничиваются рамками кружка, я часто провожу интегрированные уроки физической культуры и туризма. Мною написана программа клуба «Турист».

Участники клуба «Турист» - имеют свой девиз:
«Ты живи, чтоб след оставить, но не живи, чтоб наследить»

Законы жизни в «Туристе»:

  1. В «Туристе» - демократия, но во время похода - слово руководителя - закон!
  2. Жить всегда в союзе с природой!
  3. Дружба и взаимопомощь во всем!
  4. В походе нет слов «Не хочу» и техника безопасности для всех обязательна
  5. На спиртное, сигареты - табу!
Пешеходный туризм — самый массовый и самый доступный вид туризма. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. Главная задача кружка пешеходного туризма — удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться. Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма — значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию. Я ни когда не отказываю в приеме в кружок тем ребятам, которые в школе и дома не отличаются образцовой дисциплиной и послушанием. Хорошо известно, что туризм, как никакое другое увлекательное для ребят дело, способны радикально ломать, перестраивать характеры.

Содержание и методика занятий.

Учебный план и программа предусматривают обучение ребят азбуке туризма, сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятии об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.

Первостепенной задачей считаю воспитание у ребят сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе. Надо, чтобы они поняли на собственном опыте: хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов — умелых и трудолюбивых. Поэтому главное внимание, я уделяю практической работе коллектива по подготовке каждого учебно-тренировочного похода. Подготовка походов включает изучение и разработку маршрута, распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку. В результате походов ребята приобретают знания по охране природы, памятников истории и культуры. Обязанности между участниками похода распределяю так, чтобы каждый был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают все!» — заповедь участников кружка пешеходного туризма. 

Зачетный поход завершает этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь уделяю особое внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, переход через реку по бревну и в брод, ориентирование по карте, компасу и звездам, ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью, подъемы и спуски по залесенным склонам, определение сторон горизонта по местным признакам и по Солнцу. За время похода кружковцами должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п. Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, по и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу. В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение отвожу разбору похода. Очень важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии кружка или прямо в походе у вечернего костра уделить время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для меня обсуждение похода — еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности. Подведение итогов можно проводить в форме устных или письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.

Вот примерная анкета для разбора похода:

  • Что понравилось и не понравилось в походе?
  • Было ли трудно в походе? Когда?
  • Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?
  • Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?
  • Какие недостатки в снаряжении ты заметил?
  • Кто показал себя настоящим туристом?
  • Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого похода?
  • Как отнеслись родители к твоему участию в походе?
Резюмируя работу, могу сказать, что имею достаточный спортивный опыт, знания в области разных видов спорта, и желание прививать детям любовь к физическим упражнениям как необходимой составной части жизни. Несмотря на то, что работа с детьми никогда не была делом лёгким, для меня она стала не просто возможностью проявить себя как педагога, но и позволила воспринять педагогический процесс в целостности его, т.е. рассматривать преподавание физической культуры с учётом влияния ее на полноценное физическое здоровье детей, их нравственное развитие и формирование в них позитивного восприятия жизни. Моя работа основана на создании такого микроклимата, который бы помог ученику раскрыть свои физические, да и человеческие возможности, переступить порог страха, неуверенности в своих силах, помочь преодолеть неудачу, радоваться вместе с ним его успехам. Всё это помогает мне не конфликтовать с детьми, быть им учителем- другом.

Используемая литература:
«Туризм» В.И. Курилова,
«Туристические слеты и соревнования учащихся» Ю.С. Константинов

Сеых Наталья Николаевна04.05.2013 21780 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar