РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Патриотическое воспитание: история моей семьи

Патриотическое воспитание: история моей семьи

Многие поколения краеведов нашей школы изучали историю участия в Великой Отечественной войне наших земляков, жителей нашего села, встречались с тружениками тыла, с ветеранами войны. Не остались в стороне и учащиеся начальных классов.

В мае ребята нашего класса приготовили к празднику Победы поздравительные открытки для своих бабушек. Эти встречи им очень запомнились, ведь они узнали, что их бабушки во время войны были детьми. Ребят интересовал вопрос, а как же пережили войну дети? Вместе с классным руководителем учащиеся узнавали о жизни детей военного Сталинграда, о их воспитании, помощи взрослым, о том как они одевались, в какие игры играли, что ели, как учились.

В итоге удалось представить целостную картину военного детства. Эта картина была дополнена фотографиями, что позволило создать презентацию. Ребята с большим интересом брали интервью у своих бабушек, записывали их воспоминания, которые вошли в основу проекта «Дети Сталинграда».

Карпухина Мария Андреевна

Во время войны мне было 10 лет. Помню, как в один миг закончилось детство. Было очень страшно. Шла война, но мы всё-равно учились в школе, а когда были каникулы, работали в колхозе. Было нелегко. На наши плечи легли большие заботы по хозяйству. Работали на току, пахали на быках, собирали колоски, рыли окопы. Окопы рыли широкие, буквой Г, сверху накрывали брёвнами и присыпали землёй – укрытия получались прочными и надёжными. Работали на совесть, потому что в этом труде мы, 10-летние девчата, чувствовали свою принадлежность к великой Победе.

На наш хутор Шуруповский падали бомбы. Когда они взрывались, все прятались в канавы, осколки часто попадали на крыши домов. У нас был очень большой сад, в нём мы днём прятали танки, а вечером они шли на Сталинград. Часто через хутор проходили отряды солдат в белых шубах. Мы называли их «сибиряками». Было страшно, когда летали самолёты, и раздавался вой сирен. Три раза в день бомбили разъезд. 9 мая для меня двойной праздник, в этот день я родилась. Я очень горжусь тем, что в день моего рождения закончилась война.

Подчелимова Александра Андреевна

Я встретила войну 5-летним ребёнком и своими детскими глазами видела смерть, кровь, разруху. Нелегко было пережить эти страшные картины. Моя семья, как и все другие, терпела голод, холод, пряталась от немецких самолётов. В любую минуту пуля или снаряд могли оборвать жизнь. Помню, как со своей мамой мы попали под обстрел немецких самолётов. Мы были у реки, там были солдаты, которые кричали нам: «Ложитесь!». Едва успев забежать в дом, прогремел взрыв. На глазах у нас погибло два человека, одному оторвало ногу. Моё детство было военным, а значит горьким и суровым.

Воронкова Александра Евсеевна

Когда началась война, мне было 11 лет. Много работали, собирали с полей все, что можно. Урожая не было, голодали. Чтобы как-нибудь прокормить нас, детей, отец тайком принёс колоски с колхозного поля. За это он попал в тюрьму, а после и совсем потерялся, больше мы о нём ничего не знали. Вместе с женщинами мы пахали, косили, сеяли на быках. Нас часто бомбили, особенно железную дорогу. Помню, как одна женщина во время обстрелов побоялась сидеть в вагончике и выбежала на улицу, там и попала в неё бомба, а мы остались живые. В нашем хуторе, на том месте, где сейчас живёт Никитин А.М., было два колодца, куда кидали пленных немцев. Немцев гнали в Арчеду, где находилась военная часть, там они и жили. Оттуда их привозили на работы в х.Шуруповский. Наш мост тоже построили пленные немцы. Тяжело вспоминать то время, жалко, что наше детство пришлось на суровое время.

Дети в войну взрослели очень рано. Ведь родители трудились от темна до темна, поэтому дети в семье растили друг друга, в лучшем случае были под приглядом престарелых бабушки или дедушки. Родителей почти не видели: те уходили на работу, когда дети ещё спали, а приходили – уже спали. Сельчане жили между собой очень дружно, делили кусочек хлеба, горе и радость на всех. Поэтому и дети росли дружными, помогали друг другу чем могли.

Подростки работали наравне со взрослыми с 11 – 12 лет на поле, на ферме, а на плечах семи – десятилетних детей лежало домашнее хозяйство: огород, животные, птица, порядок в доме и на дворе. Мебель в избе была деревянной, самодельной, оставшейся от отца: стол, лавки, диван, кровать, сундук. Дети спали на полатях под потолком, там было теплее. Старики спали на ленивке возле русской печи или на печи, а на кровати спал кто-то из взрослых. Постельного белья не было: спали на соломенных тюфяках, закрывались овчиной или собачиной. Часто спали и на полу, если места на полатях не было.

Утром постель слаживали на кровать и застилали лоскутным покрывалом. Полы были не крашены. Их промывали, посыпая песком и натирая голиком (маленьким веником из прутьев). Полы от этого становились гладкими, приятного жёлтого цвета. Скота было мало или не было совсем. Ведь кормить животных было нечем, весь урожай отправляли на фронт, сено косить некому и некогда.

Питание в годы войны было очень скудным. Дома только овощи с грядок, если удавалось что-то вырастить. Картошку тоже сдавали на фронт. Если доживали до лета, то становилось легче: появлялась зелень, а потом и овощи. В огороде при вскапывании грядок иногда находили замороженную или сгнившую картошку и очень этому радовались. Осенью после уборки урожая дети вместе со стариками собирали оставшиеся на поле колоски и тоже сдавали их государству. На дальние поля дети бегали тайно, ведь есть очень хотелось. Иногда удавалось набрать немножко колосков, и это была большая удача для всей семьи.

Несмотря на войну, продолжала работать школа, где голодные учителя учили голодных детей. Тетрадей почти нигде не было. Писали дети перьевыми ручками на разных листочках, газетках чернилами или сажей. Не все дети могли ходить в школу, потому что нечего было одеть, обуть. Летом и осенью ходили босиком, зимой делали сами себе «обутку» из шины (резины). Самым бедным в школе выдавали обувь – «колодки», похожие на ботинки: на деревянной подошве прибит брезент со шнурочками. Одежду шили мамы из взрослых поношенных вещей или из кулей: юбки, платья, брюки, рубашки.

Любимым праздником оставался Новый год. Наряжали ёлку самодельными игрушками и даже готовили костюмы. Дети оставались детьми и в любимых играх.

Дети войны – это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Многие из них ушли из жизни, многие живут рядом с нами. Они прожили трудную, полную лишений жизнь. Но их дух не был сломлен. Вместе с взрослыми они «приближали День Победы как могли». И сегодня они нуждаются в нашем внимании, в нашей заботе. Низкий поклон, Вам, Дети Войны! И огромное спасибо за то, что мы не знаем, что такое нужда и голод.

Карпухина Марина Анатольевна10.11.2014 7980 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar