РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Экологическое воспитание личности

Экологическое воспитание личности

Под экологическим воспитанием понимается система воспитания и развития личности, направленная на получение практических знаний и умений, ценностных ориентиров, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей действительности. Экологическая культура человека выражается через внутреннее понимание отношения к природе.

Экологическое воспитание личности это длительный процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, самосовершенствования, усвоения новых знаний.

Знание основ экологии важнейший компонент экологической культуры.

Экологическое образование в широком смысле этого слова предусматривает реализацию следующих целей:

  • формирование ответственного отношения к окружающей среде;
  • соблюдение нравственных и правовыхпринципов ;
  • активную деятельность по изучению иохране своей местности, защите природных богатств.

Определяют три фактора отношения воспитанников к окружающей среде:

  • школьное экологическое воспитание;
  • непосредственное познание природы;
  • средства массовой информации и другие дополнительные источники.

В рамках экологического воспитания в нашей школе были проведены ряд мероприятий, посвященных году экологии: общешкольная акция «Покорми птиц зимой» (изготовление кормушек); международный день птиц; экологические субботники по озеленению территории школы – интерната, по очистке своей территории от мусора, посадка комнатных растений, конкурсы рисунков по охране природы. Тематические беседы: «Экология и мы», «Природа в опасности», «Как мы можем сохранить природу?» и т.д..

У нас в Зилаирском районе вошло в традицию проводить конкурс поделок из различного материала «Мир глазами детей», конкурс проводился между всеми образовательными учреждениями района, а в этом году в рамках года экологии. Подав заявку, участвуют все желающие. Наши воспитанники также приняли участие, в конкурсе каждый, выбрав своё направление. Дети были награждены от районного Дома Творчества почетными грамотами и подарками.

Экологическое воспитание должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

  • в раннем детстве – формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;
  • в школьные годы – способствовать пониманию целостной картины мира;
  • в периоды взросления и зрелости – развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не все посещали детские учреждения, но не стоит считать, что эти дети не нуждаются в экологическом воспитании. Они являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее.

Экологическое и трудовое воспитание, связаны между собой, так как без ухода за природой: растениями, лесами, насаждениями, не возможно добиться ни чистого воздуха, ни чистых территорий.

Значит, дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Ребята с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе.

Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Особенно важно это для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего. Усилия воспитателей должны быть направлено на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.

Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой.

На базе нашей школы есть приусадебный участок, на котором воспитанники своими глазами видят, как вырастают овощи, помогают выращивать, поливают. Осознание того, что выращено своими руками, на свежем воздухе и является экологически чистым продуктом – это есть гармония с природой.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Важно вызвать у воспитанника положительное отношение к предметам и явлениям природы, ведь окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Самым действенным средством для этого будут наблюдения.

Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей формируются более глубокие и полные представления об окружающем мире.

Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой доступной и конкретной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности. Наблюдение должно вызывать интерес у детей к природе, желание узнать о ней как можно больше. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы).

Задачи по экологическому воспитанию:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );
  • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

  • знакомить с представителями живой и неживой природы;
  • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
  • способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку, как части природы;
  • знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
  • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы – очистка территории от снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у детей с ограниченными возможностями здоровья потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.

Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.

Формирование системы экологических знаний следует проводить внеразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.