РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Роль семьи в воспитательной деятельности"

Конкурсная статья "Роль семьи в воспитательной деятельности" Мустафаева Ольга Рефатовна 
Муниципальное общеобразовательное учреждение 
"Звениговская средняя общеобразовательная школа №3" 
Заместитель директора по воспитательной работе 

Любовь, взаимопонимание, тепло домашнего очага… С такими понятиями ассоциируется у каждого из нас слово «семья».
Опытные педагоги уверены, что именно семья играет решающую роль в процессе воспитания человека. И учителя должны постоянно находить точки соприкосновения, совершенствуя взаимодействие семьи и школы.

Педагоги с большим педагогическим стажем говорят о том, что воспитывать детей всё труднее и труднее. Дети и родители стали другими, меняется мир вокруг нас, меняются взгляды на воспитание детей. Но по-прежнему родители стремятся воспитать в своём ребёнке достойного человека.

Необходима своеобразная педагогизация домашней среды, в которой формируется ребёнок, ведь от климата в семье, от развития детей в семье в наибольшей степени зависит успех процесса воспитания ребёнка.
2/3 родителей признают недостаточность своих педагогических знаний, сложность в общении со своими детьми, необходимость помощи со стороны профессионалов.

Опрос, проведённый среди старшеклассников г. Йошкар-Олы выявил:

  1. Каждый седьмой ребёнок не доволен отношениями с родителями
  2. Лишь половина детей обращается за помощью к родителям в сложных ситуациях
  3. Только один из пяти опрошенных считает, что у него в семье есть близкие друзья
Дети и родители в течение всей жизни нуждаются друг в друге. Природа позаботилась о любви и привязанности родителей и детей.

Парадокс, но по данным социологического опроса установлено, что за сутки родители общаются со своим ребёнком около 20 минут.

Социологический опрос родителей позволил сделать выводы: половина родителей испытывают трудности в воспитании детей.

Родители называют 6 причин трудностей в следующем порядке по их значимости:

  1. Недостаток денег
  2. Недостаток времени
  3. Плохие жилищные условия
  4. Влияние «плохих» друзей
  5. Неквалифицированная работа педагогов в школе
  6. Неблагоприятная ситуация в семье
Опросы детей показывают, что в подростковом возрасте 60-70% проблем детей – это взаимоотношения в семье
  • «нет взаимопонимания …»
  • «часто родители кричат, ссорятся…»
  • «тотальная слежка и контроль…»
  • «нет времени у родителей пообщаться…»
  • «родители ограничивают во всём…»
  • «постоянно ругают и не хвалят…»
  • «говорят, что я бездарность и ничего хорошего из меня не получится…»
В отличие от родителей ни один ребёнок не пишет о материальных проблемах. Совпадает единственный параметр – это нехватка времени на общение.

В Республике Марий Эл настоящий кризис семейных отношений – на 100 зарегистрированных браков приходится 80 разводов. Во многих семьях дефицит взаимопонимания, доверия, уважения…

Государство видит выход из данного кризиса в усилении взаимодействия семьи и школы. В настоящее время необходимо не только педагогическое просвещение родителей и организация совместной деятельности, но и активное участие родителей в процессе воспитания и обучения детей. Педагог должен организовать эту деятельность.

Первый этап – диагностика семьи. Каждый класс имеет социальный паспорт, где публикуются все сведения о семье обучающегося (тип семьи, сведения о родителях, детях, возраст всех членов семьи, их социальное положение, жилищные условия и т.п.). В соответствии с данной информацией планируется работа классного руководителя, социального педагога, психолога, администрации школы, медицинского работника и других педагогов с каждой семьёй. Оказывается консультативная помощь, материальная помощь. Иногда привлекаются сотрудника Отдела по делам несовершеннолетних. На неблагополучные семьи ежегодно составляется Программа реабилитации, которая предполагает комплекс мероприятий на учебный год со стороны администрации школы, классного руководителя, социально-психологической службы школы, социума, медицинских работников, сотрудников ОМВД и пр.

Для выявления психологического климата в семье помимо анкет хорошо подходят различные рисуночные тесты – ассоциации, возникающие при слове «семья», «отец» и т.п.

С помощью анкетирования можно выявить и основные причины конфликтов, чтобы помочь избежать их родителям. По результатам анкетирования причины конфликтов:

30% - из-за учебы
20% - отсутствие взаимопонимания
18% - причина ссор – друзья
9% - вечерние (ночные прогулки)
7% - домашние обязанности
7% - поведение
7% - пустяки

Чтобы понять ситуацию в семье подойдут различные тесты:

рисунки «Моя семья», «Прогулка по лесу», «Семейный праздник», «Мой папа», «Мой самый близкий человек» и т.п.
В нашей школе тесты и анкеты показали, что во многих случаях, самым близким человеком для ребёнка является бабушка. Именно она уделяет ребёнку достаточное количество времени. Папы часто оказывались на самом последнем месте, уступая позиции даже классному руководителю.

Конфликтным родителям не стоит сообщать результаты тестов. В любом случае озвучивать подобные данные следует анонимно.
Исходя из полученных результатов анкет и тестов, следует планировать индивидуальную работу с родителями. Необходимо педагогическое просвещение, тренинги, дискуссии, ролевые игры и т.п.

Необходимо организовать с родителями внеурочную деятельность, необходимо их присутствие на классных и общешкольных мероприятиях. Ежегодно нужно проводить анкетирование родителей на тему «Семья и школа» на степень удовлетворённости родителей работой педагогов школы.

Мустафаева Ольга Рефатовна16.10.2013 7730 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar