РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Важность проблемы задержки речевого развития и необходимые меры в коррекции речевых нарушений

Белкина Надежда Викторовна

В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развитие: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования 25% четырехлетних детей страдают серьёзными нарушениями в речевом развитии. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только 4% детей того же возраста.

За 20 последних лет число речевых нарушений, возросло более чем в 6 раз!

К сожалению, продолжается тенденция к увеличению количества детей с патологией в анамнезе. Таким образом, отличается рост неблагоприятных факторов, которые могут влиять на речевое развитие ребенка.

Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей с раннего возраста. [1]

Существует много различных причин нарушений речевого развития.

Неблагоприятное воздействие на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребёнка могут приводить к речевой патологии.

Структура и степень речевой недостаточности зависят от локализации и тяжести мозгового поражения. Наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наиболее интенсивной дифференцировки первых клеток. Наиболее частыми причинами, вызывающими недоразвитие мозга и приводящими к тяжелым нарушениям речи, являются инфекций и интоксикация матери и плода порезус – фактору или по групповой принадлежности крови, заболевание центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. При алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массой тела, отстают в физическом и психическом развитии. Общее недоразвитие речи (ОНР) у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособностью.[3]

Если неблагоприятное воздействие на речевые зоны мозга ребенка произойдет в период, когда речь его уже сформировалось, может случиться ее распад - афазия. Общее недоразвитие речи обычно является следствием законченного патологического процесса. (Его следует отличать от нарушений речевого развития при текущих нервно – психических заболеваниях. (эпилепсии, шизофрении). [1]

Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально – органические поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция). Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью мозга. Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно,если ребенок - мальчик. Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3 – 4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи. [3]

Существует много различных видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

В зависимости от уровня поражения, существуют различные варианты речевых нарушений:

Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называется дислалией (Фонетическое нарушение речи). При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно «научить» мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.

При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, небо, губы) возникает дизартрия.

Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдается нарушение тонуса языка, (смягчении твердых согласных, ограничивается подъем языка), могут быть нарушение тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение.Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания – Д.Ц.П., органическое поражение мозга.

При дизартрии исправить звукопроизношение намного труднее (чем при дислалии) и желательно совместная работа логопеда и невролога.

Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. [4]

Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдает межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма (дисграфия). [2]

У детей с речевым нарушением по сравнению с (речевой нормой) возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведение материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня общение и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Коррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, которые направлены на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучшение общего психического состояния на формирование у него интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность коррекции речи во многом определяется специальными занятиями с детьми.

Необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и логопедических методов воздействия.

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармонического формирования ребенка и должно находиться под контролем специалистов.[5]

Список литературы:

  1. Голод В.Н. Власенко И.Т. Нейропсихологическое изучение детей // Методы выявления нарушения речи у детей/ Под. ред.Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. –М., 2002.
  2. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи// Теория и практика коррекционного обучения школьников с нарушением речи. – М.: Прометей 1991.
  3. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы структуры и формы первичных нарушений речевого развития // Недоразвитие и утраты речи: вопросы теории и практики.- М.: МГПИ, 1985.
  4. Л.С.Волкова «Логопедия». – М.: 2005.
  5. Конюшкова Е.П. Ястребова А.В. Логопедическая работа с учащимися общеобразовательной школы, имеющими нарушения речи // Дефектология.-1974.-№4
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.