РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование информационных технологий на уроках трудового обучения

В настоящее время формирование информационной культуры школьников, которая включает в себя: информационные знания, умения учиться с помощью компьютера и других электронных средств, а также подготовка учителей к осуществлению обучения в условиях работы с электронными средствами соответствуют концепции информатизации образования. Формирование информационной культуры необходимо для повышения качества знаний учащихся, поскольку использование новых информационных технологий в педагогическом процессе - это надежный и многофункциональный инструмент в руках учителя.

Следует учесть, что новые информационные технологии в образовании включают в себя три составляющие: технические устройства, программное обеспечение и учебное обеспечение.
• К современным техническим устройствам, кроме компьютера, относятся принтер, модем, сканер, теле - и видеоаппаратура, устройства для преобразования информации из одной формы в другую и пр. Часто информатизация образования понимается как компьютеризация обучения, то есть использование компьютера как средства обучения и шире - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.
• Второй составляющей информационных технологий являются программы, управляющие работой на компьютере и обслуживающие эту работу.
• Третьей и самой главной составляющей информационных технологий с позиций дидактики является учебное обеспечение, это, по существу, особый класс программ - обучающие программы, обучающие системы. Собственно они задают, определяют процесс и технологию компьютерного обучения. Проблема повышения качества знаний учащихся в связи компьютеризацией обучения приобретает особую актуальность. Дело в том, что наличие современных компьютеров в школе как бы обязывает учителей к использованию их значительных возможностей в педагогическом процессе.

В настоящее время во всех учебных заведениях, информационные технологии внедряются в учебный процесс и играют немаловажную роль в повышении его качества. Подробно проработана и часто используется компьютерная поддержка курсов физики, математики, географии и т.д. Поддержка же уроков трудового обучения встречается реже, хотя очевидна необходимость проработки таких возможностей.

В частности, при обучении учащихся видам декоративно-прикладного искусства необходима демонстрация наглядных пособий. Оптимально иметь среди экспонатов школьной выставки изделия с характерными чертами: старинные и современные предметы быта, украшения и др. Если же попытаться собрать изделия, характеризующие какой-либо народный вид рукоделия, а также современное производство по определенной тематике, получится огромная экспозиция. В школьном кабинете всё это разместить просто невозможно, а организация экскурсий зачастую ставит перед учителем и администрацией ряд серьезных задач, в некоторых случаях экскурсии проводить нет возможности, да и некуда. В современных условиях широкой информатизации становится все более возможным вместо показа реальных изделий устроить демонстрацию их изображения, в том числе и с помощью компьютера, где можно хранить и использовать грандиозные объемы информации.

Компьютерная поддержка уроков трудового обучения позволяет оперативно и на современном уровне решать многие задачи:

  • повышать мотивацию учащихся за счет осознания необходимости знаний и умений и реальной возможности их использования как в условиях школы, так и за её стенами, связывать учебный материал с ежедневными проблемами современной жизни;
  • преодолевать пассивный способ передачи учащимся готовых знаний;
  • поддерживать интерес школьников к учёбе;
  • развивать личность, формировать познавательную активность, творческий потенциал.

Компьютер, как не одно другое средство обучения, создает условия для реализации нового в дидактике принципа интегративности. В системе трудовой подготовки интегративные связи позволяют ярче представить характеристику предмета трудового обучения, показать взаимосвязь между содержанием отдельных его разделов и модулей, между информационной и технологической подготовкой.

Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж и т.д. Так как урок трудового обучения состоит на 75 % из практической части, использование информационных технологий позволяет сократить время на изучение теоретической части. Отсутствие учебников для каждого учащегося в 5, 8,9 классах и отсутствие домашнего задания накладывает на учителя дополнительные обязательства, так как по каждому разделу программы проводиться тематический контроль. Поэтому учителю приходиться использовать информационные технологии.

Возможность использования компьютера в процессе обучения зависит от наличия программных средств учебного назначения.

Наиболее распространены следующие виды обучающих программ:

  • демонстрационные программы;
  • мультимедийные энциклопедии;
  • электронные учебники;
  • предметные поурочные курсы;
  • программы-тренажеры;
  • моделирующие программы;
  • контролирующие программы.

Демонстрационные программы сегодня не имеют широкого распространения в школах республики. В первую очередь это объясняется тем, что проекционное оборудование, необходимое для эффективного применения демонстрационных программ, не получило массового распространения. Оно не установлено в каждом кабинете.

Мультимедийные энциклопедии используются в учебном процессе для демонстрации учебного материала и реже в качестве источника справочной информации. Это объясняется тем, что обычно в компьютерном классе учащиеся занимаются по некоторому плану учителя. Работа ученика с компьютером по собственному плану встречается гораздо реже. В будущем, по мере увеличения числа компьютеров в учебных заведениях, роль энциклопедий при подготовке учащимися творческих работ (докладов, рефератов и т.д.) может быть очень и очень велика.

Электронные учебники предназначены в первую очередь для индивидуальной систематической работы учащихся. Фрагментарно их используют и в учебном процессе, но чаще ученики, имеющие компьютер в семье, работают с такими программами дома.

Предметные поурочные курсы используются в школах достаточно мало. Это объясняется, в первую очередь, тем, что такие программы имеют достаточно жесткую структуру.

Если традиционная методика по формам и содержанию отличается от такого предметного курса, то использовать его даже фрагментарно становится практически невозможно.

Программы-тренажеры – одни из самых распространенных обучающих программ. Это обусловлено тем, что они, как правило, направлены на выработку определенных учебных навыков, и поэтому легко вписываются практически в любую методику. Они могут использоваться фрагментарно, но давать при этом достаточно хороший обучающий эффект. Тренажеры часто делаются игровыми, что создает дополнительный положительный эмоциональный фон и, как следствие, повышает результативность их использования. С удовольствием работают с ними как слабые ученики, так и сильные.

Моделирующие программы распространены достаточно широко, но чаще работают с ними учащиеся старших классов, способные к анализу и обобщению полученных данных.

Часто используются в учебном процессе различного рода контролирующие программы, которые позволяют количественно оценить знания учащихся по тем или иным разделам предметного курса. Причем наибольшей популярностью у преподавателей пользуются те программы, которые легко адаптируются к используемым ими методикам и учебникам.

Применение компьютерной техники создает определенные удобства при обучении. Тем не менее, основной деятельностью учащихся должна быть непосредственная работа с материалом. Компьютер используется только в качестве одного из средств, оптимизирующих некоторые компоненты учебного процесса. Это введение не означает подмену производительной деятельности учащихся работой с компьютерной техникой. В трудовом обучении ставится задача научить их с помощью современного инструмента – компьютера – решать различные задачи технологического, художественно-дизайнерского, поискового характера.

Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

  1. Для более глубокого восприятия учебного материала;
  2. В проектной деятельности;
  3. В презентационной деятельности;
  4. При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
  5. При работе в локальной и глобальной сети.

Учитывая, что знакомство с компьютером в некоторых школах, начинается с начальных классов и анализируя существующие на сегодняшний день программы по информатике, можно с уверенностью сказать, что в них предусмотрено овладение учащимися знаниями и умениями, которые позволяют использовать компьютер при изучении предмета «Обслуживающий труд», начиная с 5 класса. Но следует учесть, что длительная работа с компьютером вызывает напряженность и усталость у учащихся, особенно в раннем возрасте.

Весьма продуктивным и удобным является использование широких экранов, проекторов, терминалов и т.д. непосредственно в мастерской, но часто по разным причинам учебное заведение не имеет таких возможностей. Тогда представляется уместным разделить двухчасовое занятие, если на нем планируется работа с компьютером, на две части: первая часть проходит в компьютерном классе, вторая часть – в мастерской. Причем на первой половине использование компьютера может проходить не весь урок, а только его часть, в оставшееся время полезно сообщение учителем новой информации, проведение инструктажа, работа с документацией, рассказ, беседа и т.д. Рекомендуется заниматься на компьютере учащимся 2-5-х классов — 15 мин; учащимся 6-7-х классов — 20 мин; учащимся 8-9-х классов — 25 мин. Во второй половине занятия предполагается использование сформированных знаний учащихся для практической работы. Смена видов деятельности снизит напряжение и создаст возможность для продуктивной работы.

Использование в преподавании трудового обучения программного обеспечения:

  • Фотогалереи
  • Презентации
  • Тестовые программы
  • Дидактические игры
  • Готовые компьютерные программные средства на компакт-дисках
  • Глобальная компьютерная сеть Интернет

Фотогаллерея

Коллекция фотографий, иллюстраций (оформление блюд, виды сервировки стола, древние и современные виды рукоделия, декоративно-прикладное творчество, лучшие эскизы и работы учащихся).

Презентации

Используются

  1. при объяснении учителем нового учебного материала;
  2. при повторном прохождении и закреплении материала (в начале нового учебного года, четверти и т.д.);
  3. при воспроизведении полученного материала учащимися (в целях закрепления и контроля знаний).

Тестовые программы

Программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знаний

Программные средства на компакт-дисках

Программы предназначенные для хранения и предъявления обучаемому разнообразной учебной информации справочного содержания

Дидактические игры

  • Информационное лото
  • Чайнворды и кроссворды

Применение пакета Microsoft Office на уроках трудового обучения

  • Использование текстового редактора Microsoft Word;
  • Использование графического редактора Paint;
  • Использование Power Point;
  • Использование приложений Excel.

Использование текстового редактора Microsoft Word

  • набор обычного текста(составление и оформление пояснительной записки к творческому проекту, выступления, технологические карты и т.д.);
  • изготовление иллюстрированного раздаточного материала (схемы, рисунки и др.);
  • сканировать фотографии и рисунки;
  • создание гипертекстовых документов

Графические редакторы
– используются для создания и дизайна эскизов изделия (моделирование формы и узора, подбор орнамента изделия, подбор цветовой гаммы), создания схем для лоскутной мозаики

Электронные таблицы
– используются при осуществлении и оформлении экономического расчета производства изделия, расчета калорийности блюда, построения таблиц и диаграмм и компьютерного тестирования

Глобальная компьютерная сеть Интернет

  • получение и изучение нормативных документации;
  • использование готовых разработок занятий и мероприятий по трудовому обучению;
  • самообразование и повышение квалификации;
  • использование ресурсов, документов, справочной информации, графического материала для подготовки и проведения уроков и мероприятий;
  • использование демонстрационного материала (видеоролики, анимированные схемы, модели, и т. д.);
  • использование Интернет ресурсов для написания докладов, рефератов, изготовления презентаций;
  • дистанционное обучение, участие в заочных олимпиадах, Интернет проектах, форумах.

Применяя информационные технологии на уроке, учителю следует помнить, что:

  • на уроке усвоения нового материала - нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
  • на уроке закрепления - целесообразно использовать программы – контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы;
  • на контрольном уроке - использовать программы-контролёры для тщательной проверки большого объема пройденного материала.

Но как бы ни были захватывающими и многофункциональными новые информационные технологии, роль учителя остается по-прежнему ведущей в учебном процессе, а ученик по-настоящему превращается в субъект педагогического процесса. Все компьютерные программы разработаны с обязательным активным участием педагогов, что предопределяет влияние учителя даже в случае самостоятельной работы с компьютерной программой. Не снижается и непосредственная значимость учителя в процессе общения ученика с компьютером. Ученику без учителя трудно представить, что необходимо усвоить. Учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения -репродуктивные или проблемные, обучающие или программы-тренажеры и т. д. Компьютер, высвобождая время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет ему больше внимания уделять индивидуальной работе с учащимися, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Ученику всегда будет ценнее улыбка и живое поощрение учителя, чем изображение улыбающегося человека на экране компьютера или формальная надпись: «Ты молодец!»

Осуществляя личностно-ориентированное обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечивать ученику возможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности.

"Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!"
Крейг Барретт

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.