РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Ещё раз о сочинении на ЕГЭ по русскому языку

Ещё раз о сочинении на ЕГЭ по русскому языку

Позднякова Ольга Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Падунская средняя общеобразовательная школа» Промышленновского района

Единый государственный экзамен как форма проверки знаний, заставляет учителей искать новейшие формы работы на уроке, потому что ни одна из программ для старших классов не ориентирована на ЕГЭ. Да и учебники 10-11 классов в полной мере не обеспечивают блочное повторение орфографии и пунктуации, а также формирование навыка анализа текста с последующим написанием сочинения - рассуждения. Что надо сделать, чтобы школьники успешно сдали ЕГЭ? Сколько приходится перепробовать различных приёмов и методов преподавания русского языка, чтобы найти пути достижения цели!

Не секрет, что самым сложным в экзамене по русскому языку для большинства выпускников является выполнение части С.. На сегодняшний день существует несколько пособий, которые помогают одиннадцатиклассникам пошагово овладеть техникой написания сочинения-рассуждения. Прежде всего, это рабочая тематическая тетрадь «ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С)» Г.Т. Егораевой. Пособие содержит большой информационный материал, задания, языковые клише, справочные материалы, что дает возможность отработать навыки написания сочинения, отвечающего требованиям к части С. Проработка предлагаемого комплекса заданий к каждому тексту позволит ученикам выполнить полноценный анализ текста.

Опираясь на различные пособия по подготовке к написанию третьей части ЕГЭ по русскому языку, составили с учащимися алгоритм написания сочинения- рассуждения.

  1. Напишите вступление.
  2. Сформулируйте проблему, поставленную в тексте.
  3. Прокомментируйте эту проблему, опираясь на текст (приведите не менее двух аргументов).
  4. Сформулируйте позицию автора.
  5. Выразите свое мнение по данной проблеме: согласны вы или не согласны с точкой зрения автора.
  6. Приведите 2 аргумента, доказывающих вашу точку зрения (один из аргументов из художественной, публицистической или научной литературы).
  7. Подведите итоги, сделайте выводы.

Задание С является заданием высокого уровня сложности. В спецификации данное задание сформулировано следующим образом: «Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации».

Для учащихся довольно сложно определить проблему, но почему-то более сложным является критерий 2 – комментарий данной проблемы. Поэтому прежде всего мы говорим о проблематике текста

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Например, проблема поиска смысла жизни, проблема одиночества, проблема бедности.

Как правило, в тексте, представленном для анализа, содержится сразу несколько проблем разного плана: социальных, философских, нравственных, экологических. Тогда речь идет о проблематике текста.

Ученик должен сформулировать одну из них, проявив правильное понимание текста.

Выявляем наиболее распространенные проблемы текста.

  1. Социальные: взаимоотношение человека и общества (выбор профессии, проблема инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблема социальной незащищенности, проблема разделения общества на богатых и бедных, проблема национализма (фашизма); проблема интеллигенции, невостребованности в современном обществе интеллектуального труда; проблемы развития цивилизации; проблема «маленького человека», проблема культуры человека, коммерциализации культуры; проблемы влияния культуры и искусства на развитие личности.
  2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора; проблема внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку; проблема чести и нравственного долга, милосердия, сострадания, совести, духовности, бездуховности; проблема души, становления нравственных основ, проблема нравственного стержня человека, проблема любви к отечеству: проблема истинного и ложного патриотизма; проблема защиты отечества.
  3. Философские: проблема добра и зла, войны и мира, жизни и смерти; поиска смысла жизни, одиночества, отчужденности, утраты веры в…; проблема тоталитаризма (подчинения личности государству); проблема творчества, свободы личности.
  4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (одинокой старости); проблема заботы детей о своих родителях; проблемы детства, вязанные с со становлением личности; проблема отчего дома (малой родины), утраты прошлого, своих корней, семейных традиций, исторической памяти.
  5. Экологические (проблемы взаимоотношений человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к окружающему миру; проблема бережного отношения к природе и её богатству; проблема заботы о преумножении природных богатств; проблема ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы.
  6. Информационно-коммуникативные: проблема развития русского языка, проблема языковой культуры или языкового бескультурья; проблемы аудиовизуальной культуры (телевидение, радио, музыка);проблема медиапространства, проблема массовой культуры; проблема влияния Интернета на жизнь человека.

Выясняем, что проблему можно сформулировать, используя разные приемы:

  1. В виде предложения-тезиса: Известный современный писатель С. Львов поднимает в своем тексте проблему отношения к революционному научному открытию, к талантливым ученым, опередившим свой век.
  2. В виде риторического вопроса или ряда риторических вопросов: Как совершается научное открытие? Зависит ли это от таланта конкретного ученого, от удачного стечения обстоятельств, или же происходит стремительный прорыв в науке, обусловленный общим уровнем его развития?
  3. В виде формулировки основной темы: Великое научное открытие… Сколько труда, бессонных ночей, бесконечных экспериментов для того, чтобы дать людям новые знания, новые возможности!
  4. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста: «Человек, который совершал открытие или и изобретал что-то новое, часто видел против себя не одного противника, а многих», - к такому печальному выводу приходит автор текста, размышляя над судьбой талантливых изобретений и ученых.

Но для многих учащихся, это задание так и остается непонятным, а следовательно, и не выполненным. И дело даже не с том, что им сложно сформулировать проблему, прокомментировать её, определить позицию автора и доказать своё мнение, а в том, что при написании сочинения-рассуждения такие учащиеся не могут четко выдержать форму сочинения–рассуждения, теряясь в обилии терминов, информации и тех требований, которые предъявляются к выполнении задания части С. Поэтому мы разработали насколько разных шаблонов сочинений-рассуждений, или, как говорят ученики, «матрицу». В ней предусмотрено использование различных речевых клише, варианты начала сочинения и комментария проблемы, вариативность заключительной части. На наш взгляд, именно это помогло нынешним выпускникам справиться с заданием части С. Все 25 учащихся сдали ЕГЭ по русскому языку в первой волне. Ниже предлагается один из вариантов шаблона сочинения-рассуждения.

Варианты формулировки проблемы:

  1. Чтение… Что дает оно человеку, как влияет на ребенка? Именно над этой проблемой размышляет автор.
  2. В данном тексте автор поднимает проблему_____________________________________________

Комментарии:

Действительно, такая проблема существует. Автор (Полностью Ф.И.О. автора, его характеристика) например: Аксаков Сергей Тимофеевич, выдающийся русский писатель, рассказывает (повествует, говорит, сообщает и др. глаголы) о том, что

  • 1 аргумент из текста. Его иллюстрация. Например, аргумент … в детстве он любил читать настолько, что забывал обо всем. Иллюстрация: Книги, подаренные ему старым богатым холостяком С.И.Аничковым стали для его настоящим сокровищем.
  • 2 аргумент. Его иллюстрация. Например, аргумент: Автор вспоминает, что он читал свои книжки с восторгом. Иллюстрация: Перед ним открылся новый мир, так как мальчик узнал о многих предметах и явлениях природы, которые получили для него смысл и значение и стали ещё любопытнее.

Позиция автора:

По мнению автора, (позиция автора может быть как открытой,- особенно в текстах публицистического стиля - так и скрытой – чаше всего в текстах художественного стиля)

Личная позиция и аргументация:

Я полностью согласен с мнением автора. Говоря о данной проблеме (прописать эту проблему полностью, например: говоря о проблеме силы чтения в детском возрасте…) , хочется (можно, необходимо) отметить, что в русской (зарубежной или в русской и зарубежной классической, или в современной русской) литературе она поднималась (ставилась, раскрывалась) давно. Взять (вспомним) хотя бы___________ 1 аргумент из художественной литературы. Его иллюстрация. Например, аргумент: Вспомним хотя бы об Алексее Максимовиче Горьком. Иллюстрация: Именно его любовь к чтению открыла для него мир и помогла стать великим писателем. Об этом читаем мы в его повести «Детство».

2 аргумент из художественной литературы. Его иллюстрация. Например:______

Другой знаменитый писатель Александр Грин в рассказе «Зеленая лампа» тоже подчеркивает величайшую роль чтения в жизни человека. Именно чтение книг помогает сидящему в комнате герою стать впоследствии хорошим врачом.___________

ВАРИАНТЫ:

По сообщению (по мнению)газеты (журнала) «Название?», проблема_____________
в обществе стоит очень (довольно, достаточно) остро. Привести аргумент с иллюстрацией.
Обращая внимание на решение данной проблемы в современном обществе, хочу (могу) рассказать (сказать, отметить), что проблема____________(аргумент и иллюстрация из собственного жизненного опыта)___________________________

Зключение

Проблема ___________________________________________________________ всегда волновала и будет волновать людей (общество, человечество, народ нашей страны и др.)

Подводя итоги, хочется отметить, что данная проблема будет существовать на протяжении всего времени, пока живет человечество, потому что является «вечной» проблемой, затрагивающей все поколения.

ВАРИАНТЫ:

Проблема___________________действительно волнует как молодых, так и пожилых людей страны (Земли), так как относится к разряду проблем влияющих на_____________ Проблема___________________, волнующая как лучшие умы человечества, так и простых смертных, не относится к разряду неразрешимых. Решить её можно только сообща, только всем миром.

Список литературы

  1. Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к выполнению части 3 (С). Практикум.[Текст]/ Г.Т. Егораева. – М:. Экзамен, 2013. – с.96
  2. Бисеров, А.Ю. Русский язык. ГИА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. 2010. .[Текст]/ А.Ю. Бисеров. – М:. Эксмо, 2009. – С.156 – 150
  3. Кузнецова, И.А. Русский язык. ЕГЭ. Сдаем без проблем! .[Текст]/ И.А. Кузнецова. – М:.Эскмо, 2009. – С.160-184
  4. Заярная, И.Ю. Русский язык. 11 класс. Весь ЕГЭ о А до С. .[Текст]/ И.Ю. Заярная. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – С.217-260
Позднякова Ольга Дмитриевна27.10.2015 24282 Немного о ЕГЭ...
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Спасибо! Актуальная статья!
avatar
0
2

Я очень рада, что статью сочли полезной. Мой ученики вовсю пользуются "матрицей" и сочинение всегда оценивается достаточно высоко. С уважением Ольга Дмитриевна.
avatar