РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогические технологии при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену по математике

Е.В.Бубликова
учитель математики «Гимназия №12» г. Белгорода

В.В.Визирякина
учитель математики «Гимназия№12» г. Белгорода

ЕГЭ по математике

«Гимназия №12» г. Белгорода является гимназией с особенностями образовательной программы: углубление изучение иностранного языка (2-11 классы), второй иностранный язык – немецкий (5-11лкассы), филологический профиль (10-11 классы). Большая часть учащихся  имеет гуманитарный склад ума, в результате чего им сложнее подготовиться к экзамену по математике. Учитывая, что с каждым годом экзаменационный материал изменяется, то это требует   внедрения новой педагогической позиции учителя и его  стремление подготовить абсолютно всех  обучающихся к достижению высоких результатов.

Сегодня мы имеем неутешительные данные, свидетельствующие о том, что уровень знаний выпускников не улучшается. Экзамен по математике в форме ЕГЭ один из самых сложных.

Повсеместное введение Единого государственного экзамена по всем предметам школьного курса и замена вступительных экзаменов на ЕГЭ во всероссийских вузах делает более актуальной организацию подготовки к Единому государственному экзамену.

В результате такой замены  на учителя  легла огромная ответственность за результат   подготовки обучающегося  к ЕГЭ, ведь он  должен заменить собой два экзамена – выпускной за полную среднюю школу и вступительный в высшие  учебные заведения.

Основываясь на данных особенностях ЕГЭ можно определить ведущую педагогическую идею: организация и проведение эффективной подготовки обучающихся к   ЕГЭ по математике на основе системы работы, включающей элементы  личностно-ориентированного обучения и информационно-коммуникационных технологий.

Личностно-ориентированный подход в современных условиях гуманизации и гуманитаризации всех звеньев образовательной системы определяет позицию учителя как базовую и основную во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностно-ориентированный подход предполагает помощь обучающимся в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении самореализации и самоутверждении. В коллективном обучении и воспитании это означает создание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанник осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях.

Под современными информационными технологиями целесообразно понимать ИКТ - технологии, применяющие специальные программные и технические средства для работы с информацией. И смысл современной информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых максимально благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Проблема личностно-ориентированного обучения рассматривается в трудах Д.Эльконина, В. Давыдова.

Целенаправленную учебную деятельность характеризуют следующие особенности:        

  1. Особая форма активности ребенка, направленная на изменение себя как субъекта учения. Такая деятельность ориентирована не на получение материальных или иных результатов, а непосредственно на развитие учащихся.
  2. Главным содержанием обучения должны быть общие способы действий по решению разнообразных задач, которые направляли бы деятельность учащихся на овладение этими способами. Как известно, одной из самых характерных признаков сформированности  у обучающихся целенаправленной учебной деятельности является различение ними конкретного результата своих действий и общего образа, благодаря которому они его достигли.
  3. Необходимость выяснения в процессе целенаправленной учебной деятельности происхождения понятий и обозначаемых ими действий, подтверждение необходимости этих понятий и действий для теоретического познания соответствующей отрасли знаний, а также теоретических основ действий, которые усваиваются. Без этого невозможно сознательное и самостоятельное усвоение обучающихся новых понятий. Это означает, что в процессе обучения знания не должны даваться в «готовом виде», а изучение нового понятия, раздела, темы должно начинаться с мотивации, то есть с разъяснения, для чего и почему необходимо изучать определенный раздел, тему.
  4. Организация обучения от абстрактно-общего к конкретно-отдельного. Этим «розвивальне» обучение принципиально отличается от традиционной дидактики, которая направляет познавательный процесс от частного к общему.
  5. Научно-теоретический характер целенаправленной учебной деятельности.  Основное содержание обучения должно быть ориентировано на научные, а не эмпирические знания.  Необходимо направить на формирование у учащихся научно-теоретического стиля мышления.

Учебно-познавательные мотивы.

Целенаправленная учебная деятельность, по словам Д. Эльконина, «должна отталкиваться от адекватных мотивов», непосредственно связанных с ее содержанием, то есть мотивами вступления обобщенных способов действий (мотивы собственного роста, самосовершенствования, самопознания). Сформировав такие мотивы в раннем возрасте ребенка, значительно легче поддерживать, наполнять новым содержанием общие мотивы деятельности школьника, связанные с его позицией, участием в общественно значимой деятельности. Благодаря этому для ученика приобретают глубокого общественного смысла личное совершенствование, личные успехи.

Поскольку задания ЕГЭ рассчитаны на разный уровень подготовки учащихся, включают и базовый уровень, и повышенный уровень сложности, наиболее эффективным является использование элементов  личностно-ориентированного обучения.

Подготовка к школьным выпускным экзаменам,  и в особенности к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.

Первое, что мы сделали – изучили весь материал, посвящённый ЕГЭ, изучили документы федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений, о работе с обучающимися и их родителями.

Второе приобрели сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ и стали их прорабатывать.

Подготовку учащихся к ЕГЭ начинаем с 6 класса. Создаем учебный материал (по типу ЕГЭ) по разным темам курса математики, используем готовые печатные и электронные пособия. Через систему дополнительных занятий, индивидуальных консультаций повышаем интерес к предмету и личную ответственность обучающегося за результаты обучения.

Как мы решаем поставленные задачи? С чего начинаем эту работу?

Во-первых, никогда не пугаем учащихся предстоящим  ЕГЭ.  С первых же дней учёбы убеждаем их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всего года   знакомим детей с материалами ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строим только на основе упражнений ЕГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаем тест на повторение по курсу пройденного материала.  Просим ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться  и выделить те, которые вызывают затруднения, чтобы разобрать на индивидуальных  консультациях.  Просим обучающегося  предложить самые рациональные способы решения. При этом стараемся выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываем секрет, где и как можно было решить задачу быстро и хитро, чтобы сэкономить время.

В-третьих, знакомим их с временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена:

  • обучаем строгому самоконтролю времени;
  • ориентируем учащихся  внимательно ознакомиться с текстом КИМа и  выполнять в начале задания которые не вызывают затруднений, а потом приступать к остальным по степени трудности.

Из урока в урок отрабатываем  тесты на скорость. При этом даем тесты ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент. Обязательно отмечаем  количество  человек уложившихся во времени, и сразу анализируем ситуацию и даем совет,  какое задание  можно было решить рациональнее. Постепенно приучаем ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени».

Обязательно напоминаем о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советуем настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части.  Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение.   Поэтому на каждом уроке, организовываем повторение через систему  упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ.

В течение  года проводим  пробные тренировочные работы по материалам СтатГрада и на основе материала муниципального и регионального тестирования. Полученные результаты определяют  индивидуальную и дифференцированную работу на уроках и консультациях. Работая с КИМами, ребята привыкают к структуре теста,   разнообразию методов и приёмов при решении задач.

Конечно, за последние годы  научились максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 10-11-х классах систематически проводим углублённую  консультационную работу по предмету.

Использование новых информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска) оказывают существенную помощь в нашей работе. Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов (схем-опор), наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащегося. Наиболее успешных учеников мы привлекаем к созданию презентаций  из подборок заданий и способов их решений как базового, так и профильного уровней по различным темам программы. В процессе работы над этой презентацией ученик повторяет и систематизирует материал, подбирает типовые задания по данной теме определенного уровня сложности, самостоятельно их решает и защищает проект во время урока. В результате чего, усвоение материала повышается в несколько раз.

Литература

  1. http://banauka.ru/2451.html Технология личностно-развивающего обучения Эльконина – Давыдова
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-0 Личностно-ориентированное обучение.
  3. http://www.74-gim76.edusite.ru/DswMedia/2012_02_19_lichn_orientir_obrazov.pdf Личностно-ориентированное образование как условие развития личностных функций.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.