РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Композиция проектного урока

Соснова Валентина Михайловна

Проектный урок – прекрасная возможность для ребенка проявить себя, раскрыть свой творческий и аналитический потенциал, показать умение видеть перспективу. В школах нашей страны, в отличие, скажем, от европейских, не совсем точно понимается, что такое проектная деятельность, поэтому недостаточно акцентируется внимание ребенка на умении увидеть проблему и, главное, на самостоятельности нахождения ребенком способа решения проблемы. Характерный пример – насколько в европейском образовании проектная деятельность стала повседневной нормой и насколько хорошо владеют ею дети: в прошлом году в СМИ прозвучала информация о школьнике, если не ошибаюсь из Голландии, который придумал, как Греции выйти из экономического кризиса. Из новостей ребенок понял, с какой проблемой столкнулась Греция – страна оказалась на грани дефолта. Ребенок разработал свой проект, он предложил, как Греции избежать дефолта (грамотно сформулированная проблема, начинающаяся со слова «как»). Именно: всем грекам сдать имеющиеся у них евро в обмен на прежнюю греческую драхму. Собранными евро страна рассчитается с кредиторами, а внутри страны перейдет на собственную валюту. Вот классический пример проекта, в котором четко прослеживается проблемная ситуация, проблема, сформулированная ребенком из этой ситуации и, главное, самостоятельно предложенный способ решения проблемы.

Именно аспект самостоятельности, как правило, недооценивают наши учителя, поэтому теряется смысл проекта: учитель дал задание ребенку, ребенок его выполнил, пусть даже творчески и интересно, но это ещё не проект, т.к. ребенок не предложил самостоятельно способ решения проблемы, а выполнил задание учителя. А ведь в реальной, взрослой жизни человеку предстоит самостоятельно решать многочисленные проблемы, и человек должен уметь это делать сам. Задача проектной деятельности в целом, и проектного урока в том числе - научить детей решению проблем, что поможет им в дальнейшей жизни. Можно предположить, что этот мальчик из Голландии уже интересен многим работодателям и, вероятно, будет вполне успешен в жизни.

Для учителей, пытающихся проводить проектные уроки, чаще всего проектный урок превращается в нечто, что требует большой предварительной работы, придумывания и распределения заданий и пр.

На примере нескольких своих конкретных уроков я хочу показать, что такое проектный урок, что не нужно его бояться, главное – понять структуру проектного урока. Хочу заметить, что история – теоретический предмет, поэтому проектные уроки не выглядят зрелищными, но это осмысленная деятельность детей, что, наверное, важнее зрелищности. На практикоориентированных предметах – физика, биология и пр. – проектные уроки ещё интереснее.  

Проектный урок «Торговля в Средние века»

1 этап урока – изложение учителем проблемной ситуации.

Учитель объявляет тему урока. Предупреждает, что данный урок – проектный. Вопрос классу: какое самое главное умение потребуется от вас на проектном уроке? Отвечают: сформулировать проблему.

Учитель предлагает ознакомиться с проблемной ситуацией: прочтите 1 и 2 абзацы параграфа 14.

(в этих абзацах рассказывается, с какими трудностями сталкивались торговцы, перевозившие товары из города в город, – плохие дороги, разбойники, хищные звери, таможенные пошлины).

Учитель предлагает учащимся чётко обозначить проблему, которую нужно было решить средневековым купцам (уточняет, что формулировать проблему нужно со слова как…, или как сделать так, чтобы…).

2 этап урока – формулировка проблемы учащимися.

Дети определяют проблему (например, как сделать так, чтобы условия для торговли стали лучше, или как обезопасить торговцев от потерь, или как преодолеть препятствия (трудности), мешающие развитию торговли). Формулируют цель проекта – придумать, как создать лучшие условия для торговли.

3 этап урока – работа над проектом.

Затем начинается работа в группах: каждый предлагает свои меры, выслушивает предложения других участников группы, готовят презентацию своей работы.

Учитель в случае необходимости консультирует учащихся.

4 этап урока – презентация проектов учащимися.

Затем начинается презентация проектов. (В данном случае проект – это предложения детей, нахождение ими способа решения проблемы). Учитель слушает презентации учащихся. Может задавать вопросы после презентации. Следит, чтобы результаты работы учащихся соответствовали поставленной цели.

5 этап урока – осмысление.

После презентаций учащихся учитель просит их прочесть материал учебника и ответить, что совпало в проектах с реальными мерами средневековья, а что – нет.

Читают:

  • 1 гр. – стр. 111, последний абзац
  • 2 гр. – стр.112, абзац 4
  • 3 гр. – стр.113, абзацы 3.4
  • 4 гр. – п.3, абзацы 1,2

Дети читают, анализируют, сравнивают, находят совпадения. (Как правило, совпадения: проложить хорошие дороги, создать специальные охраняемые места для торговли, объединиться с другими торговцами для безопасности путешествий, нанять охрану). Отвечают. У учителя здесь всегда есть возможность обсудить с детьми наиболее интересные их предложения, поговорить о средневековых представлениях о справедливости и пр.

6 этап урока – рефлексия.

Затем учитель предлагает учащимся оценить свою работу по следующим критериям:

  • что узнал нового,
  • что научился делать,
  • определить степень своей активности,
  • определить, что не удалось, не получилось, почему.  

Проектный урок «Обобщение по теме «Западная Европа в XI-XV вв.»

Здесь покажу первые три этапа – они наиболее важные в проектном уроке. Также здесь есть пример реализации проектов детей. (Полностью разработка этого урока в приложении).

1 этап урока – изложение учителем проблемной ситуации.

Проблемная ситуация, излагаемая учителем: мы с вами закончили изучение 5 главы учебника «Западная Европа в XI-XV вв.». А что это означает? (Предполагаемый ответ детей – контрольная работа). Да, нужно проверить ваши знания, выяснить, что вы запомнили, а где пробелы. Но я знаю, что контрольная работа, как правило, вызывает негативное отношение, вы нервничаете, отрицательные эмоции ухудшают самочувствие. Но знания по 5 главе обобщить нужно. Что же делать?

Учитель предлагает учащимся чётко обозначить проблему (уточняет, что формулировать проблему нужно со слова как…).

2 этап урока – формулировка проблемы детьми.

Определяют проблему (например, как в интересной форме проверить знания или как обобщить материал учебника и проверить знания без контрольной работы).

Формулируют цель проекта – разработать варианты обобщения знаний по теме  или придумать, как в интересной форме обобщить и проверить знания).

3 этап урока – работа над проектом.

Затем дети в группах придумывают интересные способы обобщения знаний: викторину, настольную игру и т.п. Выступают со своими предложениями (в данном случае это и будут их проекты).

Реализация проекта.

А на следующем уроке их проекты можно реализовать: они сами проводят в других группах викторины, игры и всё, что напридумывали, причем условие – выставить оценки. Дети обычно за этим следят очень строго.

Как вы видите, проектный урок действительно умещается в урок, не требует какой-то особой подготовки. Самая большая сложность для учителя – рассказать проблемную ситуацию так, чтобы дети смогли из неё сами сформулировать проблему, а затем и цель. Цель должна быть сформулирована так, чтобы детям было понятно, чем они будут заниматься на уроке.

Анализируя результаты своей работы, могу сказать, что после 1-2 проектных уроков учащиеся научаются самостоятельно формулировать проблему, цель; способы решения проблемы, предлагаемые учащимися, становятся более осмысленными. Очень радует, когда дети осознают, что при нахождении способа решения проблемы нужно идти от противного. Например, на проектном уроке "Период Директории и Консульства" в 8 классе, дети, проанализировав, почему якобинцы потерпели крах, предлагают противоположные меры по выводу Франции из кризиса, аналогично на уроке "НЭП" и др.

Также проектный урок несет в себе важную воспитательную составляющую. Ведь из предложенных детьми мер, разработанных законов и т.п. учитель может сделать вывод о мировоззрении того или иного ребенка, есть возможность корректировки. Например, на проектном уроке "Карл Великий" (Карл не мог 30 лет покорить саксов, дети придумывали, как ему это сделать) один мальчик предложил сжечь деревни саксов. Тревожный звоночек. После такого заявления в этом классе был проведен классный час о Хатыни, побеседовали с родителями мальчика.

Соснова Валентина Михайловна27.02.2016 7019 Проектная деятельность в обучении
Всего комментариев: 9
avatar
0
1

Спасибо, очень интересный и, по-моему, очень грамотный подход. Не показуха, не заученное выступление обучающихся, которое нашел для них учитель или сделали мама с папой. А именно работа самого ребенка, причем в нужном направлении. Спасибо, буду думать, как эту идею реализовать на биологии.
avatar
0
2

Наша биолог, когда только начинала осваивать эту технологию, обратилась ко мне за консультацией. Тема у неё была - строение цветка. Я сейчас уже смутно помню. Но на вскидку, выглядел урок примерно так. Проблемная ситуация (я очень приблизительно, не помню нюансов уже): цветок имеет сложное строение, каждый его орган несёт в себе определенную функцию. Времени урока недостаточно, чтобы каждый учащийся полностью изучил весь материал по теме, а узнать строение цветка нужно. Какую проблему мы должны решить? Проблема: как при дефиците времени подробно изучить строение цветка. Дети в группах предложили такое решение - каждая группа изучает один из органов цветка, вырезает его из бумаги, затем группы соединяют свои детали на доске магнитами, при этом объясняют функции данного органа. В итоге получился цветок. Чтобы это действительно получился проект,  дети должны самостоятельно предложить решение проблемы. Но мне кажется, им нетрудно будет додуматься до распределения функций по группам, что нам и нужно в данном случае. Их предложения - это и есть их проект. А вот вырезание из бумаги, рассказ о каком-то отделе цветка - это уже реализация проекта.
avatar
0
3

P.S. Распределяются отделы цветка между группами жеребьевкой. Также учитель может сделать заготовки, которые потом дети вырежут из бумаги. Или такой вариант - учитель вырезал сам, дети после жеребьевки ознакомились со своей темой и среди вырезанных заготовок должны найти нужный им орган и прикрепить его к доске, объясняя функции органа.
avatar
0
4

Спасибо. Очень толково и действительно не очень обременительно для учителя.
Суть в том, чтобы дети увидели проблему сами или услышали ее из уст учителя и предложили проект ее решения. Так? Проблема может носить как методический характер: как провести проверку знаний? Как изучить большую тему при нехватке времени? Или содержательный: почему главные части цветка не яркие и нарядные лепестки, а невзрачные тычинки и пестик? Почему лист растения чаще всего имеет плоскую форму?* Кто важнее: ветви или корни?  Получается симбиоз проблемного обучения с проектным уроком. Только вот у меня пошли в формулировке проблемы "почему?", а Вы рекомендовали "как?".. Если время позволяет, подскажите, пожалуйста...
avatar
0
5

В проектной деятельности проблема может начинаться только со слова "как". "Как сделать так, чтобы...", "как разработать законы..." При такой формулировке детям понятно, чем они будут заниматься на уроке.  Именно из таким образом сформулированной проблемы дети смогут сформулировать цель сами. Для формулировки цели часто бывает достаточно убрать слово "как". Если сформулировать проблему "Почему лист цветка имеет яркую расцветку", напрашивается один вариант цели - "узнать, почему лист...". Но суть проектного урока не в узнавании какой-то информации, а в самостоятельном нахождении способа решения проблемы. Урок начинается с проблемной ситуации, которую озвучивает учитель или предлагает им прочитать (краткий фрагмент) в учебнике. А проблему дети должны попытаться сформулировать сами. Им нужно подсказать, что проблема формулируется со слова "как". На первом уроке, конечно, детям будет сложно самим, но уже на втором они справятся.
avatar
0
6

Спасибо, попробую. Например, как найти главные части цветка. Возможный вариант - лепестки яркие и большие - они главные. Проверяем себя по учебнику - главные тычинки и пестик. Почему? Изучаем определение цветка: видоизмененный побег, служащий для размножения. Рассуждаем: Половые клетки расположены в тычинках и пестиках, значит они главные.
avatar
0
7

Пробуйте. Тут проектом будут предложения детей, как найти главные части. В таком случае они должны предложить алгоритм поиска. т.е. узнать функции разных отделов, выяснить, какие из них наиболее важные, по внешнему виду определить части цветка. Затем можно вставить этап реализации проекта - не на каждом уроке он нужен и возможен. Чтобы детям не было прямой подсказки (если она есть в учебнике), распечатайте для них заготовки с описанием частей цветка и их функций. А уж потом можно дать определение цветка и они сами сделают вывод, правы они или нет.
avatar
0
8

Самое трудное для меня это определить проблему так, как ее должны увидеть дети. И создать ситуацию, в которой дети ее реально увидят. Буду учиться
avatar
0
9

Да, Вы правы - правильно изложенная проблемная ситуация - ключ к успеху проектного урока
avatar