РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Метод проектов во внеурочной деятельности по биологии

Метод проектов во внеурочной деятельности по биологии

Авторы статьи:
Андреева Ольга Васильевна (Санкт-Петербург, учитель биологии Гимназии №284)
Бондарева Наталья Анатольевна (Санкт-Петербург, учитель биологии Гимназии №248)

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Аристипп

«Учиться и, когда придёт время,
прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!»
Конфуций

Современный человек пребывает в постоянно изменяющемся мире, новом для него информационном пространстве и их освоение требует непрерывности – непрерывности обучения, самообразования, формирования себя как личности. Подготовка к этому процессу важнейшая задача новой современной школы.

Если мы помогаем учащимся сформировать ценности, развить знания и умения, которые необходимы, чтобы быть активными и информированными гражданами, способными внести свой вклад в будущее, они должны иметь возможность применять эти качества на практике уже сейчас, в процессе обучения.

Поэтому ответственность учителя, безусловно, велика. Ж. Ж. Руссо сказал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим», поэтому, как мне кажется, основная задача учителя не навредить ребёнку. Наоборот, помочь ему раскрыться, увидеть в себе лучшее, на нём фокусироваться и его проявлять. Открытие самого себя, своих возможностей, способностей помогает ребенку найти своё место в этом огромном мире, стать полноправным членом общества.

Использование метода проектов позволяет сформировать у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только в качестве способа достижения результата проекта.
Один из вариантов проектной деятельности – это межшкольные проекты, которые можно использовать во внеурочной деятельности. В настоящее время реализуется, межшкольный проект «Интеллектуальные встречи». Цель проекта: объединить творческий и интеллектуальный потенциал учителей разных предметов двух гимназий для создания внеклассных мероприятий межпредметной направленности.

Задачи:

  • расширение интеллектуального пространства через общение;
  • создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития познавательных процессов учащихся;
  • расширение кругозора и коммуникативных навыков учащихся;
  • повторение и обобщение в игровой форме;
  • формирование умения проводить исследования;
  • формирование экологической культуры.

В данном проекте могут принять участие учителя естественнонаучного цикла разных учебных заведений. Целесообразно чтобы данные учреждения находились в одном микрорайоне. Формы реализации проекта могут быть различными. Мы предлагаем рассмотреть игровую и исследовательскую формы.

В данном межшкольном проекте принимают участие учителя биологии, химии, физики, географии ГБОУ Гимназия №284 и ГБОУ Гимназия №248. В результате совместной деятельности учителями было разработано две интеллектуальных игры для учащихся 9-х классов и проект-исследование для учащихся 7-х классов.

Игра «Физика + биология = ?» – это командная игра со зрителями, которые являются активными её участниками.

Игра состоит из четырёх разных частей:

  • первая часть это ответы на вопросы. Вопросы по физике в данной игре - с биологическим уклоном, а биологические вопросы – требующие для ответа знаний в области физики («почему в сильные морозы деревья трещат?»).
  • вторая часть это практические исследования (работа с микроскопом и лабораторным оборудованием), исследования микропрепаратов, сборка электрической цепи и т.д.
  • третья часть это изучение портретов учёных в области физики и биологии;
  • четвёртая часть – это конкурс капитанов, межпредметный кроссворд.

Игра «Крестики – Нолики» - правила:

1. Игровое поле состоит из девяти секторов, каждый сектор содержит вопрос, на который предлагается 7 подсказок. Очередность подсказок связана с их степенью сложности.

2. Выбирая поле с вопросом, команда должна пытаться выстроить горизонталь, вертикаль или диагональ (как в игре «Крестики-нолики»). Если в итоге игры нет такого построения, то победитель определяется по наибольшему числу набранных знаков (крестиков или ноликов).

3. Игра начинается с броска кубика, максимально набранное количество очков даёт право команде:

  • выбрать знак крестиков или ноликов;
  • выбрать сектор с вопросом;
  • выбрать количество подсказок, услышав которые команда будет пытаться дать ответ.

4. Команда-соперник может перебить право ответа, уменьшив количество подсказок.

5. «Торги» между командами продолжаются до тех пор, пока не определится команда, желающая ответить на вопрос с минимальным числом подсказок.

6. На обсуждение ответа даётся 1 минута.

7. Если ответ правильный – на поле появляется знак данной команды, и она продолжает выбирать сектор со следующим вопросом.

8. Если ответ неправильный – на поле появляется знак противоположной команды, и к ней переходит право выбора следующего сектора.

Проект «Исследование чистоты воздуха в Кировском районе методом лихеноиндикации» реализуется в урочное и внеурочное время учениками 7-х классов при изучении темы «Лишайники». Подготовительный и заключительный этапы проводятся совместно учениками и учителями двух гимназий.

Подготовительный этап проекта:

  1. Создание инструктивной карточки.
  2. Определение целей и задач проекта, выдвижение гипотезы исследования.
  3. Выбор места исследования.

Цель проекта: Обратить внимание учащихся на экологическое состояние микрорайона «Дачное».

Гипотеза исследования: «Чем чище воздух, тем более интенсивно разрастаются лишайники».

Задачи:

  1. Выявить методом лихеноиндикации, где в Кировском районе наиболее благоприятная экологическая среда (чистота воздуха).
  2. Определить среду обитания лишайников (деревья, почва, дома и др.).
  3. Произвести исследование, т.е. наблюдение, измерение, сбор материала.
  4. Определить виды лишайников и субстрата (деревьев), используя специальные определители.
  5. Зафиксировать полученные в результате исследования факты.
  6. Сделать отчёт-презентацию, собрать материал для гербария по результатам исследования.
  7. Создать экологическую карту микрорайона.

Материал для работы: линейка, карандаши, ручка, определитель, блокнот, карта микрорайона, компас, фотоаппарат.

Методы работы: наблюдение, анализ (литературы и результатов).

Основные этапы работы:

  1. Работа учащихся на исследуемом объекте.
  2. Определение видов лишайников, их количество, место произрастания.
  3. Составляются этикетки лишайников, производится фотографирование.
  4. По результатам исследования группа готовит презентацию, в любой форме (газета, компьютерная презентация в файле, фотоотчёт).

Заключительный этап: Представление и обсуждение презентации. Анализ результатов. По результатам создаётся экологическая карта микрорайона Дачное. Анализируется гипотеза и делаются выводы.

Данный проект существует уже несколько лет. Учащиеся активно принимают участие в данных проектных играх, знакомятся с новыми людьми, другой гимназией, оценивают свои возможности.

Использование метода проектов во внеурочной деятельности повышает интерес учащихся, помогает раскрыть свои таланты, определиться с выбором профессии. Каждый учитель стремиться воспитать ученика, который смог бы изменить мир в лучшую сторону. Успехи учеников вдохновляют учителя на новые открытия и профессиональное самосовершенствование.

Источники информации:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2006. 47 с
  2. Воронцов А.Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения. // http://nsc.1september.ru/2007/06/8.htm
  3. Падикова М.В. Проектная деятельность в школе [Электронный ресурс] //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Первое сентября, 2012.- Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624317/
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: АРКТИ, 2005. - 80с.
Андреева О.В., Бондарева Н.А.27.05.2016 5280 Проектная деятельность в обучении
Всего комментариев: 0
avatar