РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Классный руководитель и воспитательная система класса

Классный руководитель и воспитательная система класса
«Классное руководство – это не просто обязанность.
Это бесконечное творчество!!!»
(из высказываний коллег)

Моё педагогическое кредо.

Утверждение, заключенное в эпиграфе, спорное. Так как к классному руководству можно относиться по-разному: как к ненужной нагрузке; как к возможности реализовать себя не только как учителю-предметнику, но и как педагогу; как тяжелому бремени; как к общению с детьми и родителями в удовольствие. Должностные инструкции трактуют классного руководителя как педагога, осуществляющего организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе. Довольно сухо, но вполне ясно.
Для меня работа в должности классного руководителя – это одновременно объективная школьная необходимость и моё добровольное согласие на выполнение сложной, ответственной, но и интересной работы. Каждый раз, взяв классное руководство в новом классе, решаю первоочередную проблему: как включить каждого своего ученика в жизнедеятельность класса, а весь класс - включить в школьный образовательный процесс; как сделать так, чтобы школьная деятельность для каждого ребенка была посильной и полезной для него самого. Разовыми мерами, без системы цели, задач и реализующих их каждодневных мероприятий такой проблемы не разрешить.
На собственной практике я поняла, что воспитательная система, разработанная и описанная, заложенная в программу, мне просто необходима, так как только она позволит мне, как классному руководителю, не только быть статистом и контролером, а направлять процесс личностного формирования моих учеников, обогащения их знаниями и навыками, необходимыми в жизни. При этом я твердо отдаю себе отчет, что я не великий педагог, не Песталоцци, не Руссо, не Сухомлинский… Я просто школьный учитель. Работаю в МОУ СОШ №3, где учатся дети многие с тяжелыми судьбами, многие с очень непростыми ситуациями в семье, большинство с трудностями в обучении и в организации нормального общения и поведения в обществе. Поэтому я не ставлю перед собой сверхзадач. Моя роль проста и выражена она в словах давно и широко известных: «Не навреди!» Таково мое кредо как классного руководителя. Звучит не как призыв, а как предупреждение.

Принципы в работе.

Моя квалификация – учитель физической культуры – повлияла на выбор приоритетов при определении принципов в моей работе классного руководителя. Таковыми являются:

  • Принцип главного приоритета – прежде всего жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка.
  • Принцип демократичности (равноправие) в отношениях в классном сообществе.
  • Принцип опоры на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.
  • Принцип справедливости, честности и корректности в оценках.
  • Принцип благоприятствования каждому члену классного сообщества.
  • Принцип приятия каждого ученика.

Следование этим принципам обеспечивает право каждого ученика моего класса на необходимую и возможную долю внимания и педагогической поддержки с моей стороны; право проявлять «свое Я» со стороны ребенка.
Методологической основой моей воспитательной системы работы является технология педагогической поддержки.
Цель воспитания: Создать условия для формирования социально-востребованных личностных качеств учащихся класса.

Достижению этой цели способствуют задачи:

  1. Разработать многогодичную программу мероприятий (на 5-9 класс), пропагандирующих системы ценностей здорового образа жизни, формирующие привычки здорового образа жизни и активную гражданскую позицию моих учеников.
  2. Применять при построении воспитательной работы в классе исключительно те методики, которые включат каждого ученика в жизнедеятельность класса: методику чередования деловых, спортивных, творческих поручений и методику коллективной творческой деятельности.
  3. Организовать работу органов самоуправления.
  4. Разработать и принять (ежегодно обсуждать) «Законы класса» о взаимодействии его членов.
  5. Каждому ученику создать, накапливаемое портфолио, демонстрирующее раскрытие и реализацию личностного потенциала ребенка.

Направления работы классного руководителя определены требованиями воспитательного стандарта. В нем классный руководитель представлен многоруким «Шивой».

Он должен вести:

  • Аналитико-диагностическую деятельность.
  • Деятельность по профессиональной ориентации.
  • Деятельность, формирующую ценностные ориентиры, принятые в обществе.
  • Деятельность по включению учеников в дополнительное образование.
  • Работу по организации интеллектуально-познавательной, спортивно-оздоровительной, творческой деятельности учащихся.
  • Работу с семьёй.
  • Взаимодействие со свободным сообществом.

Ориентируясь на особенности контингента учеников своего класса, социальной среды и, учитывая собственный опыт и возможности, я определила, что составляющими элементами моей воспитательной системы будут только четыре направления.

Они довольно широко распространенны, и, пожалуй, традиционны в деятельности многих классных руководителей:

  1. Формирование и развитие самоуправления в классе.
  2. Обеспечение активной жизнедеятельности классного сообщества и активизация участия класса в жизнедеятельности школы, в том числе в мероприятиях познавательного, творческого, спортивного, оздоровительного характера.
  3. Организация взаимосвязи и сотрудничества с родителями.
  4. Обеспечение маршрутов взаимодействия членов классного сообщества с социумом, внешним миром.

Очевидно, что деятельность по этим направлениям предполагает и мою работу – классного руководителя, и деятельность учеников, а также родителей. Таким образом, мои ученики не являются «центром вселенной», они – часть большего, чем их класс сообщества! Выбор системообразующих направлений моей воспитательной системы был не случаен, он обоснован проблемой, над которой работает педагогический коллектив МОУ СОШ №3 – формирование устойчивой учебной мотивации школьников с задержкой психического развития к учебной деятельности. Познавательная деятельность для учащихся моего класса очень важна, но не для каждого из них она является простой. Поэтому в моем педагогическом арсенале, возможно не новые и не уникальные, но очень разнообразные формы и методы организации деятельности ребят. В подборе организационных форм мне очень помогло издание С.А.Щурковой «Собрание пестрых дел».

Характеристика класса.
В 2010-2011 уч.г. я второй год работаю классным руководителем 6 класса. В классе обучается 13 учащихся, из них 4 девочки и 9 мальчиков. Класс был сформирован из учащихся с ограниченными возможностями здоровья, все ребята имеют диагноз задержки психического развития. В классе постоянно обучаются 4 ребенка, воспитывающиеся в Детском доме №24 (оставшиеся без попечения родителей). В этом учебном году в класс влились 4 новых ученика..
Диагностика, проведенная в ноябре 2010 г. показывает, что в коллективе шестиклассников у 72% учащихся сформирован познавательный интерес к учебному процессу. Свидетельством тому является ответственное отношение к учёбе, заинтересованность в её результатах, серьёзное отношение к работе на уроках, к выполнению домашних заданий
Медико-психолого-педагогическая характеристика класса показывает сложность его контингента - из 13 учащихся класса, имеющих ограниченные возможности здоровья к обучению все 13 требуют организации дополнительных занятий по предметам, коррекционных занятий; 28% составляют учащиеся со средними и слабыми способностями и, также, требуют поддержки учителей. Эти же 28% учеников составляют группу риска. Эти ребята склонны к пропускам уроков без уважительной причины, к нарушению дисциплины во время уроков. Они подвержены влиянию негативного социального окружения. Это, так называемые, «трудные дети», состоящие на учете в ОДН как совершившие правонарушения и мне, действительно с ними трудно. Трудность заключена в противоречии моей практической деятельности: они активно включаются мною в дела класса, я хвалю их за самые незначительные успехи и ЭТО НЕВИЛИРУЕТ В НИХ ВИНУ ЗА СОВЕРШАЕМЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, т.е. они её не чувствуют.

Как уже становиться понятным проблемы в организации учебной деятельности или в поведении не мешают моим ученикам быть активными в социальном смысле:

  • 68%-участники постоянных общественных объединений, кружков
  • 85% учащихся класса участвуют в школьных и классных конкурсах, соревнованиях, творческих мероприятиях

В классном коллективе ярко выражен актив, созданный, в соответствие с программой воспитания, в течение уже первого года моей работы с классом, т.е. в 5 классе. Сформировать актив мне удалось достаточно легко, так как удалось выявить лидерские и организаторские качества у нескольких ребят. Труднее воспитать в лидерах ответственность за коллективные дела и готовность взять на себя «удар», без всякого зазнайства, а просто потому, что «я это могу». Эта задача более отдаленного времени, но уже сегодня актив оказывает неоценимую помощь и мне и всему классу при организации классных часов, при подготовке к участию в общешкольных мероприятиях. Это неравнодушные ребята, они внимательно относятся к рейтинговому положению класса среди других классных коллективов школы в общешкольной игре-соревновании «Класс-лидер». В 2009-2010 году класс занял 2 место в этом соревновании.

Большинство учащихся класса стараются выполнять требования, предъявляемые к учащимся школы, соблюдают Устав школы (за исключением 28% - «трудных» - членов нашего классного сообщества). Но особенностью детей с диагнозом «Задержка психического развития» является то, что они очень подвержены внешним и внутренним факторам поведения без выработанного мотива, поэтому очень часто приходиться иметь дело со стихийным поведением, отношением к людям, к делу. Они взрывные, более 50% имеют преобладание холерических тенденций в темпах реакции. Но они все обладают психической особенностью – быстро выбрасывая энергию, гасят негатив и через некоторое время уже готовы к контакту или к делу. Мои шестиклассники сегодня решают для себя трудную задачу – справляться с собой, сдерживаться, а ещё более трудная задача повиниться за вспышку гнева или затеянную ссору. Зная их психологические особенности, я вполне осознаю насколько трудная это для них задача. При всем этом в классном сообществе складываются нейтрально - доброжелательные межличностные отношения. Результаты мониторинга показали, что в классе нет отвергнутых детей. Эмоциональный климат в классе характеризуется как благоприятный для каждого члена коллектива. Конфликтные ситуации не исключены, как и в любом коллективе, но возникают редко и разрешаются методами диалога и компромисса. Я не ставлю перед собой задачу сформировать и сплотить коллектив (в педагогическом понимании этого слова по Лутошкину). Мой практический опыт и работа школьных педагогических консилиумов показывают, что это невыполнимая задача на этом возрастном этапе детей с диагнозом ЗПР. Но взаимодействие внутри класса, построенное на принятых Законах класса, нацеленное на доброжелательный контакт сплачивает ребят, помогают преодолевать возникающие трудности, нацеливает на успешную учебу. Отношения в коллективе доброжелательные, дети готовы помочь друг другу. Четыре Д: доверие + доб¬рожелательность + диалог + добросовестность – эта формула, по моему мнению, характеризует отношения в коллективе между детьми и взрослыми. Отношения между учащимися класса и учителями осуществляются по принципу сотрудничества.
В соответствии с воспитательной системой я определила свои ведущие роли как классного руководителя.

  • "Контролер”;
  • "Проводник по стране знаний”;
  • "Нравственный наставник”;
  • "Носитель культуры”;
  • "Социальный педагог”;

Взаимодействие с родителями и воспитателями учащихся.

Организация воспитательной работы в классе не может и не должна заменять роль воспитания учащихся в семье. Но не всегда родительский подход к воспитанию грамотен и эффективен. Поэтому мною уделяется большое внимание организации психолого-педагогического просвещения родителей, привлечению семьи и воспитателей детского дома к участию в жизни детского коллектива, оказанию помощи в решении проблем воспитания.

Мои принципы общения с родителями.

Сегодня не многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка и не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения.
Начиная работать с детским коллективом, я максимально изучаю семейную ситуацию, стараюсь понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.

К сожалению, жизнь и поведение ребенка в школе не всегда могут быть оценены положительно. Поэтому важно при взаимодействии с родителями:

  • Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Стараться не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Делать каждую встречу должна стать для родителей полезной и результативной.
  • Не стать врагом ребенка в глазах родителей. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
  • Быть честным. Не угождать, не досаждать, не скрывать, не преувеличивать, не устрашать и не обнадеживать напрасно

Мои партнеры в работе с детским сообществом.
Кроме родителей у меня как у классного руководителя есть и другие партнеры в реализации целей и задач воспитания. Взаимодействие классного руководителя с партнерами позволяет проводить мероприятия с целью расширения кругозора, воспитания любви к малой Родине, привитию основ здорового образа жизни.

Воспитательная система класса, главным вдохновителем которого является классный руководитель, позволяет обрести детскому сообществу свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые дела, творческие начинания - вот основные черты класса и каждого ученика в нем. Не менее важно и то, что дети в своемколлективе чувствуют себя комфортно; онистремятся познать, помочь, поучаствовать, пообщаться. Не перестают удивляться и удивлять!

Елена Гусаренко28.04.2011 134590 Про Нашу школу
Всего комментариев: 0
avatar