РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Эволюционер в школе" - принципы эволюционного развития

"Эволюционер в школе" - принципы эволюционного развития

Автор: Кайкова Инна Викторовна

Сегодня большие надежды возлагают на образовательный процесс внутри школы. Коллективы пишут программы, взяв за основу государственные стандарты, реализуют их, и эти программы становятся новым заглавием школы, новой вывеской. Образование призвано учить.

Говорить о необходимости получения нашими детьми стабильного багажа знаний даже не приходится, ведь научно-технический прогресс позитивно включен в нашу жизнь, является правофланговой составляющей всего уклада жизни, а в некоторых случаях диктует свои условия. Знания уважаемы и необходимы. Отчасти поэтому за последнее десятилетие о человеческом факторе говорить приходится очень и очень осторожно. Человек по-прежнему остаётся единственно разумно мыслящим существом планеты. Ему подвластны как возможности, так и ресурсы природы. Стать сопричастной единицей эволюционного процесса гармонизации природы — долг каждого человека. В связи с этим, нужна ли вообще этика эволюционера в школе?

В школьной системе после сокращения должности психолога появилась долгожданная тонкая грань дозволенного понимания между завучем и учеником школы. По-прежнему всё население планеты отдаёт учить детей в школу из рук в руки знающим учителям, которые в своём большинстве женщины. Заместитель директора по учебной работе должен умело лавировать в методике преподавания, занимая форпост помощи в приобретении истинных знаний для всех обучающихся школы, и организовывать просветительскую деятельность большого женского коллектива. При этом не становиться нарочито интеллектуальным, выше всех под эгидой новой программы развития школы.

В руках без сомнения умных учителей сегодня новое молодое поколение, зачастую не примкнувшее ни к одному лидерскому мнению, тем более социально-политическому движению. Так повелось, что многопартийность невольно посеяла в россиянах некую отчуждённость от действительности, что породило явление социальной безответственности. У старшеклассников это явление напрямую коснулось учёбы. Нужно сделать так, чтобы обучение в школе стало первостепенным, учиться приходили в силу необходимости получать знания.

В поставленных двух вопросах фактор личной заинтересованности завуча становится главным. Нерв школы — должностное лицо заместителя директора по учебной или учебно-воспитательной работе. Здесь мы ни в коем случае подразумеваем не авторитетного секретаря школьной документации, а постоянно задействованное, житейски контактирующее лицо с обучающимися всех параллелей старшего, среднего звена. Успевать за учениками, помогать им обучаться — первоочередная задача завуча, человека всегда находящегося в первом звене образовательного процесса.

С вводом ФГОС сам процесс обучения диктует доверительные, человеческие отношения. Но встречаются заместители, которые до сих пор ставят авторитарность во главу всего учебного процесса. Руководителям вида «У меня много своей работы» или «Я загружена работой» не место сегодня в школах, где обучающиеся с начальной скамьи познают правила взаимовыручки, разносторонней групповой деятельности, контроля. Всегда жизнеобеспечивать образовательный процесс школы, вести мониторинговый учёт — вот девиз руководства. И здесь хочется привести в пример талант завуча БОУ «СОШ № 127» г. Омска Любови Ивановны Климашонок: способность отдавать всю себя и быть услышанной учениками, быть воспринятой каждым коллегой, когда приходится говорить о замечаниях с поправками или вносить новые предложения. Главное для Любови Ивановны постепенно накапливать любые изменения, вести системный учёт, пропускать всё через свои руки, быть в центре событий и действовать — эти черты отличают от других эту энергичную женщину, эволюционера по роду своей деятельности.

Современная философия сводится к тому, что мораль в эволюционной теории надперсональна, подобная часть людей имеет свой этический кодекс. Есть пример эволюционера.

Опираясь на [2], выведем основные принципы, по которым можно отличить эволюционера от других людей, не беря во внимание общий род деятельности людей.

  1. Принцип взаимного альтруизма. В нашем случае классы разных возрастов и групп поддерживают друг друга в момент участия в соревнованиях, конкурсах, организаторами которых сами детские коллективы и являются. Или организация работы учителей, когда есть замещения по больничному листу: любой учитель вправе отказать в помощи болеющему учителю. Завуч и здесь умело организовывает работу.
  2. Принцип совокупной приспособленности, направленный на увеличение возможностей каждого. Ежедневное пополнение знаний, умений и навыков обучающихся расширяет личностные возможности каждого. Эта концепция всегда в действии и не требует дополнительных доказательств постпозитивиста ХХ в. Томаса Куна.
  3. Среда пребывания. Гигиенические, психологические, общекультурные правила жизни в школе влияют на формирование моральных принципов и выпол-нение общеэтических норм жизни, выполнение самого устава школы.
  4. И только принцип талантливого, одарённого и эгоистического отслеживается непосредственно самими учителями в рамках программы развития одарённых учеников, тех самых, которые требуют особой заботы к себе.

Пожалуй, все выдвинутые эволюционистские принципы повсеместны в нашем случае, а значит традиционны в рамках деятельностного подхода ФГОС руководства школы.

Останемся верными словам Т.Куна, что «традиция является не тормозом, а необходимым условием быстрого накопления научных знаний». Остаётся только назначать деятельных людей на руководящие посты школы.

1. Аверинцев С.С. Эволюция//Филос. энциклопедич. сл. М., 1989. С. 754.
2. Стёпин В.С., Семигин Г.Ю. Эволюция//Филос. энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. С. 409–410.

Кайкова Инна Викторовна05.02.2016 4380 О начальстве...
Всего комментариев: 0
avatar