РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Что такое одарённость?

Что такое одарённость?
Валентина Васильевна Никулина
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МБОУ «КУСТОВСКАЯ СОШ»


Поддержка талантливых детей и их сопровождения в течение периода становления личности. «Что такое одарённость?»


Что же такое "одаренность" и как она проявляется? Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).

В Америке психомоторные способности — единственная сфера проявления одаренности, избавившаяся от клейма элитарности. Хотя этот критерий исключен из официального списка государственного финансирования, тем не менее, он все же остается одной из наиболее широко признаваемых категорий одаренности. Американцы любят похвастать спортивными достижениями своих отпрысков, в то время как об интеллектуальных способностях не очень распространяются.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

Существует два типа одаренности. Первый тип – это так называемые особо одаренные дети. У них чрезвычайный интерес к познанию, для них оно важнее, чем общение. Таких детей можно определить сразу: то, что они особо одаренные дети, буквально написано у них на лбу.
Второй тип - это обыкновенные дети, которым очень повезло с самого рождения. Им попались хорошие родители, которые воспитывали ребенка, давая ему самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такой ребенок тоже будет одаренным, то есть его способности будут существенно выше средней нормы. Поэтому когда мы говорим, что каждый ребенок одарен, имеется в виду, что многое зависит от воспитания.
В советской школе считалось, что все дети способные, а если учитель не может с ними работать как надо, то это его проблема. Серьезно проблемой одаренности не занимались. Объявлялось, что все дети одаренные, но при этом не создавались необходимые условия для их развития, исключая математические школы. Сейчас проблематика одаренности не просто признается, а всячески высвечивается, но структурно изменилось не так много, как хотелось бы.

С одаренными иметь дело трудно. Они не всегда деликатны, могут иногда демонстрировать, что учитель не тянет, указывать на его ошибки. С такими особо одаренными детьми надо больше работать, так как они задают больше вопросов, а это требует погружения в материал, что сложно обеспечить учителю, особенно если он не хочет, или уже не может развиваться.
Но работа с одаренными детьми должна касаться не только учителей, но и родителей. Многие не понимают, что те 6 лет до того, как ребенок пойдет в школу – самые главные в жизни ребенка. Родители принимают навыки за развитие способностей. Они считают, что, научив читать, добиваются развития, а это на самом деле всего-навсего навык. Развитие способностей – это развитие у ребенка желания и умения думать.
Когда родители отдают ребенка в школу, основа уже должна быть создана. Если мы будем считать, что только школа воспитывает способности, то мы ничего не добьемся, потому что ребенок должен приходить в школу, не боясь трудной, напряженной умственной деятельности.

Психологи и педагоги указывают на то, что, начиная с 3 -4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути неспособного.
Надо сказать, что одаренные дети очень разные: очень живые, даже иногда просто нахальные, и тихони, еле слышно произносящие ответ. Очень обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные, оттаивающие лишь к концу встречи с незнакомым человеком (и то, если этот человек им понравился). Большинство из них проявляют интерес к математике, но многие рано начинают интересоваться биологией, химией, астрономией, физикой и иностранными языками.
Естественно, разные они и внешне: очень маленькие, хрупкие даже для своих дошкольных лет, и крупные, физически развитые, явно обгоняющие своих сверстников не только по умственному, но и по физическому развитию. Однако есть во всех этих очень разных детях нечто общее-это печать одаренности. Одним из важных аспектов одаренности является то, что каждый может быть одарен по-разному. У каждого ребенка своя специфика одаренности. Считается, что основой повышенных способностей является память. Особая, чрезвычайно развитая память и позволяет одаренному ребенку показывать чудеса, она и делает его одаренным. Разумеется, память у одаренного ребенка практически всегда превосходная, но все, же дело не в ней. Оказалось, во-первых, что память большинства самых обыкновенных детей становится просто превосходной, когда они имеют дело с чем-то, что их очень интересует. К примеру, самая ленивая девочка, ничего не помнящая из того, что говорится на уроках, вдруг приобретает замечательную память, когда речь заходит, скажем, о модах Мальчишка-двоечник тоже прекрасно разбирается в устройстве двигателя машины. Всем хорошо известно, что память - одна из наиболее тренируемых психических функций. Одаренные дети с большим увлечением занимаются умственной деятельностью и охотно и много запоминают. Как видим, различия в памяти между одаренными и обыкновенными детьми есть но, дело не в памяти.
Главное, что объединяет всех, одарённых или талантливых детей и что резко отличает их от обыкновенных детей - так называемая умственная активность. Это - главная потребность одаренного ребенка, независимо от возраста, темперамента, характера, интересов, пола, здоровья ,т.е. стремление к познанию - самая яркая характеристика любого одаренного ребенка.
Именно умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии- это деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями. Иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет. От длительных и безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий будет что угодно - пятерки, похвалы, даже, если хотите, знания, не будет только главного - способностей. Из этого обстоятельства вытекают следствия, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны умственной деятельности ребенка.
Следствие первое. Если способности развиваются только в любимой деятельности, то сами по себе длительные занятия, проводимые без желания ребенка, любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей, либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней. Не случайно В. А. Сухомлинский, придававший такое значение именно развитию способностей, вообще запретил у себя в школе, проведение каких бы то ни было дополнительных занятий (исключая случаи болезни ученика).

Следствие второе. Отметки, особенно в начальных классах, сами по себе никак способности не характеризуют. Старательная девочка, прилежно выполняющая уроки, получающая в первом, третьем или пятом классе сплошные пятерки, останется неспособной, потому что никакого удовольствия от чтения и решения задач не испытывает, а хорошо учится лишь из прилежания. А мальчишка-двоечник, которого не усадишь за уроки, тем не менее, станет вполне способным школьником, потому, что обожает чтение, сидит со сложным конструктором, решает головоломные шахматные задачи - и в этой деятельности счастливо развивает свои способности. А к старшим классам, где роль способностей в учении становится больше, многие девочки - тихие отличницы - становятся средними ученицами.
Следствие третье. Начинать учение ребенка надо с радости познания, только на этом фоне можно развить способности. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения или самопринуждения надо вводить в учение. Но начало, когда организованная умственная деятельность, только начинается, должно обязательно быть приятным, радостным для ребенка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить. Развитие познавательного интереса к английскому языку осуществляется посредством участия в олимпиадах и конкурсах разного уровня, что способствует выявлению способностей (одарённости) к иностранным языкам.
• Грамота учащихся 7 класса за II место в районном конкурсе творческих работ на английском языке «Притягивает душу,как магнитом ,Строителя прекрасная земля…) Ушакова Д, Чепурной В приказ от 21 января 2009г №28
• Участие в районном конкурсе «Первоцветы» (номинация «Презентация ученика»)-Моргунова М.,ученица 8-го класса (III место 2010г)
• Участие в районном учебно-методическом семинаре на базе Томаровской СОШ №1. Участники учащиеся 7 класса( грамота за участие)
• Районные призёры олимпиады по английскому яхыку-2007,2009г.
• Областная ученическая конференция «культура и быт Белгородчины в период Великой Отечественной войны», посвящённой 65-летию Победы- Сычёва Д, ученица 8-го класса (апрель 2010)
• Областной конкурс исследовательских работ научного кружка «Scientific Curiosity-Научное любопытство» на английском отделении факультета романо-германской филологии БелГУ-Ушакова Диана, ученица 8 класса (апрель2009)
• Фестиваль педагогических идей- номинация «Портфолио ученика» 2009-2010 г ( Чепурной В.диплом участника)
• Центр творческих инициатив "Snail”. Всероссийская On- line олимпиада по английскому языку- Моргунова М, ученица 9-го кл,.(октябрь 2010)
• Центр творческих инициатив "Snail”. Всероссийский дистанционный конкурс "English fairy-tales”- Ушакова Д, ученица 9-го класса (ноябрь 2010)
• VII Всероссийский дистанционный конкурс "A Letter to Santa Claus-Банникова А, ученица 6-го класса (декабрь 2010)
• Познание и творчество. Всероссийский дистанционный конкурс «Эрудит»-Банникова А, ученица 6-го класса (февраль 2011)
• Международный конкурс сочинений на английском языке City & Guilds- Моргунова М, Ушакова Д (9 класс, март 2011)
Таким образом, дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа (она ведь всем дала столько, что всего и использовать нельзя), сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя. Все зависит от любви к умственной деятельности или, точнее, от познавательной потребности. Чем ярче она проявляется в ребенке, тем больше вероятность высоких способностей.

Литература
1. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. - 2003. - №8.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.; - 2-е изд. переработ. и доп. - Издательский центр «Академия», 2000.
4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
Никулина Валентина Васильевна08.02.2012 42821 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо за интересный материал.
avatar