РАЗРАБОТКИ

Другие модули


План-конспект урока по рассказу В.П. Катаева "На даче".

План-конспект урока по рассказу В.П. Катаева "На даче".
МОУ Серноводской СОШ
Самарской области
Автор: Полатовская С.Ю.


Модельный урок с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по рассказу В.П. Катаева «На даче».
 

Модель урока
I. Стадия «Вызов».
II. Стадия «Осмысление».
III. Стадия «Размышление» (рефлексия).
Цель урока
  1. Отработать с учащимися приемы новой технологии, способствующие развитию критического мышления (умение соотносить читательские ожидания с развитием сюжета, проведение дискуссии «Совместный поиск », «Перекрестной дискуссии»).
  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме уязвимости тех, кто не участвует в вооруженном конфликте, познакомить с понятием «гражданское население».
  3. Расширить представление учащихся о контрасте как способе организации художественного текста.
Оформление урока (на доске)
  • Запись темы.
  • Портрет писателя.
  • Рисунки к теме «На даче» (без предварительного знания содержания рассказа).
  • Эпиграф: «…Не бывает совсем не пострадавших от войны»

Термины:
  • Рассказ
  • Контраст
  • между названием и проблемой
  • между поведением героев и ситуацией
  • между 2мя эпизодами
  • между описаниями пейзажа и событиями
  • Средства выразительности речи, фигуры речи:
  • Эпитеты.
  • Метафоры, олицетворение.
  • Сравнения.
  • Повторы.
  • Глаголы действия.
  • Эмоцианально-окрашенная, экспрессивная лексика.
Ход урока.

1. Вступительное слово учителя, запись темы. В.П. Катаев «На даче».
2. Сообщение о писателе.
3. Стадия «Вызов».


  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «дача»? (отдых, тишина, красивая природа)
  • Что можно изобразить на иллюстрации к рассказу с названием «На даче»?
  • Рассмотрим иллюстрацию (комментирует учащаяся, выполнившая работу дома).
Письменное задание.
За 5мин составьте небольшой рассказ по ключевым словам: подмосковская дача, окрестности, сад, звуки, небо, жужжание, родители, дети, игра.

Но сначала вспомним, что такое рассказ, и как он строится.
  • Что лежит в основе рассказа? (действие, событие)
  • Может ли быть в рассказе описание чего-либо? (да, небольшое)
  • Какой рассказ интереснее слушать? (если события происходят быстро)
Вывод. В рассказе нужно написать о том, что произошло на даче.

Чтение нескольких рассказов учащихся.
4. Стадия «Осмысление».

Работа с текстом.
  • Прочитаем небольшой фрагмент рассказа и сравним с нашими предположениями.
  • Что мы узнали?
- Оправдались ли наши предположения? (нет)
- О чем пойдет речь дальше? (о войне)
- Какое ключевое слово я вам не назвала? (воздушная тревога)
- Что нужно обязательно учитывать при составлении рассказа? (историческое время)
Вывод. В рассказе пойдет речь о войне.

Сравним название рассказа и его тему.
- Отражает ли название рассказа его тему? (нет, оно ей противоположно).

Знакомство с термином «контраст» (сообщение учащегося).

Найдите в прочитанном фрагменте пример еще какого-либо контраста. (Между сонными соснами и сиреной)

Внесем коррективы в наши предположения.
  • Что может произойти дальше? Как будут вести себя герои?
Дискуссия «Совместный поиск»

Чтение следующего фрагмента.

Обсуждение.
- Что совпало с нашими ожиданиями?
- Что показалось вам неожиданным, удивительным в поведении героев во время опасности? (игра)
- Какой прием использует здесь автор? (контраст)
Дискуссия «перекрестная».

- Давайте, обсудим вопрос о том, нужно ли детей ограждать от ужасов войны?

Задание по группам:
  • 1 гр.- доказать, что нужно защищать детей.
  • 2 гр. - доказать обратное, т.е. опровергнуть утверждение. 3 гр. - сделать вывод о том, кто прав.
Обобщение учителя.

Чтение текста Обсуждение.
– Что узнали нового?
- Как развивались события?
- Как вы думаете, можно ли этот эпизод назвать кульминацией? (Нет. С героями ничего страшного не произошло.)
- Почему так подробно описывается бой?
- Какой контраст можно увидеть здесь? (зенитки стреляют – ребенок спит)
- Какие ключевые слова, отражающие военную тематику, встретились в тексте? (Зенитки, разрывы, бой, истребители, шрапнель, бомбардировщики, трассирующие пули)
Чтение следующего отрывка. Обсуждение.
  • Что вам кажется удивительным в словах девочки? (Знает разницу между фугасами и зенитками.)
  • Есть ли контраст в описании природы. (Да, равнодушное небо и срезанные осколками снарядов ветки противопоставлены друг другу.)
  • Как выглядит девочка на фоне разрушений? (Беззащитной).
  • Какую роль играет здесь описание пострадавшей природы?
Чтение следующего эпизода. Обсуждение.
  • Какие события можно назвать кульминацией? Какова развязка рассказа?
  • Как можно доказать текстом, что девочка пережила сильный, незабываемый страх? (Волосы у отца зашевелились на голове)
4. Стадия « Размышление». (Рефлексия)

- Вспомним наши предположения. (Мы ожидали физических страданий, а узнали о психологических страданиях.)

Вывод:

Война может приносить не только физические, но и нравственные страдания.
(В этом заключается идея рассказа.)

- Кто является самым уязвимым на войне?
(Мирные жители – «гражданское население». А среди них - дети.)

- Чтение высказываний и стихотворений на тему: « Дети и война» .
5. Исследовательское «задание»:
- Где еще в тексте встречается контраст?
- Какова роль контраста в произведении?

Вывод:

Контраст является не только одним из приемов, но и способом организации всего текста.
Роль контраста - подчеркнуть беззащитность людей.

- С помощью каких средств выразительности речи передается общая атмосфера в рассказе?
(эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, повторы, глаголы действия, эмоционально – окрашенная лексика)

6.Сообщение об эмоционально – окрашенной лексике.

7. Творческое задание (по группам):

- Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств речи и стилистических фигур. Объясните их роль в тексте.

8 Бинарный вопрос. (Да. Нет.)

- Забудут ли дети испытанный ужас?

9. Вывод урока:

Не бывает совсем не пострадавших от войны.

10. Д/з .
1. Ответить письменно на вопросы (стр. 20-по вариантам.)
2. Выучить определение « контраста».

Катаев Валентин Петрович (1897 - 1986)

Катаев Валентин Петрович (1897 - 1986), прозаик. Родился 16 января (29 н.с.) в Одессе в семье учителя.

Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале "Весь мир". С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917.

Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агит-плакатов, частушки, лозунги, листовки. В 1921 был послан для налаживания аналогичной работы в Харьков.

В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах "Гудок", "Труд", "Рабочая газета", не оставляя работы над художественной прозой. В 1925 опубликовал повесть "Растратчики", замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию "Квадратура круга", тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра.

В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику "Время, вперед!", ставшую важной вехой в его творчестве.

В 1936 публикует роман "Белеет парус одинокий"; много работает для "Правды": пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть "Я сын трудового народа". Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом "Правды" и "Красной звезды", где печатались его очерки с фронта. В этот период были написаны рассказы "Третий танк", "Флаг", повести "Жена", "Сын полка", пьесы "Отчий дом", "Синий платочек".

В 1949 вышел роман "За власть Советов". В 1955 был создан журнал "Юность", главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман "Хуторок в степи".

В 1960-е написаны "Трава забвения", "Святой колодец", "Кубик". В 1978 - "Алмазный мой венец", в 1980 - "Уже написан Вертер". Умер В.Катаев в 1986 в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

http://www.vsekratko.ru/biography/kataev/


НА ДАЧЕ

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная

тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали. Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика.

Мы завернули их в одеяла и спустились вниз по лестнице, освещенной синей лампочкой. Мы спускались торопливо, но осторожно. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребенка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня глазками, свежо и весело блеснувшими при свете синей лампочки. Он ничего не понимал. Он думал, что я с ним играю в его любимую игру - "в маленьких". Эта игра

заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным.

Он спрашивал:

- Папа, я маленький, да?

Я отвечал:

- Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску.

Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец.

Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть.

Он сказал, хватая меня руками за щеки:

- Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску?

- Да, да, - поспешно сказал я, прислушиваясь к отдаленным взрывам.

Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет. Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями.

Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы. На безумной высоте шел воздушный бой. И среди стремительного жужжания ночных

истребителей, среди хлопанья шрапнелей, среди фейерверка трассирующих пуль ухо напряженно ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве, - осторожный рокот, похожий на полосканье горла. Мальчик, видя, что с ним не играют, заснул. В течение нескольких часов, пока продолжалась воздушная тревога, девочка смотрела немигающими глазами то на меня, то на мать. Потом заснула и она.

А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов.

Равнодушное небо - синее, с белыми круглыми облаками - плыло над лесом, отсыпающимся после ночного потрясения. Тогда я увидел свою девочку. Она шла по дорожке, по сбитым веткам и по зубчатым осколкам, бережно неся в руках большую обезьяну, тщательно одетую в пальто и валенки Павлика, о головой, закутанной в нянькин платок. Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном. Она нежно говорила вполголоса, нежно укачивала сына:

- Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки...

Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов.

Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове.

Я выскочил в окно и бросился к ней. В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет.

Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая:

- Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся!

Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом.

Наконец она сказала:

- Я уже не боюсь, папочка. Я думала, что это едет война, - а это наш -четырехмоторный "СССР".

1941

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KATAEV_Valentin_Petrovich/_Kataev_V.P..html
Полатовская С.Ю.01.08.2012 82191 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо
avatar