РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Взаимодействие участников образовательного процесса в период безотметочного обучения

Взаимодействие участников образовательного процесса в период безотметочного обучения
Взаимодействие участников образовательного процесса в период безотметочного обучения
(выступление на районном МО учителей начальных классов 31октября 2012г)

Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Одно из направлений программы по совершенствованию содержания и структуры образования – поиск путей к безотметочному обучению в начальной школе. Возможно ли оно, если и дети, и родители «хотят отметок»? По мнению большинства учителей начальной школы, все дети с радостью идут в первый класс. Но по целому ряду причин (способности, здоровье, уровень подготовки, психологические особенности ребенка) они по-разному усваивают учебный материал и, соответственно, имеют разный уровень успеваемости.

Поэтому, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Показателен в этом плане и социальный портрет оценки, выраженной в баллах, т.е. отметки:
  • торжествующая пятерка;
  • обнадеживающая четверка;
  • равнодушная тройка;
  • угнетающая двойка.
Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности.
Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого учащегося; учителю приходится лавировать между фиксацией результатов ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного ребенка по сравнению с ним самим.
Система оценивания является малоинформативной. Учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий – над, чем надо еще поработать, что улучшить.

Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей.
Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие – к ухудшению физического здоровья школьников.

Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах:
  • выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
  • ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);
  • задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер.
Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.
Возникает противоречие между существующей системой оценивания школьников и требованиями к современной начальной школе в широком смысле слова. Отмена отметок по пятибалльной системе вытекает из задач, поставленных Концепцией модернизации российского образования, предполагающей разработку новой модели начальной школы. Ее главной чертой становится переход от получения знаний в готовом виде к их «добыванию» самими учащимися. Поэтому отметка в баллах непригодна для младших школьников, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка, а не отметка должна отражать процесс продвижения и успешность ребенка, а не уровень, достигнутый им на данный момент времени.

Переход на безотметочное обучение затрагивает очень важные проблемы и ставит новые задачи перед школой и семьей, такие как:
  • профессиональный рост учителя;
  • формирование иного взгляда родителей на оценку и успехи своих детей.
Многое уже сделано для перехода на безотметочное обучение, а именно:
  • давно существуют задекларированные идеи о переходе на безотметочное обучение;
  • создана нормативно-правовая база безотметочного обучения;
  • разработаны технологии оценки учебных достижений школьников.
Как известно, учебная деятельность – ведущая в начальной школе. Это значит, что если она не начнет формироваться в этот период, то потом может не появиться вовсе. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование основной структуры учебной деятельности. Это время по построению формы учебной деятельности, фундамента потребностей и способностей к самоизменению младших школьников.

Выделяется 5 комплексных умений самоконтроля и самооценки в условиях безотметочной системы обучения:
  1. Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.
  2. Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности.
  3. Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
  4. Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию.
  5. Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.
Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. Именно с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».

Учителями прорабатываются ключевые вопросы безотметочного обучения:
  • что оценивать;
  • как оценивать;
  • что учитывать в процессе оценивания.
Возможность для самооценивания мы предоставляем детям уже с первых дней обучения.
  • «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
  • «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
  • «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» " Мне нравится, как ты стараешься", "Отлично! Ты пишешь лучше меня"! "Хорошо, спасибо, тебя было интересно слушать". "Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так,…". "Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!".

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».

Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования..
Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. Примерно к концу I четверти в классе намечается тенденция к более адекватному детскому самооцениванию.

Существует еще один способ оценивания деятельности и личности младшего школьника. Это «хорошие слова» или комплименты. Этот прием хорошо известен учителям начальной школы и широко ими используется. Комплимент нормирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При этом похвала учителя должна быть заслуженной и пропорциональна достижению ребенка.

На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-ом классе, приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы обучения.
Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.

Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д..

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос , поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки.

Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка. Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.


При коллективной форме оценивания необходимо помочь детям увидеть успехи товарища (хорошо считает, выразительно читает, аккуратно пишет и т.д.) и, конечно, высказать пожелания и замечания (советуем выучить таблицу и завтра ее рассказать) и т.п. Коллективную оценку мы чаще всего применяем при оценивании конкурсов рисунков, поделок, образцов тетрадей, а учитель должен следить за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в этом обсуждении.

Важным результатом обучения без отметок, на содержательно-оценочной основе становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе, уважать свои собственные и чужие достижения, у детей развивается опыт активных форм взаимопомощи, взаимоподдержки. Развивать у детей эти чувства легче всего на уроках труда. Ведь порой учителю очень трудно успеть помочь каждому, кто уже справился с заданием. Дети понимают друг друга быстрее. Постепенно от этого вида взаимопомощи мы перешли к взаимопроверке на уроках русского языка и математики: если ты не уверен в результате, сверься с ребятами или с учителем – ведь мы хотим научиться.

При безотметочном обучении очень важно научить детей способам самооценки. Надо учить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления, в процессе этой работы могут быть использованы различные формы самооценки:
Обсуждение ребенком вслух собственной работы (он говорит, что у него получилось хорошо, особенно хорошо, а где он допустил ошибку, на что нужно обратить внимание).
Важно по итогам урока оценить как можно больше учащихся: одних – за активную работу, других за точность и правильность ответов, третьих – за аккуратность выполнения задания, четвёртых – за то, что внимательно слушали на уроке. А есть и такие ученики, которых нужно поблагодарить и за то, что не мешали слушать другим, что, несомненно, способствует созданию в процессе развития ситуации успеха.

Главная проблема отметочного обучения состоит в том, что при этой системе учитель делает акцент на недостатках, тогда как при безотметочной системе на первый план выходят успехи ученика. Отметочная система не позволяет ученику (т.е. тому, кто еще чего-то не знает и не умеет) чувствовать себя успешным, т.к. ориентирует его на некий идеальный результат, который для ребенка не всегда является достижимым.
Одна из целей безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. По мнению отечественных психологов, это позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.

Вторая важная цель безотметочного обучения – сформировать и развить оценочную деятельность у детей, делая педагогический процесс гуманным и направленным на личность ребенка. Это становиться и условием, и результатом сотрудничества между учителем и детьми, закрепляет взаимопонимание и взаимодействие.
Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Имамбаева Галина Васильевна07.11.2012 39220 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar