РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок литературы в 11 классе на тему: «Повесть «Старик и море» Э. Хемингуэя. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути»

Оборудование: рисунки учащихся по теме, компьютерное обеспечение.
Цели урока: проанализировать содержание повести Э.Хемингуэя «Старик и море», выявить его основную идею, сопоставить повесть «Старик и море» с другими произведениями в аспекте взаимоотношений человек и природы.

Ход урока: 

1. Организационный момент. Сообщение учащимся о цели урока.
2. Зачитать и прокомментировать эпиграф к уроку: «Человека можно уничтожить, но нельзя победить» Э.Хемингуэй.
3. Краткое сообщение ученика об авторе эпиграфа.
4. Слово учителя по теме.

Всем нам известно бесспорное утверждение о том, что человек – часть природы. Писатели, художники, поэты, скульпторы, архитекторы, ученые восхищаются ее совершенством, находят в ней источник вдохновения.
По тому, способен ли человек чувствовать красоту природы и понимать ее язык можно судить о его нравственном развитии. А высоконравственный человек всегда соизмерял свой жизненный путь с ритмами и законами жизни мира природы, видел ее одушевленной, мудрой.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык …
Ф.И. Тютчев.

Отношение к природе – мерило духовного развития человека. 

Свобода морской стихии, единоборство с ней человека – одна из тем, привлекавших многих писателей и поэтов (Пушкина, Лермонтова, Байрона, Гете). Единоборство с морем – час истины для человека; оно же в центре повести-притчи Э. Хемингуэя. Жанр притчи предполагает глубокое нравственное, философское содержание произведения. Давайте постараемся раскрыть его. 

5. Беседа по содержанию повести.
  • Как вы думаете, кто главный герой повести «Старик и море» ? 
  • Каким вы представляете себе старика ? 
  • Что он рассказывает о себе ? 
  • Какова роль снов старика в повести ? 
  • Расскажите о мальчике, его ученике ? 
  • Как старик относится к морю и как его называет ? Почему ? 
  • Старик «любил поразмыслить обо всем, что его окружало».Что он думает о морских обитателях, человеке и его предназначении? 
  • Какими показаны в повести рыбаки, труженики моря и туристы ? 
  • Каким вы увидели море в повести ? Расскажите о нем. 
6. Просмотр отрывков из анимационного фильма А. Петрова «Старик и море». 

7. Краткая справка об авторе фильма. 

8. Беседа по содержанию фильма.
  • Вы посмотрели анимационный фильм А. Петрова «Старик и море». Каковы Ваши впечатления ? 
  • Можно ли этот фильм считать самостоятельным произведением или это только иллюстрация к повести Хемингуэя ? 
  • Какие эпизоды из повести поставлены в центр изображения авторами мультфильма ? Почему ? 
  • Вы прочитали повесть «Старик и море», посмотрели ее экранизацию, сделайте вывод: побежден ли старик в этих произведениях ? Что он сам говорит об этом ? 
9. Проверка домашнего задания. Учащиеся зачитывают сочинения – миниатюры по темам:

«Море – стихия свободы»
«Каким я вижу предназначение человека на земле ? 

10. Представление творческих работ учащихся по теме урока (копилка творческих работ учащихся по литературе). 

11. Подведение итогов урока. Ученики делают вывод о том, что они узнали нового, достигнуты ли цели урока. 

12. Комментированное выставление оценок.

13. Домашнее задание.
 

14. Заключительное слово учителя. Авторское стихотворение учителя «Пожелание». 

Пожелание.

Если по морю жизни суровому
Ты отправишься в дальний путь,
То в странствиях и приключениях
Ты о главном не забудь:

Ты достигнешь цели заветной
И корабль свой сохранишь
Только если в свою команду
Самых верных друзей включишь,

Капитаном пусть будет Совесть,
А помощником Веру назначь.
У штурвала поставь ты Упорство –
Так ты выдержишь шторм неудач.

Доброта, Милосердие, Щедрость
Пусть в команду твою войдут.
Творческий труд, созидание
Силы всегда дадут.

Погружайся в глубины познания,
Прокладывай твердо свой путь !
Нет покоя в стихии стремительной,
Не ленись, не мечтай отдохнуть.

Красота, совершенство жизни
Стать доступными смогут тогда,
Когда с достоинством выдержишь
Потери и тяжесть труда.

Будь собою всегда путешественник!
И тогда, проживя свой век,
Ты заслужишь у Проведения
Имя гордое – Человек!
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены