РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эффективное использование документ-камеры на уроках в школе

Эффективное использование документ-камеры на уроках в школе

В настоящее время в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из них является документ-камера, всё больше становящаяся незаменимым помощником современных учебных и факультативных процессов.

Однако, к сожалению, мало кто из учителей использует все возможности этого инструмента, ограничиваясь лишь несколькими функциями. Центр Школьной Комплектации, на основании своего многолетнего опыта внедрения информационных технологий и интерактивного оборудования в образовательные процессы, имел возможность неоднократно убедиться в эффективности документ-камер в предметных областях и внеклассной деятельности.

Всё вышеизложенное и явилось причиной, побудившей нас инициировать I Всероссийский конкурс «Наиболее эффективное использование документ-камер в современных образовательных процессах». Мы посчитали своей миссией дать возможность учителям обратить более пристальное внимание на этот замечательный инструмент, который способен превратить любой урок в творческий созидательный процесс, дающий возможность придерживаться принципа интерактивности, наглядности, универсальности и уникальным образом поддерживать двусторонний диалог учителя и ученика.

Во время проведения конкурса мы получили интересные практические работы не только отдельных преподавателей, но и целых творческих коллективов. На основании этого, а так же многочисленных отзывов учителей, можно без преувеличения сказать, что документ-камера актуальна и востребована не только в образовательной, но и административно-хозяйственной деятельности школы. Конкурс выявил и наиболее интересные направления практического применения этого современного образовательного инструмента: демонстрация в реальном времени мелких или существующих в единственном экземпляре объектов с возможностью произвольного масштабирования, изменения положения и наблюдений (в том числе, длительных). Кусок каменной породы, страница книги / газеты, муравей / бабочка, фотография / иллюстрация / график, захватывающая демонстрация в динамике физических опытов и химических процессов, препарированные объекты в биологии и анатомии, визуализация уникальных текстов и гравюр – с помощью документ-камеры всё это, как никогда, становится максимально доступным, наглядным, повышает интерес учеников к рассматриваемой теме и способствует прогрессирующему качеству современных уроков.

С наиболее интересными практическими работами, которые стали победителями конкурса, нам хотелось бы Вас познакомить. Сразу хочется отметить, что все конкурсные работы оказались необычайно интересны, познавательны, сопряжены с практическим применением и наглядно показали насколько творчески подходят современные учителя к процессу обучения и в игровой занимательной форме вовлекают учеников в образовательный процесс.

1 место: Волкова Ольга Алексеевна

Преподаватель начальных классов МБОУ Гимназии № 17 г. Королев МО

«Документ-камера – средство развития творческих способностей учащихся: Опыт использования документ-камеры при осуществлении творческого проекта «Наш мультфильм» учащимися 2-д класса»

I. Актуальность использования документ-камеры при обучении младших школьников.

Формирование творческой личности - одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Документ-камера существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности. Часто готовая наглядность, готовые задания на закрепление и контроль знаний, наработанные учителями и методистами за прошлые годы педагогической деятельности не соответствуют требованиям ФГОС. Тогда на выручку учителю приходят средства наглядности созданные им самим. Так учитель реализует свой творческий потенциал и получает возможность создавать средства, с помощью которых учебный материал будет объясняться более доходчиво, закрепление знаний будет более надёжным и контроль знаний учащихся станет более точным. На данном этапе использования компьютерных технологий в обучении, документ-камера является новым, но уже незаменимым помощником в работе учителя.

При использовании инновационного оборудования, в частности документ-камеры, наглядность изучаемого материала значительно возрастает. Все иллюстрации, учебные объекты, динамические пособия, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран. Интерес и внимание к изучаемым объектам и процессам, если они проецируются на экран, у школьников, обучающихся в начальном звене, на порядок выше, нежели, при демонстрации тех же материалов в натуральном виде. Понимание учебных тем детьми, при использовании средств наглядности созданных при помощи документ-камеры, растёт по той причине, что у учителя появляется возможность более наглядно показать ребятам все причинно-следственные связи в теме, обратить внимание учеников на особо важные моменты изучаемого. Запоминаемость сложного материала, терминов, правил значительно возрастает, т. к. при использовании на уроках заметной и яркой наглядности на экране, в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании учащихся младшего школьного возраста легко создаются чёткие зрительные образы, облегчающие запоминание изучаемого материала.

II. Из опыта работы с документ-камерой на уроках русского языка в начальных классах учителя МБОУ Гимназии № 17 г. Королёва МО Волковой О.А.

Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использовала возможности документ-камеры практически на всех уроках. Особенно часто мы работаем с ней на уроках русского языка. Иногда на уроке возникает необходимость динамического моделирования ( когда изучается состав слова, предложения и т.п.). Я предлагаю детям выйти к документ-камере и начать манипулировать приготовленными карточками. Деятельность каждого ученика становится наглядной, связывается с нестандартной двигательной активностью, что вызывает положительный настрой у учащихся.

В первом и во втором классах очень актуальным является вопрос о правильном ведении тетрадей, работа над каллиграфией тоже не завершена. Предлагая детям образец аккуратно выполненной работы (из числа работ хорошо успевающих учащихся), можно дать детям возможность оценить положительный пример деятельности их одноклассников, сформировать адекватную самооценку работы на уроке.

Документ-камера помогает детям по показу учителя сориентироваться в задании учебника, позволяет вывести на экран любой рукописный текст, образец прописных букв и другой рукотворный материал, демонстрация которого требуется на уроке.
Динамические возможности документ-камеры позволяют демонстрировать прописывание букв, проверку и другие виды работы в онлайн-режиме.

Я уверена, что любой учитель найдёт множество способов использования документ-камеры как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Этот прибор достаточно лёгок в использовании (во многих случаях уже первоклассники работают с ним без помощи учителя).

Думаю, так же большим преимуществом является возможность при наличии документ-камеры использовать ранее наработанный учителем материал (к примеру, диапозитивы или карточки с дополнительными заданиями).
Я с удовольствием продолжу работу с документ-камерой и далее. Несомненно, что использование этого прибора является актуальным как в первом, так и во всех последующих классах начальной школы, а так же при работе с учащимися среднего и старшего звена. Возможности, доступные при использовании документ-камеры позволяют учителю реализовывать в более полном объёме требования ФГОС.

Главное преимущество документ-камеры – это возможность демонстрации мелких объектов большому количеству зрителей одновременно.

Использование документ-камеры на уроке может принимать самые разнообразные формы.

Основные направления использования:

  • Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке.
  • Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы.
  • Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке.
  • Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.
На уроках демонстрация материалов через документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение, эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования.

При проведении внеурочных занятий с младшими школьниками использование документ-камеры может принимать самые разнообразные формы: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов. Таким образом документ-камера также может служить средством развития творческих способностей учащихся.

III. Использование документ-камеры при осуществлении творческого проекта «Наш мультфильм» учащимися 2-д класса МБОУ Гимназии № 17 г. Королёва МО , учитель – Волкова О.А.

При осуществлении проекта «Наш мультфильм» перед учителем встала задача выбора техники, с помощью которой можно осуществить задуманное. При создании мультфильма планировалось два вида изобразительной деятельности: пластилиновое наращивание и рисование в графическом редакторе «Gimp». Первая часть мультфильма была выполнена при помощи документ-камеры. На статической площадке с разнообразными видами подсветки было очень удобно располагать фон и изобразительные материалы. Постепенное наращивание пластилинового рисунка фиксировалось средствами документ-камеры. В результате такой деятельности было получено 92 базовых кадра. В результате обработки и подрисовки в графической программе был сформирован пакет из 310 кадров. Кадры были обработаны и отредактированы в программах «I Can Animate 2» и "Киностудия Windows Live".
В результате нашей работы был создан мультфильм «Может быть…». Размером 4,45 МБ, на 1 минуту 11 секунд. За время работы дети получили большое удовольствие от творческой деятельности, извлекли полезный опыт по работе с документ-камерой и различными компьютерными программами. Особенно интересно было для них создание базовых кадров с пластилиновым рисунком. Таким образом документ-камера оказалась в этом проекте неоценимым помощником и заставила с новой стороны посмотреть на способы использования данного вида техники на уроках и внеурочных занятиях.


2 место: Алексаненкова Марина Вениаминовна

Гимназия № 1527 г. Москва

"Комплексное применение документ-камеры в образовательном учреждении"

Появление новой техники в образовательном учреждении всегда ассоциируется со сказкой со счастливым концом.

Жила была учительница - умница и затейница. И вот однажды пошла она на форум "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА " и попала волшебный мир техники и идей. Приглядела учительница всемогущую вещицу и решила попросить ее у главного правителя своего. Отказано ей было в излишестве, ой как она просила и умоляла, так ничего и не вышло... Долго ли коротко ли сказка сказывается, время шло, учительница все не переставала мечтать … и вот в кабинете появилась современная (по тем временам) документ-камера. Сказка на этом не закончилась, а только началась...

Сегодня трудно представить себе деятельность учителя без компьютера, проектора - в этот ряд давно встала и документ-камера. Начинать всегда не просто, но и очень интересно. Ученики, с которыми мы начинали работать с документ-камерой давно закончили школу, но приходя в гости, увидят ее и радуются как в первый раз, удивляясь ее "вечности”.

Начинали апробировать оборудование с самых простых приемов, имитирующих работу с оверхед-проектора (кодоскопа), накладывая одну прозрачную пленку на другую, создавая поэтапно записи, изображения, решения задачи. Очень радовались, что теперь можно использовать в качестве объекта обычную книгу с иллюстрациями и текстом, настроив степень приближенности объекта, начинали делать подписи, зачеркивали, дорисовывали - все это было возможным, потому что документ камера была соединена с проектором, и проецирование осуществлялось на белую маркерную доску. Много эмоций вызывал прием, когда ученик первый сделавший работу в тетради проецировал свое решение через документ-камеру, и объяснял, показывая на проекцию задания. А если находились ошибки, то вносили исправления у всех на виду разноцветными маркерами.

Не во всех классах есть интерактивные доски и во многом документ-камера заменяет ее инструментарий. Элемент "шторка” воплощается с помощью простого листа бумаги, которым перекрываем часть изображения выводимого на экран. Передвижение объектов еще одна легко воплощаемая к реализации технология. "Составь пары”, "разбей на группы”, "составь слово, предложение, вопрос” (практикуют учителя иностранного языка): множество объектов перемещаем и группируем их согласно заданию, примечательно, что под прицелом документ-камеры могут оказаться наравне с двухмерными объектами (текст, изображение) и трехмерные (реальные объекты). В качестве группирующих основ может быть цветной лист бумаги, веревочка или ленточка. Вырезав из цветной прозрачной пленки несколько разных по диаметру кругов, приспособились быстро строить диаграммы Эйлера-Вена. Быстрее идет процесс построения алгоритмов от простых текстовых до блок-схем, когда набор заготовок под рукой и остается прорисовать связи, написать недостающие элементы.

Демонстрации с помощью документ-камеры во время игровых видов деятельности давно уже прижились в образовательном учреждении: собрать интеллектуальное лото, решить кроссворд, выбрать правильный ответ в викторине с закрытым типом вопроса... - все это позволяет быстро сделать решение открытым и привлечь учащихся к самопроверке. При организации групповой работы всегда жалеешь, что нет возможности дать документ-камеру каждой группе, поэтому приходится выполнять задание в коробочке и аккуратно переносить его к документ камере для общего обсуждения.

Однажды к нам пришли студенты на практику и оказалось, что выполнять геометрические построения проще, не стоя спиной у доски, а смотря одним глазом на учащихся, а другим на поверхность под документ-камерой. Не всем дается с легкостью орудовать циркулем для доски и такими же огромными угольниками, да еще и делать все быстро и аккуратно. В тот момент думали о комфорте со стороны студентов-практикантов, а оказалось, что учащимся так проще понять, как правильно держать инструменты при построении объектов, когда учитель использует аналогичные с ними инструменты документ-камера здесь хороший помощник.

Существенно позволяет сократить время на уроке заготовки сеток для построения чертежей, и другие шаблонные объекты. Типичный пример математиков: один лист с декартовой системой координат, плюс набор прозрачных пленок с графиками часто применяемых функций (многие остались от предыдущего поколения проецирующего оборудования). А дальше путем комбинации и перемещении заготовок построить график уравнения. Чертеж получается наглядным, красивым. Учащиеся сами любят выполнять подобный вид работы, а скомбинировав чертеж, остается решить непосредственно поставленную задачу: определить области пересечений, посчитать площадь и т.п.

Незаменимым помощником документ-камера становится при воспроизведении "живых опытов” особенно на предметах естественного цикла. Просто делаем опыт в поле видимости камеры и периодически сохраняем промежуточные результаты для подробного описания демонстрации или составления инструкционной карты.

Частенько учителя, предлагая учащимся выполнить работу, ограничивают время ее выполнения. Для фиксации времени можно использовать разные приемы, самые простые это положить перед собой часы и сообщать детям об остатке времени. Но эффективнее работает отчет времени на песочных часах, а если их еще поставить в зону документ-камеры и проецировать на большой экран, чтобы всем было хорошо видно остаток времени.

Что мы только с детьми еще не подсовывали под зоркий глаз. Принесли дети с прогулки жучка: "как вы думаете, а по какой траектории он будет двигаться?” В прозрачной коробке бегает жучок, а ученик на доске выводит линии за ним. Оказывается, совсем не хаотично передвигался наш объект! И в этом не хитром эксперименте помогла нам документ-камера.

В рамках учебного курса дети смотрят фильм, как сначала распускается цветок, а потом увязает и все это происходит за несколько секунд. Создать подобное видео не сложно, но требует терпения и аккуратности при съемке объекта. Выращивая растение из горошины, делали фотографии документ камерой два раза в день (утром и днем), а когда собрали видеоряд, оказалось, что растение не только растет, но и "кивает головой” солнышку. Вряд ли это открытие сделали бы дети, если просто наблюдали за растением и записывали. Стационарно установленная документ-камера около объекта съемки на всем протяжении эксперимента оказалась незаменимым инструментом.

Еще одну возможность предоставила нам документ-камера - почувствовать себя актерами-кукловодами. Организовать теневой театр можно и без громоздких занавесов. Вырезав фигурки из черного картона, прикрепляем к ним проволочки и начинаем действо. Два кукловода лихо управились с десятком объектов, зрители рукоплескали. Дети не только придумали сюжет, изготовили персонажей, но предложили технологию воплощения: перемещаем темные объекты на белом столе под документ-камерой, а проектор помогает проецировать все на большой экран.

Увлеченных мультипликацией из объектов, опять выручит возможность камеры стационарно делать съемку из одной и той же точки. Цифровое повествование, сделанное своими руками, всегда привлекает внимание, но важен не только конечный результат, но и сам процесс. Используя документ-камеру в качестве инструмента работы, можно охватить большую часть учащихся, т.к. процесс работы становится проще.

Кто занимался осибаной (картина из растений) знает, как трудно и долго готовится материал для творчества, но дети хотят получить готовый результат быстрее. Используя инструмент документ-камеры получаем двойной эффект из одного и того же материала собираем разные картины, не тратим время на подготовку растений. Сначала напрашивается прием, когда сразу под камерой складываем задуманную композицию, а потом ее просто фотографируем сверху. Сегодня распространился еще один "живописный прием” в создании коллажей и натюрмортов - сканирование (прием трансформировался из мира фотографий, когда их еще печатали дома при красном свете). Имея под рукой документ-камеру, переворачиваем стол, кладем на него стекло, собираем композицию и делаем снимок снизу. Попробуйте - не пожалеете затраченных усилий. Есть еще и третий способ получение коллажей в стиле осибаны. Снимаем каждый объект отдельно, обрабатываем в графическом редакторе, сделав фон прозрачным и не отрываясь от компьютера, складываем, копируем изображения в нужном порядке, но это уже другая задача - не для документ-камеры.
Планерки, педсоветы - еще одна возможность доказать, что без документ-камеры работать не комфортно. Почему-то руководство на таких мероприятиях пытается озвучить информацию, держа в руках бумагу. Все становится нагляднее, когда этот лист с информацией попадает в объектив документ-камеры. Эффект "салфетной визуализации” знаком значительной части творческого населения. Во время разговора, слушания доклада, на подручных материалах возникают краткие записи, схемы, изображения - поделиться ими по "горячим следам” бывает очень важно и если эта большая аудитория, то и проецировать маленький набросок придется на большой экран. Документ-камера поможет не только воспроизвести, но и обсудить спонтанно возникшую идею, зафиксировать ее в цифровом формате.

Использовать документ-камеру, как инструмент для воплощения творческих идей как одного человека, так и целой группы. Приемы работы таковы, что ни возраст, ни компетенции не влияют на качественное применение устройства. Чаще всего в школе оборудование используется на уроках, внеурочных мероприятиях и реже на совещаниях, семинарах.
Долго ли коротко ли сказка сказывается, а время летит быстро, вот уж пять годков минуло.
Появилось на рынке новое оборудование, с новыми возможностями, а, следовательно, и новыми творческими планами. Теперь документ-камеры могут еще больше, фактически это уже три устройства в одном. Новые возможности оборудования не отменяют сложившихся педагогических практик, они лишь обогащают их.

Узнав о возможности документ-камеры записывать еще и звук, сразу захотелось воплотить идею скайбинга в жизнь. Нарисовать историю, сразу ее озвучивая. И хотя профессионалы так не рекомендуют делать, но поэкспериментировать очень хочется. А пока такой возможности не представилось, пользуемся "подручным” ПО. Мой последний этюд http://www.youtube.com/watch?v=JcIunIleo6Y
А возможно в будущем серьезно задумаюсь над идеей воплощения "перевернутого класса”. Записывать одновременно звук и видеоизображение с новым оборудованием станет совсем просто.



3 место: Казарянц Елена Владимировна, Лошкарева Мария Викторовна

Преподаватели начальных классов МБОУ Видновский художественно-технический лицей Ленинский район МО

«Применение документ-камеры на уроках в начальной школе»

Чтобы успешно реализовать основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС, необходимо создать современную информационно-образовательную среду. Современные образовательные технологии деятельностного типа требуют введения новых инструментов, которые позволяют обеспечить практико-ориентированную деятельность обучающихся. К такому инновационному инструменту относится документ-камера.

Принцип наглядности в начальной школе особенно важен, так как учащиеся начальных классов имеют наглядно-образное мышление, через которое они воссоздают форму, структуру объектов, понимают сущность явления, устанавливают связи.

Документ-камеру мы используем на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии и ИЗО. Она позволяет наглядно продемонстрировать экспериментальную работу (работа над ошибками, контрольное списывание, математические диктанты, каллиграфия, тесты, рабочая тетрадь и т.д.), зафиксировать затруднения, что обеспечивает формировать исследовательские навыки детей. Оборудование данного типа дает возможность наглядно продемонстрировать этапы практической деятельности (работа по шаблону, вышивка, работа с тканью и т.д.). На уроках русского языка, математики и литературы использование документ - камеры возможно на всех этапах. Достаточно часто она используется на этапе объяснения нового материала и при контроле знаний. Очень удобно при помощи камеры анализировать письменные работы учащихся, указывая на конкретные ошибки.

Примеры использования документ – камеры на различных уроках в начальной школе:

  1. Демонстрация предметов, имеющих различные геометрические формы.
  2. Демонстрация мелких частей объектов.
  3. Проверка и исправление домашних работ учащихся.
  4. Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов.
  5. Составление набора предложений и идей при мозговом штурме .
  6. Демонстрация брошюр, книг, альбомов.
  7. Подключение к микроскопу.
  8. Разделение предмета на мелкие детали с последующей демонстрацией.
  9. Демонстрация видеоряда в качестве набора иллюстраций к рассказу .
  10. Возможность быстрого редактирования письменных работ.
  11. Работа над структурой предложения.
  12. Отработка орфографии.
  13. Отработка грамматических структур.
  14. Демонстрация художественных изделий, выполненных учащимися.
  15. Демонстрация слов при обучении чтению на ранних этапах.
  16. Демонстрация правил чтения гласных звуков и общих фонетических правил.
  17. Демонстрация процессов выполнения творческих заданий по ручному труду (рисование, шитьё, вышивание, лепка)
  18. Решение уравнений.
  19. Работа с тестами.
  20. Выполнение заданий на словообразование.
  21. Демонстрация решения сложных математических задач.
  22. Сравнение изображений с реальными объектами.
  23. Демонстрации движения пластилиновых фигурок
  24. Демонстрация иллюстрированных изданий.
  25. Работа со словарём.
  26. Демонстрация основных математических операций: сложения, вычитания, умножения, деления и т.д.
  27. Демонстрация карточек с изображениями предметов.
  28. Использование всем классом одной книги для чтения вслух.
  29. Демонстрация рецептов для приготовления блюд на уроках кулинарного искусства.
  30. Демонстрация языка жестов и пальчиковых игр.
  31. Демонстрация техники рисования и живописи.
  32. Демонстрация работ учащихся в виде фотографий, рисунков, отчетов и т.д.
  33. Проверка домашней работы.
  34. Сравнение литературных стилей.
  35. Сравнение литературных жанров.
  36. Демонстрация требований к написанию сочинения, состоящего из пяти абзацев.
  37. Демонстрация измерений: метрических, весовых, объема тел и жидкостей и т.д.
  38. Демонстрация лабораторных исследований.
  39. Работа с буквами и цифрами в начальной школе.
  40. Обучение лексике.
  41. Обучение определению времени в начальной школе.
  42. Демонстрация мелких частей цветка: пестика, тычинок, лепестков.
  43. Работа с календарём: название года, месяца, дня недели, даты.
  44. Обучение обращению с единицами, десятками, сотнями и т.д. (например, на счетных палочках, спичках или счётах).
  45. Демонстрация сведений об известных людях или исторических событиях.
  46. Демонстрация высказываний (цитат).
  47. Демонстрация расписания уроков.
  48. Сравнение формы и структуры листьев.
  49. Демонстрация этапов проведения научных исследований.

Работа с документ – камерой расширяет кругозор учащихся, они активно участвуют в работе, помогает изучению и закреплению нового материала.

Центр Школьной Комплектации выражает искреннюю благодарность всем участникам конкурса и отдельное «Спасибо» нашим финалистам!

Ахромеева Татьяна Владимировна16.07.2013 139460 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar