РАЗРАБОТКИ

Другие модули


ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАНИМЕТРИИ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАНИМЕТРИИ

В. Ю. Черевко

В качестве основных направлений развития математического образования на современном этапе выделяется информатизация, которая заключается как в развитии личности учащегося, так и в реализации целей обучения математике с использованием современных средств обучения. Развитие личности учащихся, как главная задача обучения, закрепленная в нормативных документах, является общей основой и развития информационных технологий, и реализации исследовательской деятельности. В этой связи использование информационных технологий в обучении в целом, и геометрии, в частности, в условиях развития исследовательской деятельности учащихся, как одного из основных средств интеллектуального развития личности, представляет собой важное направление в методике обучения математике.
Использование компьютера способствует оптимизации учебного процесса и изменению роли учителя, который теперь выступает в качестве направляющего звена учебной деятельности. Учащиеся, в свою очередь, получают определенную самостоятельность в учебной деятельности, что создает условия для формирования благоприятного отношения к использованию информационных технологий.
При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:
 расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
 привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
 развитие познавательных способностей учащихся;
 интегрированное обучение предмету.
При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.
Исследовательская деятельность учащихся является важнейшим фактором активизации познавательной деятельности. Раскрывая методические особенности организации учебных исследований можно сказать о том, что они могут использоваться как с целью открытия новых знаний учащихся, так и для закрепления уже раннее изученных.
В процессе обучения математике, в частности планиметрии, у учеников формируются такие компоненты мышления, которые необходимы не только для усвоения новых областей знаний, но и для обеспечения успешности в других сферах деятельности. В первую очередь, это развитие абстрактного и логического мышления, и в то же время приобретения опыта творческой деятельности. Именно учебное исследование как метод обучения математике способствует формированию творческого мышления.
На первых уроках, которым соответствует тема «Четырехугольники», целесообразна организация такой исследовательской деятельности, которая помогла бы ученикам самим сделать вывод о сумме углов выпуклого многоугольника. Рассмотрим пример такого исследования.
Задание 1. С помощью разбиения на треугольники найдите суммы
углов выпуклых многоугольников:
а) девятиугольника;
б) одиннадцатиугольника;
в) сделайте вывод о сумме улов выпуклого многоугольника.
Для выполнения задания учитель предлагает учащимся разбиться на пары. Выполнив разбиение многоугольников в программе «Живая геометрия» (рис. 1), им нужно будет заполнить предложенную учителем таблицу (табл. 1).
Рис. 1.
Исследуя полученные данные, ученики делают вывод, и пытаются вывести общую формулу для нахождения суммы углов выпуклого многоугольника.
Таблица 1
Выпуклый многоугольник Кол-во треугольников Сумма углов выпуклого многоугольника
9-угольник
11-угольник
Вывод:

Формула:

С помощью программы «Живая геометрия», можно провести следующее исследование по теме «Параллелограмм и трапеция».
Задание 2. Сумма углов при одном из оснований трапеции равна 90 градусов. Докажите, что отрезок, соединяющий середины оснований трапеции, равен их полуразности.
Исследование можно провести, не разбивая учащихся на группы. Каждый ученик в программе «Живая геометрия» строит свою трапецию, сумма углов при одном из оснований которой равна 90°, например (рис.2), затем все варианты записываются в одну таблицу (табл. 2), на основании данных которой ученики убеждаются в верности гипотезы, делается вывод и проводится доказательство.

Рис. 2.
Таблица 2
45° 90° ………… ………… …………
45° Да
90° Да
……….. ………
………… ………
…………. …………

Вывод:

Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены