РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль и значение текста при проблемном обучении иностранному языку

Роль и значение текста при проблемном обучении иностранному языку

Автор: Аликаева Татьяна Олеговна

Текст является одной из основных учебно-методических единиц обучения, а проблема понимания текста как средства приобщения к общечеловеческой культуре и присвоения ее, наделения личностными смыслами в процессе декодирования подтекста имманентно предполагает также его воспитательный и развивающий потенциал.

Объективные потребности современного общества обусловили изменение содержания и методов обучения. Как подчеркивается многими исследователями, наиболее адекватной формой обучения на современном этапе является проблемное обучение, которое, моделируя и создавая в рамках учебного процесса условия диалектического развития, обладает большим потенциалом для личностного развития обучающихся. Обучение может быть проблемным как по форме, так и по содержанию. Так, наполненность текста проблемным содержанием или проблематизация непроблемного текста влечет за собой не только развитие творческих интеллектуальных возможностей учащегося, но и воспитание его как творческой личности, воспитание и развитие его духовно-познавательных возможностей. В связи с чем закономерно возникают вопросы: с каких позиций возможно рассмотрение текста и какова его роль и значение в учебном процессе? Каким должно быть его содержание? С какой целью и как мы хотим его применить? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Основываясь на понимании роли текста как феномена культуры, с одной стороны, и как продукта речевой деятельности, с другой стороны, считаем возможным в этом контексте выделить два аспекта: лингвокультурологический и лингвопсихологический.

В первом случае понимание текста может быть представлено как установление взаимосвязи между языковыми явлениями в тексте и достижением понимания его в контексте культур, что обусловливает достижение цели познания языка как средства познания культуры народа. По мнению В. фон Гумбольдта, язык должен рассматриваться не как мертвый продукт, а как созидающий процесс, как постоянная деятельность, превращающая звучащую материю в выражение мысли.

Во втором случае понимание текста как продукта речевой деятельности является отражением коммуникативно-деятельностной природы человека. Рассматривая речевую деятельность как реализацию общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения, И.А.Зимняя отмечает, что «текст как продукт говорения представляет собой достаточно полную и сложную объективацию объекта говорения - мысли и в то же время опосредованный языком процесс отражения самой действительности» [1].

Текст как средство обучения детерминирует учебную деятельность. С одной стороны, следует учитывать в этом контексте, что текст (лат. textum - ткань, соединение) выступает как связь автора и читателя, это обусловливает изначально диалогичную природу тек¬ста. С другой стороны, понимание текста может быть рассмотрено как процесс овладения значениями и смыслами, заложенными в тексте, и порождение собственных смыслов. Следовательно, цель обучения чтению состоит не только в овладении значениями, скрытыми за лексико-грамматической формой предложений, но и в его осмыслении, умении увидеть в одном тексте другой текст, «лежащий по ту сторону печатного текста» (В.С.Библер), умении выйти за его рамки.

Понимание текста как феномена культуры включает в себя овладение не только значениями, но и осмыслением значениями, то есть наделение их личностными смыслами, поскольку значение принадлежит языку, а смысл - личности. При декодировании текста, расшифровке внешней картины мира, отображенной в нем, субъект является носителем своей внутренней картины мира и личностных смыслов (А.Н.Леонтьев). Слово своим значением раскрывает содержательную сторону текста, а своим смыслом предполагает ценностное отношение к нему. Универсальные смыслы становятся для участников коммуникации ценностно-личностными смыслами (В.С.Библер), побуждающими к личностной рефлексии.

Проблема обучения иностранному языку в современных условиях общественного развития есть проблема обучения, воспитания и развития творческой личности средствами иностранного языка, формирование индивидуального мировоззрения, системы личностных ценностей. Приобщение обучающихся посредством языка к культуре другого народа позволяет увидеть себя, другого, наряду с чужим, другим, более глобально. Однако это различие более четко выделяет и общие признаки, общую грань - принадлежность к общему роду.

Как отмечалось выше, проблемное обучение иностранному языку может быть проблемным как по форме, так и по содержанию. Однако форма проблемное может быть внутренней или внешней. Скрытая проблемность, существующая на уровне смысла текста, а не его значения, несет в себе гораздо больший потенциал для развития мыслительной деятельности человека. Жизнеспособность тек¬ста, его жизнь на протяжении многих веков, по Е.В.Ковалевской, «прямо пропорциональна «заряду» проблемности в нем» [2]. В процессе чтения, продуктом которого является понимание чужой мыс¬ли, и говорения (продукт - собственное высказывание) рождается новый текст, наполненный новыми смыслами для другого, происходит этап означения смысла.

Нам представляется, что наиболее уместными в рамках рассматриваемой проблемы могут быть следующие тексты: пословицы, поговорки, афоризмы, басни, поэтические произведения и т. п., то есть такие тексты, которые, обладая небольшими формами, отличаются глубиной заложенной в них мысли, внутренним планом, духовностью, существующей как реальный феномен. Смысловое содержание таких текстов эксплицитно или имплицитно обладает проблемностью, которая является условием развития субъекта и объекта. Проблемное обучение иностранному языку в этом контексте наиболее полно будет способствовать раскрытию содержания текстов. На основе этих текстов в процессе декодирования подтекста (этап понимания смыслов) создается ряд проблемных задач духовно-познавательного плана. Личностнозначимое содержание таких проблем для студенческого возраста наполняет их «личностными смыслами», что способствует их «присвоению». В процессе решения этих задач происходит возникновение «нового» текста (этап порождения). Таким образом, текст через многоролевой диалог, все время перерождаясь, наполняясь новыми смыслами, является живым источником, имеющим не только материальную сторону, но и духовную, посредством которого личность актуализирует всю историю культуры в коммуникативно-деятельностной форме и развивается.

Формирование и развитие активного творческого субъекта в деятельности и общении с другими людьми, способного осуществлять вследствие этого творческую деятельность, то есть творить или со-творить культуру, и является целью изучения иностранных языков в контексте проблемного подхода. Текст же может быть представлен как то, в чем воплощаются все языковые явления, «все аспекты языка» и все характеристики личности и ситуации общения (И.А.Зимняя), с одной стороны, и как диалог культуры, наполненный концентром смыслового содержания, продукт мысли человечества, побуждающий к рефлексии, творчеству, самореализации, то есть к духовному развитию личности, в чем выражается, в частности, его воспитательная и развивающая функции.

Использованная литература

  1. Зимняя И.А. Лигвопсихология речевой деятельности. - Москва -Воронеж, 2001.-432 с.
  2. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам): Книга 2. - М., 2000. -256 с.
Аликаева Татьяна Олеговна02.03.2015 9490 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar